ПОЛНОЦЕННОСТЬ МЫШЛЕНИЯ


А теперь поговорим о втором параметре мыслительных процессов, обеспечивающем качество осмысления и запоминания.

В процессе размышлений мозг использует мысли из поступающей информации, находит ответы на поставленные им же вопросы, «копаясь» в памяти, или создает мысли самостоятельно на основе воспринимаемой информации. Нередко информационных данных для размышлений

оказывается недостаточно: то ли автор текста что-то недоговорил, то ли человек сам не обратил внимания на какие-то детали. В итоге содержание текста оказывается усвоенным неполноценно, с разрывами в логике. Такой текст можно и не суметь вспомнить при необходимости: во время припоминания мозг рассуждает последовательно, и если в последовательности есть разрыв, то оставшаяся часть может и не припомниться. Бывало же, наверное, так, что, припоминая информацию, Вы вдруг обнаруживали, что дальше не можете вспомнить. Но достаточно было кому-нибудь подсказать продолжение (восполнить пробел в логике), и Вы уже сами продолжали припоминание. У преподавателей вузов или школ есть хитрый прием: если они на экзаменах хотят помочь учащемуся, то задают наводящий вопрос, а на самом деле дают подсказку.

Для обеспечения надежности мыслительных процессов и для уменьшения вероятности попадания в такие ситуации, о которых шла речь в предыдущем абзаце, нужно мозг приучить во время запоминания искать ответы на следующие шесть вопросов:

  1. Вопрос к действующему лицу или к предмету обсуждения;
  2. Вопрос к действию или к явлению;
  3. Вопрос к качеству состояния предмета, к образу действия или явления;
  4. Вопрос ко времени состояния предмета, проведения действия или протекания явления;
  5. Вопрос к месту расположения предмета, происхождения действия или протекания явления;
  6. Вопрос к целесообразности предмета, действия или явления, либо к причинности происхождения предмета, действия или явления.

Вот упражнения 27-32, которые помогут сформировать такую привычку.

УПРАЖНЕНИЕ 27 Просматривая или прослушивая текст, ответьте на вопросы КТО или ЧТО участвует в описании содержания текста. Иначе говоря, мысленно выделите в нем все слова или словосочетания, обозначающие объекты высказываний (одушевленные или неодушевленные предметы), которые совершают какие-либо действия, участвуют в каких-либо явлениях или просто описываются в тексте. Все выделенные из текста объекты должны быть образно представляемы.

УПРАЖНЕНИЕ 28 Просматри вая текст или прослушивая устную речь, ответьте на вопросы к действиям, событиям или к происходящим явлениям, т. е. мысленно выделите в тексте все слова или словосочетания, обозначающие объекты высказываний в виде осуществляемых кем-либо или чем-либо действий или в виде описываемых событий либо явлений. Иначе говоря, выделите в тексте то, что может ПРИВЕСТИ к каким-либо последствиям или к какому-либо результату.

УПРАЖНЕНИЕ 29 Просматривая текст или прослушивая устную речь, ответьте на вопросы, связанные с качеством предметов, явлений, действий или событий, т. е. мысленно выделите в тексте все слова или словосочетания, обозначающие качественные стороны объектов высказываний (качество поверхностей, качественный состав одушевленных или неодушевленных предметов, качество выполнения действий или качественные аспекты явлений и т. п.). Иначе говоря, выделите в тексте то, что можно ОЩУТИТЬ, ПОЧУВСТВОВАТЬ или ИЗМЕРИТЬ.

УПРАЖНЕНИЕ 30 Просматривая текст или прослушивая устную речь, ответьте на вопросы времени, т. е. мысленно выделите в нем все слова или словосочетания, обозначающие время, в котором описываются объекты высказываний, или время, о котором повествуется в тексте. Иначе говоря, выделите в тексте то, что зафиксировано в исторической хронологии или в хронологии конкретного действия, события или явления.

УПРАЖНЕНИЕ 31 Просматривая текст или прослушивая устную речь, ответьте на вопросы определения места, т. е. мысленно выделите в тексте все слова или словосочетания, обозначающие места, в которых описываются объекты высказываний, или места, о которых повествуется в тексте.

УПРАЖНЕНИЕ 32 Просматривая текст или прослушивая устную речь, ответьте на вопросы целесообразности или причинности, т. е. мысленно выделите в тексте все слова или словосочетания, обозначающие цель существования предмета, его качества или действия. Иначе говоря, выделите в тексте то, что говорит о важности, необходимости предметов, совершающих действия или участвующих в явлениях, о важности, необходимости действий или явлений, либо говорит о причинах, о стимулах, о том, ради чего существует предмет или совершается действие.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт