МУРАВЬИНЫЙ ЛЕВ


Муравьиный лев — хрупкое насекомое с длинными тонкими крыльями. Но настоящим «львом» является не взрослое насекомое, а всего лишь его личинка, так как именно личинка муравьиного льва — прожорливый хищник.

Личинка вырывает в песке воронку и прячется на дне. Размеры воронки зависят от аппетита — чем она голоднее, тем больше воронка. Жертва-насекомое, ступив на край воронки, вызывает песчаный обвал. Это сигнал для муравьиного льва: меткими «выстрелами» песчинок он сбивает жертву на дно воронки, а затем убивает ее порцией яда. Он впрыскивает в тело жертвы пищеварительный сок, а позже высасывает тело. Остатки он выбрасывает из воронки ударом головы.

Муравьиные львы способны бороться с насекомыми, превосходящими их размерами в несколько раз. Помогают им в этом щетинки на голове, цепляющиеся за песок, как якоря.

В стадии личинки муравьиные львы проводят несколько лет. Лишь на третий-четвертый год они превращаются во взрослых особей.

Запишите затраченное время: _ мин._ сек.

Сравните время чтения этого текста с НОРМАТИВНЫМ. Сделайте выводы.

Оцените ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ. В своей тетради напишите все мысли и факты, которые Вы смогли запомнить во время чтения.

Написали? Больше не можете вспомнить?

Теперь оцените припоминание. Не заглядывая в текст, не внося в написанный Вами список мыслей изменения и дополнения, ответьте на вопросы.

МУРАВЬИНЫЙ ЛЕВ

1. Опишите муравьиного льва. _

МУРАВЬИНЫЙ ЛЕВ

А еще Вам предстоит по памяти составить структурную схему всего текста. Вначале начертите схему из основных мыслей абзацев.

Начертили? Теперь составьте связный рассказ из основных мыслей.

Сверьте полученную схему и составленный рассказ:

Настоящим «львом» является не взрослое насекомое, а его личинка, так как именно личинка муравьиного льва является прожорливым хищником. Он охотится на насекомых. Муравьиные львы способны бороться с насекомыми, превосходящими их по размерам в несколько раз. Кстати, в стадии личинки муравьиные львы проводят несколько лет.

МУРАВЬИНЫЙ ЛЕВ

Обратите внимание, что в качестве основной мысли во втором абзаце выступает предложение, которого нет в тексте. Это и есть неявно выраженная основная мысль абзаца. Она составлена на основе фактического материала второго абзаца.

А теперь составьте структурные схемы каждого абзаца и соедините их со схемой текста.

Составили? Сверьте: Примечание. Представленная здесь структурная схема текста является версией. Возможно, Вы начертите другую схему и со своей позиции будете считать ее правильной. Споры в данном случае не имеют смысла.

Если в построении структурной схемы у Вас все же возникли затруднения, возможно, Вам следует еще несколько дней посвятить этой работе.

Приступайте к проверке письменных работ. Вначале оцените ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ — сверьте список написанных Вами мыслей со следующим списком и проставьте себе проценты:

—    6,6% за мысли, сформулированные в полном виде и с той же точностью, что мысли из образцового списка (полной и точной можно назвать Вашу мысль, если она содержит все существенные детали из образцовых мыслей);

—    от 1 до 6% за мысли, сформулированные почти также, как и в образцовом списке, но с неточностями или пробелами;

МУРАВЬИНЫЙ ЛЕВ

0% за неправильно сформулированные мысли.

Примечание. Если написанная Вами мысль содержит 2 мысли из образцового списка, то ставьте себе 6,6%+ 6,6%= 13,2%.

Образцовый список мыслей из текста:

  1. Муравьиный левхрупкое насекомое с длинными тонкими крыльями.
  2. Настоящим «львом» является не взрослое насекомое, а его личинка, так как именно личинка муравьиного льва является прожорливым хищником.
  3. Личинка вырывает в песке воронку и прячется на дне.
  4. Размеры воронки зависят от аппетита личинкичем она голоднее, тем больше воронка.
  5. Жертва-насекомое, ступив на край воронки, вызывает песчаный обвал.
  6. Песчаный обвал, созданный будущей жертвой, является сигналом для нападения.
  7. Меткими «выстрелами» песчинок муравьиный лев сбивает жертву на дно воронки.
  8. Муравьиный лев убивает жертву порцией яда.
  9. Муравьиный лев впрыскивает в тело жертвы пищеварительный сок.
  10. Муравьиный лев высасывает содержимое тела жертвы.
  11. Остатки добычи муравьиный лев выбрасывает из воронки ударом головы.
  12. Муравьиные львы способны бороться с насекомыми, превосходящими их размерами в несколько раз.
  13. Борьбе с крупными насекомыми муравьиным львам помогают щетинки на голове, цепляющиеся за песок, как якоря.
  14. В стадии личинки муравьиные львы проводят несколько лет.
  15. Через 3-4 года личинки превращаются во взрослых особей.

Теперь сложите полученные проценты: _%.

Этот результат показывает, насколько хорошо Ваша память срабатывает при необходимости самостоятельно ВСПОМНИТЬ содержание КОРОТКОГО И ПРОСТОГО ТЕКСТА.

Перейдите к оценке припоминания — сравните Ваши ответы с правильными ответами и проставьте:

  • —    10% за Ваши ответы, полностью совпадающие с правильными, приведенными ниже;
  • —    от 1 до 9% за ответы, почти совпадающие с правильными;
  • —    0% за неправильный ответ или за отсутствие ответа.

Правильные ответы:

  1. Муравьиный лев является хрупким насекомым. Муравьиный лев имеет длинные тонкие крылья.
  2. Настоящим «львом», т. е. прожорливым хищником является не взрослое насекомое, а его личинка.
  3. Муравьиный лев, выжидая свою добычу, прячется на дне воронки.
  4. Размеры воронки зависят от аппетита личинкичем она голоднее, тем больше воронка.
  5. Жертва-насекомое, ступив на край воронки, вызывает песчаный обвал. Это сигнал для муравьиного льва.
  6. Меткими «выстрелами» песчинок муравьиный лев сбивает жертву на дно воронки, а затем убивает ее порцией яда.
  7. Муравьиный лев впрыскивает в тело жертвы пищеварительный сок.
  8. Остатки пищи муравьиный лев выбрасывает из воронки ударом головы
  9. Муравьиные львы способны бороться с насекомыми, превосходящими их размерами в несколько раз. Помогают им в этом щетинки на голове, цепляющиеся за песок, как якоря.
  10. В стадии личинки муравьиные львы проводят несколько лет (три-четыре года).

Сложите полученные проценты: _ %

Этот результат показывает, насколько хорошо Ваша память срабатывает при необходимости ПРИНУДИТЕЛЬНО ВСПОМНИТЬ СОДЕРЖАНИЕ КОРОТКОГО И ПРОСТОГО ТЕКСТА.

Подведите итоги очередного теста по оценке качества запоминания маленького текста:

Запоминание маленького текста

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

%

ПРИПОМИНАНИЕ

%

Приступайте к выполнению очередного теста для оценки Ваших способностей по запоминанию содержания большого текста. Объем текста примерно в 4 раза превышает объем предыдущего маленького текста. Напишите нормативное время: _

минут. Если по окончании чтения Вы обнаружите, что прочитали быстрее НОРМАТИВНОГО ВРЕМЕНИ, то за оставшееся время проработайте текст еще раз.

По окончании чтения контрольного текста Вам предстоит письменно изложить свыше тридцати мыслей и ответить на вопросы. При чтении текста постарайтесь реализовать все отработанные умения (перечитайте список из 10 пунктов, приведенных перед текстом о муравьях).

Учтите, что большой текст лучше читать по частям. Вначале прочитайте первый абзац и мысленно обобщите его — выделите основную мысль и свяжите ее с фактами абзаца, затем закрепите в памяти полученную связку путем мысленного припоминания

и, если понадобится, путем беглого перечитывания абзаца. Также проработайте второй абзац. Затем мысленно объедините оба абзаца. Проработав третий абзац, объедините их по смыслу, мысленно представьте схему рассуждений автора. И так до конца текста (в тексте всего пять крупных абзацев). В конце работы повторите

весь текст целиком и, если понадобится, пробелы восстановите путем выборочного прочтения текста. Но помните, что нужно уложиться в НОРМАТИВНОЕ время.

В первом абзаце текста содержится много чисел. Для запоминания подобного материала постарайтесь делать записи непосредственно во время чтения — начертите схему взаимосвязи чисел, постарайтесь установить не только смысловые связи между ними, но и какие-либо ассоциативные связи (ярко представьте образы цифр, произнесите числа вслух и вслушайтесь в их звучание, произведите арифметические действия, найдите делимость одних чисел на другие и т. п.).

Готовы? Начинайте!

ИПОХОНДРИК БОФ

Прочность памяти зависит от выполнения некоторых условий. Среди этих условий едва ли не первое место занимает повторение. Повторение необходимо. Немецкий психолог Герман Эббингхауз исследовал повторение досконально. Эббингхауз брал ряды бессмысленных слогов (например, БОФ, ПБЕ, НЭШ, ШДО), состоящих из двух согласных и одного гласного, и выучивал их наизусть. Отсутствие смысла должно было исключить возникновение ассоциаций и позволить исследовать механическое запоминание в чистом виде. Через час после заучивания Эббингхауз настолько позабыл свои слоги, что для полного их воспроизведения вынужден был выучить половину слогов заново. Через восемь часов он забыл две трети выученного. Потом он выяснил, что если материал сложен и для его заучивания требуется много повторений, то выгоднее не разделаться с ними сразу, а растянуть их. Эббингхауз взял ряд из 12 слогов и выучил его наизусть, повторив 68 раз. На другой день он попытался его воспроизвести. Часть слогов позабылась, и для нового заучивания понадобилось 7 повторений. Тогда он распределил повторения 12 слогов на 4 дня и перед началом каждого заучивания 1 раз прочитывал слоги. На четвертый день для воспроизведения ему потребовались те же 7 повторений, но зато предшествовало им уже не 68 повторений, а только 38. Следовательно, разумное распределение повторений экономит половину сил.

У заучивания обнаружились и другие закономерности, например «фактор края». Слова, которые находятся в начале и в конце ряда, запоминаются и воспроизводятся лучше тех, которые находятся в середине. Попробуйте выучить, а потом воспроизвести стихотворение, и первыми в вашем сознании возникнут рифмующиеся слова, затем слова, с которых начинаются строки, и уж потом слова, находящиеся посередине. Переход к следующему слову тормозит следы предыдущего, а стремление запомнить или припомнить предшествующее мешает операции с последующим. В первом случае происходит «действующее назад» торможение, а во втором — «действующее вперед» торможение. Слова, стоящие с краю, такого двойного торможения не испытывают, а потому и проявляются из памяти первыми.

С эффектом торможения во многом совпадает еще одно явление, которое некоторые психологи считают одной из главных причин забывания. Оно называется интерференцией. Явление интерференции заключается в том, что чем больше новый материал похож на старый, тем хуже закрепляется в памяти тот недавно выученный старый материал. Физиологи объясняют это тем, что сходные раздражители новой информации начинают занимать те же самые клетки мозга, которые были заняты раздражителями старой информации, и, накладываясь на старые, как бы не дают им ходу. «Если вам предстоит готовить уроки по алгебре, истории и литературе, — писал психолог Б. М. Теплов, — то порядок «история, алгебра, литература» будет много продуктивнее порядка «история, литература, алгебра».

Кстати, помните ли вы те четыре слога, которые мы привели в качестве примера в начале текста? Скорее всего, нет. Во-первых, они бессмысленны, а бессмысленный материал запоминается хуже всего. Если он сразу не вызовет никаких ассоциаций, например, не напомнит звуковым сходством какое-нибудь знакомое слово или не рассмешит нелепым звучанием, то нечего и рассчитывать на запоминание. Во-вторых, потому, что у нас эти слоги занимали второстепенное место, ведь выбраны они были наугад и можно было взять другие слуги, а можно было и вовсе обойтись без них. Известно, что лучше запоминается нужная и определенная информация. Внимание всегда стремится сосредоточиться на нужной информации, и смысловая связь для нас всегда важнее, чем случайная ассоциация.

Вы, возможно, не запомнили четыре бессмысленных слога еще и потому, что и не собирались их запоминать. Кроме намерения запомнить информацию, на прочность запоминания влияет и «временная установка» — на какой срок нужно запомнить информацию. Одно дело сказать себе, что выучить надо к определенному дню, а другое — выучить навсегда. После того как срок пройдет, выученное быстро начнет забываться. Если во время запоминания вообще не ставить срок, до которого нужно сохранить в памяти информацию, то запоминание проходит плохо.

Стоп! Запишите затраченное время: _мин._сек.

Сравните это время с нормативным временем чтения большого текста. Сделайте выводы.

Оцените ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ содержания текста — в своей тетради напишите все мысли и факты, которые Вы смогли запомнить во время чтения.

Написали? Больше не можете вспомнить?

Теперь переходите к оценке ПРИПОМИНАНИЯ. Не заглядывая в текст, не внося в написанный Вами список мыслей изменения и дополнения, в своей тетради ответьте на вопросы:

  1. Какое условие едва ли в первую очередь влияет на прочность памяти?
  2. Что исследовал немецкий психолог Герман Эббингхауз и в чем состояла суть его исследований?
  3. Почему он запоминал именно бессмысленные слоги?
  4. Что выяснил Эббингхауз при запоминании сложного материала, требующего большого числа повторений?
  5. Какую часть выученных бессмысленных слогов пришлось учить заново через час после их заучивания?
  6. Какую часть выученных бессмысленных слогов пришлось учить заново через восемь часов после их заучивания?
  7. Как Эббингхауз проводил заучивание 12 бессмысленньлх слогов в течение двух дней?
  8. Как Эббингхауз проводил заучивание бессмысленных слогов в течение четырех дней?
  9. В чем заключается «фактор края» при заучивании?
  10. В чем суть «действующего назад» торможения?
  11. Что такое «действующее вперед» торможение?
  12. Почему слова, стоящие с краю, вспоминаются первыми?
  13. В чем заключается эффект интерференции?
  14. Как объясняют физиологи явление интерференции?
  15. Укажите, какой порядок более продуктивный, если вам предстоит готовить уроки по алгебре, истории и литературе?
  16. Лучше или хуже запоминается новый материал, если он похож на старый?
  17. Почему читатели текста скорее всего не смогут вспомнить слоги, что запоминали в начале текста? Перечислите причины.
  18. За счет чего все же можно было бы запомнить бессмысленную информацию?
  19. Какова еще одна возможная причина того, что читатели текста не запомнили четыре бессмысленных слога?
  20. Как на качество усвоения материала влияет срок, на который нужно запомнить информацию?

Теперь приступайте к проверке выполненных работ с большим текстом.

Вначале оцените, как Вы умеете воспроизводить содержание больших текстов. Для этого сравните каждую мысль из списка воспроизведенных Вами мыслей с мыслями приведенного ниже образцового списка мыслей. По результатам сравнения проставьте себе проценты по следующему принципу:

  • —    ставьте за свою мысль 3%, если Ваша мысль совпадает по смыслу с мыслью из образцового списка;
  • —    если Ваша мысль частично совпадает с образцовой мыслью, то ставьте себе 2%;
  • —    если Ваша мысль имеется в тексте, но в образцовом списке ее нет, то ставьте себе 1%.

Примечание. Если Ваша мысль содержит 2 мысли из двух различных пунктов образцового списка, то за эту составную мысль ставьте себе 3% + 3 % = 6%.

Вот образцовый список мыслей текста:

  1. Среди условий, влияющих на запоминание, первое место занимает повторение.
  2. Немецкий психолог Эббингхауз наизусть выучивал ряды бессмысленных слогов (например, БОФ, ПБЕ, НЭШ, ШДО).
  3. Запоминаемые во время исследований слоги состояли из двух согласных и одной гласной.
  4. Отсутствие смысла в слогах должно было исключить возникновение ассоциаций.
  5. Эббингхауз хотел исследовать механическое запоминание в чистом виде.
  6. Он выяснил, что если материал сложен и для его заучивания требуется много повторений, то выгоднее не разделаться с ними сразу, а растянуть их.
  7. Через час после заучивания бессмысленных слогов Эббингхауз забыл почти половину слогов.
  8. Через 8 часов после заучивания он забыл 2/3 выученных слогов.
  9. В первый день (после распределения повторения на 2 дня) Эббингхауз выучил наизусть ряд из 12 слогов, повторив 68 раз.
  10. На второй день он попытался его воспроизвести. Часть слогов позабылась, и для нового заучивания понадобилось 7 повторений.
  11. Эббингхауз распределил повторения на 4 дня и перед началом каждого заучивания 1 раз прочитывал слоги.
  12. На четвертый день для воспроизведения ему потребовались те же 7 повторений, но зато предшествовало им уже не 68 повторений, а только 38.
  13. Разумное распределение повторений экономит половину сил.
  14. У процесса заучивания имеется «фактор края» — слова, которые находятся в начале и в конце ряда, запоминаются и воспроизводятся лучше тех, которые находятся в середине.
  15. При воспроизведении стихотворения первыми в нашем сознании возникнут рифмующиеся слова, затем слова, с которых начинаются строки, и уж потом слова, находящиеся посередине.
  16. Переход к следующему слову тормозит следы предыдущего (что называется «действующее назад» торможение).
  17. Стремление запомнить или припомнить предшествующее слово мешает операции с запоминанием последующего слова (что называется «действующее вперед» торможение).
  18. Слова, стоящие с краю, двойного торможения не испытывают, а потому и вспоминаются первыми.
  19. Некоторые психологи считают одной из главных причин забывания такое явление, как интерференция
  20. Явление интерференции заключается в том, что чем больше новый материал похож на старый, тем хуже закрепляется в памяти тот недавно выученный старый материал.
  21. Физиологи объясняют явление интерференции тем, что сходные раздражители новой информации начинают занимать те же самые клетки мозга, которые были заняты раздражителями старой информации, и, накладываясъ на старые; как бы не дают им ходу.
  22. Если вам предстоит готовить уроки по алгебре, истории и литературе, то порядок «история, алгебра, литература» много продуктивнее порядка «история, литература, алгебра».
  23. Автор текста считает, что читатели скорее всего не запомнили 4 бессмысленных слога, приведенных в начале текста в качестве примеров.
  24. Читатели не могут вспомнить слоги, потому что они бессмысленны (во-первых) и они не важны, не существенны в заданном виде (во-вторых).
  25. Бессмысленный материал запоминается хуже всего.
  26. Запоминание бессмысленной информации скорее всего не произойдет, если материал не вызовет никаких ассоциаций или эмоций.
  27. Лучше запоминается нужная и определенная информация.
  28. Внимание всегда стремится сосредоточиться на нужной информации.
  29. Смысловая связь для человека всегда важнее, чем случайная ассоциация.
  30. Читатели текста, возможно, не запомнили четыре бессмысленных слога еще и потому, что и не собирались их запоминать.
  31. Кроме намерения запомнить информацию, на прочность запоминания влияет и «временная установка»на какой срок нужно запомнить информацию.
  32. Одно дело сказать себе, что выучить надо к определенному дню, а другое — выучить навсегда.
  33. После того прохождения срока, на который была усвоена информация, выученное быстро начнет забываться.
  34. Если во время запоминания определить срок, до которого нужно сохранить в памяти информацию, то запоминание проходит лучше.

Проставили проценты?

Теперь просуммируйте и запишите: _ %. Этот результат говорит

О КАЧЕСТВЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ БОЛЬШОГО ТЕКСТА.

Переходите к оценке припоминания содержания большого текста — сравните свои ответы с приведенными ниже правильными ответами и проставьте проценты по следующему принципу:

  • —    если Ваш ответ полностью совпадает с приведенным ниже списком ответов, то ставьте себе 5%;
  • —    если Ваш ответ совпадает частично, то ставьте себе 2%;
  • —    если Ваш ответ не верен, то оцените его в 0%.

Вот правильные ответы:

  1. В первую очередь, на прочность памяти может влиять повторение.
  2. Немецкий психолог Герман Эббингхауз выучивал наизусть ряды бессмысленных слогов, состоящих из двух согласных и одной гласной, и оценивал надежность их сохранения в памяти в процессе многократных повторений.
  3. Отсутствие смысла должно было исключить возникновение ассоциаций: Эббингхауз хотел исследовать механическое запоминание в чистом виде.
  4. Эббингхауз выяснил: если материал сложен и для его заучивания требуется много повторений, лучше не запоминать его целиком, а заучивать по частям.
  5. Через час после заучивания бессмысленных слогов Эббингхауз забыл почти половину слогов.
  6. Через 8 часов после заучивания он забыл 2/3 выученных слогов.
  7. В первый день Эббингхауз выучил наизусть ряд из 12 слогов, повторив 68 раз. На второй день часть слогов позабылась и для нового заучивания понадобилось 7 повторений.
  8. После распределения повторения на 4 дня Эббингхауз перед началом каждого заучивания 1 раз прочитывал слоги. На четвертый день для воспроизведения ему потребовались те же 7 повторений, но зато предшествовало им уже не 68 повторений (как это было при заучивании за 2 дня), а только 38.
  9. «Фактор края» при заучивании заключается в том, что находящиеся в начале и в конце ряда слова запоминаются и воспроизводятся лучше тех, которые находятся в середине.
  10. «Действующее назад» торможение заключается в том, что переход к следующему запоминающему слову тормозит следы предыдущего.
  11. «Действующее вперед» торможениеэто ухудшение запоминания очередного слова при стремлении запомнить или припомнить предшествующее слово.
  12. Слова, стоящие с краю, вспоминаются первыми потому, что на них не влияет «действующее назад» и «действующее вперед» торможение.
  13. Явление интерференции заключается в том, что чем больше новый материал похож на старый, тем хуже закрепляется в памяти тот недавно выученный старый материал.
  14. Сходные раздражители новой информации начинают занимать те же самые клетки мозга, которые были заняты раздражителями старой информации, и, накладываясь на старые, как бы не дают им ходу.
  15. Если вам предстоит готовить уроки по алгебре, истории и литературе, то порядок «история, алгебра, литература» или «литература, алгебра, история» будет продуктивным.
  16. Чем больше новый материал похож на старый, тем хуже этот старый запоминается.
  17. Читатели скорее всего не смогут вспомнить слоги, что запоминали в начале текста, так как слоги бессмысленны и они не важны (не нужны) в таком виде.
  18. Запоминание бессмысленной информации все-таки может произойти, если материал вызовет ассоциации или эмоцию.
  19. Читатели текста, возможно, не запомнили четыре бессмысленных слога еще и потому, что и не собирались их запоминать.
  20. Если во время запоминания определить срок, до которого нужно сохранить в памяти информацию, то запоминание проходит лучше.

Закончили проверку ответов? Просуммируйте все проставленные проценты и запишите:__%,

Этот результат говорит о КАЧЕСТВЕ ПРИПОМИНАНИЯ БОЛЬШИХ ТЕКСТОВ.

Подведите итоги очередного промежуточного теста по оценке качества запоминания большого текста:

Запоминание большого текста

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

%

ПРИПОМИНАНИЕ

%

Теперь подготовьтесь к тестированию надежности памяти длительно хранить содержание прочитанных текстов. Вначале заложите в память все 100% содержания текста. Затем нужно подождать сутки и оценить, какая часть из 100% осталась в памяти. Проработайте оба текста еще раз и запомните их содержание.

Начните с маленького текста. Путем заучивания всех мыслей маленького текста по образцовому списку или непосредственно по тексту добейтесь 100%-го усвоения. Постарайтесь провести закрепление в памяти содержания маленького текста как можно быстрее.

Убедились, что запомнили все мысли?

Проработайте большой текст и тоже как можно быстрее. Прочитайте текст и/или воспользуйтесь списком образцовых мыслей. Убедитесь, что все существенные мысли текста Вы помните на 100%.

Убедились?

Теперь отложите учебник на сутки.

Прошел один день

Сегодня Вы сможете оценить способность памяти сохранять содержание короткого и длинного текстов в течение длительного времени.

Вначале оцените ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ короткого текста. Напишите в своей тетради все мысли маленького текста, которые Вам удастся вспомнить.

Написали? Больше не можете вспомнить?

Теперь, не заглядывая в текст и в свои записи вчерашнего дня, вспомните содержание большого текста и напишите в своей тетради все мысли, которые Вы сможете вспомнить.

Написали? Больше не можете вспомнить?

Теперь приступайте к проверке работ.

Вначале оцените ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ короткого текста — сверьте список написанных Вами мыслей со списком образцовых мыслей и проставьте себе проценты по следующему принципу:

— 6,6% за мысли, сформулированные в полном виде и с той же точностью, что мысли из образцового списка (полной и точной можно назвать

Вашу мысль, если она содержит все существенные детали из образцовых мыслей);

  • —    от 1 до 6% за мысли, сформулированные почти так же, как и в образцовом списке, но с неточностями или пробелами;
  • —    0% за неправильно сформулированные мысли.

Примечание. Если написанная Вами мысль содержит 2 мысли из образцового списка, ставьте себе 6,6% + 6,6%= 13,2%.

Теперь сложите полученные проценты: _%.

Этот результат показывает, как Ваша память сохраняет усвоенное на 100% содержание короткого текста. ЭТО КАЧЕСТВО СОХРАНЕНИЯ В ПАМЯТИ СОДЕРЖАНИЯ МАЛЕНЬКОГО ТЕКСТА.

Вычтите из 100% полученные проценты, и Вы получите ПОТЕРИ ПАМЯТИ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК после запоминания короткого текста. Если потери памяти окажутся значительными, то особое внимание обратите на следующий раздел курса.

Теперь приступайте к проверке выполненных работ с большим текстом. Оцените то, как Вы умеете воспроизводить содержание больших текстов через сутки после прочтения. Для этого сравните каждую мысль из списка воспроизведенных Вами мыслей с мыслями образцового списка мыслей. По результатам сравнения проставьте себе проценты (в квадратиках в конце каждой строки) по следующему принципу:

  • —    ставьте за свою мысль 3%, если Ваша мысль совпадает по смыслу с мыслью из образцового списка;
  • —    если Ваша мысль частично совпадает с образцовой мыслью, ставьте себе 2%;
  • —    если Ваша мысль имеется в тексте, но в образцовом списке ее нет, ставьте себе 1 %.

Примечание. Если Ваша мысль содержит 2 мысли из двух различных пунктов образцового списка, то за эту составную мысль ставьте себе 3% + 3% = 6%.

Проставили проценты во втором Вашем списке?

Теперь просуммируйте и запишите: _ %. Назовем этот результат

КАЧЕСТВОМ СОХРАНЕНИЯ В ПАМЯТИ СОДЕРЖАНИЯ БОЛЬШОГО ТЕКСТА.

Подведите итоги теста по оценке надежности хранения в памяти содержания текстов:

Надежность памяти

СОХРАННОСТЬ МАЛЕНЬКОГО ТЕКСТА

%

СОХРАННОСТЬ БОЛЬШОГО ТЕКСТА

%

А теперь сравните результаты этих трех последних тестов с результатами трех тестов, выполненных Вами в начале курса обучения, и с тремя тестами, выполненными в конце предыдущего раздела. Сделайте выводы.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт