ДЛИТЕЛЬНОЕ ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ПАМЯТИ


Эксперименты по оптимизации перерывов между повторениями показали, что повторения следует организовать так:

первое повторение — через 15-20 минут после завершения усвоения запоминаемого материала (причем если материал слишком легкий или очень интересный, то повторять можно и через 25-30 минут, но если, наоборот, материал труден или неинтересен, то нужно повторять через 10-12 минут после его усвоения);

второе повторение — через 6-10 часов после окончания предыдущего

повторения (сложный и неинтересный — через 4-5 часов, а легкий и интересный — через 11-14 часов);

третье повторение — через 20-30 часов после окончания второго повторения (сложный и неинтересный — через 16-18 часов, а легкий и интересный — через 36 часов).

Для организации повторения по такому графику необходимо предварительно подготовить запоминаемый текст. Весь запоминаемый материал следует разделить на части таким образом, чтобы на усвоение каждой части при первом прочтении затрачивать минут по 15. Понятно, что при повторении изученной части текста Вы будете затрачивать минут по 5 вместо 15 при его первом прочтении. Для удобства в работе пронумеруйте части текста: № 1, № 2, № 3 и т. д. После этого можно приступить к повторению:

  • 15 мин.изучение части № 1;
  • 15 мин.изучение части № 2;
  • 5 мин.первое повторение части 1;
  • 15 мин.изучение части № 3;
  • 5 мин.первое повторение части 2;
  • 15 мин. — изучение части № 4;
  • 5 мин. — первое повторение части М3;
  • 15 мин. — изучение части № 5;
  • 5 мин.первое повторение части №4 и так далее до последней части текста.

Далее после изучения и первого повторения каждой части график последующих повторений выглядит тик:

ДЛИТЕЛЬНОЕ ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ПАМЯТИ

Если же у Вас имеется возможность уделить повторению много дней, то следующее повторение проведите в конце пятого дня с перерывом в двое суток, следующее повторение — в конце девятого дня с перерывом в четверо суток и т. д. Перерывы с каждым повторением удваиваются.

Все вышесказанное относится к тем случаям, когда требующий запоминания материал содержит около 30-40 частей. Если же .материал небольшой, например, две-три страницы доклада или стихотворение в 1-2 страницы, то для повторения по тому же принципу требуется меньшее количество дней.

Напротив, если материал для запоминания большой (от 50 до 100 частей), то в зависимости от Ваших ресурсов времени нужно разделить весь материал на два неравных раздела (первый раздел должен быть несколько больше второго, примерно 60 и 40 частей в каждом). Работу с каждым разделом следует проводить отдельно, выбрав один из вариантов повторений:

Вариант первый: в течение двух дней

Первый день — изучение и повторение всех частей первого раздела;

второй день — изучение и повторение второго раздела материала.

Вариант второй: в течение трех дней

Первый день — изучение и повторение первого раздела всего материала;

второй день — изучение и повторение второго раздела материала;

третий день — одно повторение всего материала.

Вариант третий: в течение пяти дней (предпочтительный)

Первый день — изучение и повторение первого раздела всего материала;

второй день — одно повторение первого раздела;

третий день — изучение и повторение второго раздела материала;

четвертый день — одно повторение второго раздела;

пятый день — одно повторение всего материала.

Особо нужно отметить запоминание маленькой по объему информации, которая может часто встречаться внутри текста. К такой информации могут относиться числовые величины, термины, короткие фразы, названия, формулы, имена и т. п.

Чтобы запомнить подобную информацию в процессе чтения или слушания, нужно повторять ее в течение 10-20 секунд после усвоения. Для этого можно произнести ее про себя несколько раз или записать на бумаге, сосредоточив на ней внимание. Правда, маленькая информация может встретиться в читаемом или воспринимаемом на слух тексте несколько раз. В этом случае она будет повторяться сама собой, если Вы эту информацию по смыслу свяжете с содержанием прочитываемой части текста.

Давайте убедимся в том, что такое планирование повторения действительно приведет к качественному запоминанию текста. Для этого Вам предстоит проработать текст, содержащий большое количество фактов. Текст заранее разбит на части.

Вы можете первоначально усвоить текст большими частями. В этом случае текст разбивается на 2 части (слева от колонки текста стоят большие точки, указывающие начало и конец каждой части). Постарайтесь за

10-20 минут внимательно прочитать содержание первой части и запомнить все факты и мысли. Затем также проработайте вторую часть текста в течение 10-20 минут. Так как уже пришло время для повторения первой части, то за минут пять закрепите в памяти все факты и мысли первой части, убедившись в 100%-ном запоминании. Затем подождите, пока не наступит время для повторения второй части. Повторите все факты второй части и убедитесь, что запомнили их на 100%.

Если Вы за 20 минут не успеваете запомнить все мысли и факты большой части текста, то можете усваивать текст меньшими частями. В этом случае частей оказывается три (справа от колонки текста стоят ромбы, указывающие начало и конец каждой части). Постарайтесь за 10-15 минут внимательно прочитать содержание первой части и запомнить все факты и мысли. Затем также проработайте вторую часть текста в течение 10-15 минут. Так как уже пришло время для повторения первой части, то за пять минут закрепите в памяти все факты и мысли первой части и, убедившись в 100%-ном запоминании, начните чтение третьей части. После этого повторите содержание второй части и ожидайте, пока не наступит время для повторения третьей части. Повторите все факты третьей части и убедитесь, что запомнили их на 100%.

Готовы? Начинайте!

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт