ДЛИТЕЛЬНОЕ ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ПАМЯТИ


  • В истории зафиксировано много случаев проявления великолепной профессиональной памяти. 
  • Сергею Рахманинову достаточно было один раз услышать фортепьянный концерт, чтобы сыграть его так, как будто бы он тщательно готовился к исполнению. Говорили, что в этом Рахманинов походил на итальянского композитора и профессора Московской консерватории Ф. Бузони. Музыку, которую слышал Бузони, он мог в точности воспроизвести.

Музыкальная память юного Моцарта — предмет удивления для всех его биографов. Взрослый Моцарт записывал многоголосное произведение, прослушав его один или два раза.

Композитор А. К. Глазунов по памяти восстанавливал партитуру крупных музыкальных произведений.

Французскому художнику Гюставу Доре был заказан рисунок альпийской природы, который он должен был скопировать с фотографии. Доре ушел, забыв фотографию. И все-таки на другой день он принес готовый рисунок, совершенно точную копию, сделанную по памяти.

Чемпион мира по шахматам Александр Алехин мог играть «вслепую» с 30-40 партнерами одновременно, удерживая «в голове» все партии и осуществляя в них самые неожиданные комбинации, рассчитанные за много ходов вперед. Алехин помнил практически все свои сыгранные партии и еще много партий других шахматистов.

О юношеских годах Энрико Ферми, одного из самых крупных физиков XX века, так писал друг его родителей, итальянский инженер Амидей: «Я уже убедился в том, что Энрико достаточно прочесть книгу один раз, чтобы знать ее в совершенстве. Помню, например, как однажды он возвратил мне прочитанную книгу по дифференциальному исчислению. Я предложил ему оставить ее у себя еще на один год с тем, чтобы он смог еще воспользоваться ею. Ответ Ферми был поразительным. «Благодарю вас, — сказал он. — В этом нет необходимости, поскольку я уверен, что запомнил все необходимое. Несколько лет спустя идеи предстают передо мною с еще большей отчетливостью, и если мне понадобится формула, я смогу легко вывести ее». Кроме поразительной способности к наукам, Ферми обладал еще исключительной памятью».

Альберт Эйнштейн, по его собственным словам, уже «в возрасте от 12 до 16 лет овладел основами математики, включая принцип дифференциального и интегрального исчисления». 

• «Овладел»… «усвоил»… «вобрал в себя»… И во всех этих случаях именно память — единственное вместилище теорий, курсов и идей. Память — условие обязательное для расцвета ума и таланта.

Но история также помнит и об отрицательном проявлении памяти, помнит обладателей оригинальной памяти.

В последние годы жизни «король ботаников», великий шведский натуралист Карл Линней утратил все специальные знания. Линней находил удовольствие в перечитывании собственных сочинений. Забыв, что он и есть автор этих книг, Линней восклицал: «Как это прекрасно! Если бы я написал это!» Старость есть старость, и в эти годы он уже больше ничего не создал, может быть, именно вследствие потери памяти.

Вальтер Скотт был в старости столь же забывчив. Однажды он присутствовал при чтении поэмы, которая ему чрезвычайно понравилась. Он спросил имя автора. Оказалось, что автор поэмы «Пират» — он сам.

Жена Достоевского Анна Григорьевна вспоминает, что, когда она работала стенографисткой у Федора Михайловича, она заговорила с ним о его романе «Униженные и оскорбленные». Только пять лет прошло с того дня, когда Достоевский завершил «Униженных и оскорбленных». И тут, к изумлению Анны Григорьевны, Достоевский признался в том, что смутно помнит содержание романа, и обещал на досуге прочесть его, чтобы вспомнить. Психолог бы сказал, что это типичный случай вытеснения, или конкуренции, ведь в этот период Достоевский был занят своим новым романом, тем самым, который он диктовал стенографистке. Новые замыслы, новые образы, новые сильные чувства — старое отодвинулось на второй план, затянулось «дымкой». А там, под этой «дымкой», наверняка хранятся подробнейшие воспоминания.

Но память, связанная с овладением знаниями, далеко не единственный вид памяти, который нужен для творческой деятельности. Попробуйте умножить в уме 12 на 14 — и вы убедитесь, что промежуточное решение 12 х 4 = 48, нужно удержать в памяти, чтобы затем прибавить этот результат к 120 (12 х 10). Такая память нужна, чтобы проводить мысленные операции над числами, понятиями. У некоторых людей она была очень впечатляющей. В конце XIX века был знаменитый «счетчик» Жак Иноди, который прославился исключительной памятью на числа и способностью молниеносно производить вычисления. При этом Иноди, в прошлом пастух, не умел ни читать, ни писать, кругозор его был сжат до предела. Все вычисления он производил устно, откладывая промежуточные результаты в памяти, подобно тому как это делает ЭВМ. Он мог прервать подсчет и заниматься другими делами с тем, чтобы по первому требованию продолжить вычисления с того самого места, на котором он остановился. Совершенно очевидно, что Иноди обладал той самой памятью, которую использует любой исследователь, продвигаясь к решению задачи через джунгли промежуточных результатов и выводов.

Известна история швейцарского крестьянина, который в любую минуту дня и ночи мог ответить на вопрос, который час. Внутренне, про себя, он отсчитывал секунды и минуты и каждые отсчитанные пять минут прибавлял к тому, что уже хранилось в его памяти. Эту работу, подсознательно, он не прекращал даже ночью, откладывая в памяти секунду за секундой, минуту за минутой, час за часом… 

Человечество не знало «беспамятных» талантов и гениев, но человечество помнит и людей с феноменальной памятью, которые не обогатили, однако, мир своими творениями. Подобно титанам живописи, литературы и науки высятся над общим уровнем человечества эти титаны памяти, и люди всегда с обостренным вниманием и интересом присматривались к ним.

Так, выходивший в Санкт-Петербурге журнал «Наука и жизнь» в № 41 за 1891 год известил своих подписчиков: «В Англезео живет человек, имеющий доступ к местным метрическим книгам, прилежно изучающий их интересное содержание. В результате, он теперь в состоянии без малейшего замешательства сказать с точностью не только возраст каждого рожденного в 5 приходах за последние 35 лет, но даже и день, в который появился на свет божий каждый обыватель». Но никакого полезного дела он не сделал. И нельзя сказать, что он был счастлив тем, что обладал такой вот ненужной памятью.

Среди всемирно известных полиглотов выделялся хранитель Ватиканской библиотеки кардинал Джузеппе Меццофанти, который владел 57 языками.

К титанам памяти примкнул и наш соотечественник — репортер Шер-шевский. Известный советский нейропсихолог А. Р. Лурия посвятил Шершевскому одну из своих лекций в МГУ им. М. В. Ломоносова. Притихшая аудитория услышала, как еще в 1926 году в лабораторию А. Р. Лурии пришел молодой человек С. В. Шер-шевский — ему было около 30 лет — и сообщил, что он репортер вечерней газеты и что редактор направил его в лабораторию, чтобы исследовали его память. Лурия спросил, какими мотивами руководствовался редактор, и получил ответ: один раз редактор вызвал Шершевского и дал ему ряд поручений. Тот все это выслушал и отправился их выполнять. Тогда редактор вернул его и спросил, почему он ничего не записал. «Я и так запомню», — ответил репортер. Удивленный редактор попросил повторить задание, и когда тот безошибочно сделал это, редактор направил его в психологическую лабораторию.

Когда Лурия попытался исследовать объем и прочность памяти Шер-шевского, он убедился, что практически нет способов установить «границы памяти» репортера. Ему предлагали

30, 40, 100 слов, цифр или картин, он слушал или смотрел один раз, затем повторял с начала к концу, с конца к началу. Он без труда мог сказать, какое слово идет вслед за другим, причем никаких специальных приемов для запоминания у него не было. Можно было без предупреждения проверить, удерживает ли память Шершев-ского все это через неделю, месяц, год, два года, 15-20 лет, — и всегда получить от него совершенно точные ответы. Никакого «забывания» у испытуемого не было.

Шершевский одинаково легко мог запомнить формулы, цифры, слова на русском или на любом иностранном языке, бессмысленные слоги или звукосочетания. Все это воспроизводилось с абсолютной точностью.

«Маленькую книжку о большой памяти» А. Р. Лурия посвятил феноменальной памяти Шершевского, его уму. Исполненный уважения к дару природы, которым владел этот человек, дару, который так много дал психологам, Лурия заканчивает свой рассказ о нем с некоторой грустью: «Так он и оставался неустроенным человеком, человеком, менявшим десятки профессий, из которых все были «временными». Он выполнял поручения редактора, он поступал в музыкальную школу, он играл на эстраде, был рационализатором, затем мнемонистом, вспомнил, что он знает древнееврейский и арамейский языки, и стал лечить людей травами, пользуясь этими древними источниками… И трудно было сказать, что было реальнее — мир воображения, в котором он жил, или мир реальности, в котором он оставался временным гостем…»

Многие психологи считают, что человек запоминает практически все, с чем сталкивается в жизни, но не все потом воспроизводится его памятью, хотя в исключительных случаях эти забытые воспоминания вдруг обнаруживают себя.

Существует история одной простой служанки, которая, заболев, заговорила на каких-то древних языках. Специалисты разобрали, что больная изъяснялась фразами на древнегреческом, латинском и древнееврейском языках. Позже выяснилось, что задолго до болезни девушка работала у пастора, любителя древних языков, и, совершенно не понимая смысла, запомнила длиннейшие тексты, которые пастор читал вслух. Болезнь «включила» таинственный «магнитофон» ее памяти, выздоровление вновь «выключило» тот отрезок ленты, на котором запечатлелись следы лингвистической страсти пастора. 

Где же хранятся все эти сведения? Как записаны в памяти формулы и строки стихов, нормы поведения и героические традиции, хронологические таблицы и нежный запах сирени?

Усвоили текст и затем повторили его?

Теперь попробуйте вспомнить содержание текста через день, и Вы убедитесь в надежности системы повторения. Припоминание текста проведите путем пересказа всех фактов своим знакомым и близким. Заодно Вы доставите им удовольствие!

Мы рассмотрели вопрос о том, как проводить процесс повторения во времени. А теперь поговорим о том, в каких формах можно проводить повторение.

Процесс повторения можно проводить в следующих формах:

  • а) мысленное припоминание усвоенной информации;
  • б) повторное усвоение с последующим пересказом;
  • в) повторное усвоение с пересказом про себя;
  • г) повторное усвоение с последующим письменным изложением основных пунктов материала;
  • д) выборочное усвоение некоторых частей текста;
  • е) поверхностный просмотр всего материала;
  • ж) детальное и углубленное изучение материала;
  • з) применение на практике.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт