ЛОГИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ


Давайте проработаем небольшой текст. Тщательно изучая его содержание и выявив все логические операции, использованные автором, Вы убедитесь, что умение выявлять логику изложения текста принципиально улучшает качество запоминания текста.

Прочитайте текст и постарайтесь его запомнить.

В Америке в придорожных закусочных в меню против слова «яичница» в скобках значится: «Яйца только что из-под курицы». Ясно, что это имело какой-то смысл. Но вспоминалась китайская кухня. Изысканным блюдом в ней значатся яйца, пролежавшие в земле до почернения.

У немцев в харчевне при «пивной гостинице» насчет яичной свежести — ни слова, зато написано было: «Яйца в шапочке». Как тут было не соблазниться! Яйца были в нарядных вязаных колпачках, чтобы не остывали, пока их с кухни несли к столу.

Кое-где яйца берут не в курятнике. На Севере я видел лодку, пришедшую с островов, в ней стояли четыре ящика с яйцами диких птиц. Яичница из них была не особенно вкусной — бело-резинистая и попахивала рыбой.

Яйца едят всюду, и не надо объяснять почему — ведь в бочоночек скорлупы природа запасает белки, жиры и все необходимые для жизни зародыша вещества. Это касается всех яиц — птичьих, черепашьих, змеиных, крокодильих, наконец, рыбьих. Резонно подумать: человек — существо не единственное, кто любит яичницу.

Как-то из кастрюли, оставленной на балконе, стали пропадать яйца. Кто? Проследили и увидели, как городская серая бестия понесла с балкона в клюве яйцо. И это не чудо. Если вороны обнаружили чье-то гнездо — птицам с кладкой надо проститься. В дельте Волги яичный промысел у

ворон поставлен на широкую ногу. Сидят на сухих ветках, ждут, когда проходящая лодка распугает на гнездах бакланов. Какой разбой начинается! А если распугать некому, вороны действуют как гангстеры. Одна садится и начинает задирать птицу, сидящую на гнезде. Когда самка баклана приподнимается дать нахалке отпор, другая ворона хватает яйцо и была такова.

Прочитали? А теперь письменно изложите содержание текста во всех деталях.

Напишите все рассуждения, приведенные автором текста.

Написали? Прочитайте дальнейшие рассуждения, касающиеся логики автора, и оцените, привели ли Вы в своем письменном изложении содержания прочитанного текста все отмеченные ниже рассуждения.

В первом абзаце текста говорится

ЧТО:

«В Америке» имеются «придорожные закусочные», т. е. автор утверждает, что понятие «придорожные закусочные» включается в «Америку» как составная часть. В дальнейшем этот способ смыслового связывания отдельных понятий будем называть соотнесенностью понятий и обозначать

alt

То же самое можно сказать и о понятиях «придорожная закусочная» и «меню» (меню — входит в придорожную закусочную), «меню» и слово «яичница» (слово «яичница» входит в меню), «меню» и «скобка», «скобка» и «яйца только что из-под курицы». Итак, в первом предложении 5 применений логической взаимосоотне-сенности понятий.

alt

Второе предложение текста основывается на первом предложении, говоря, что из фразы «яйца только что из-под курицы» следует «ясность». Здесь одно понятие выступает в качестве причины (фраза), а другое понятие выступает в качестве следствия (ясность). В дальнейшем условимся называть такой способ смыслового связывания понятий взаимосвязью или причинно-следственной связью. Взаимосвязи понятий будем обозначать так:

alt

Во втором предложении понятие «ясно» раскрывается, анализируется, т. е. говорится, что фраза (в тексте написано слово «это») имела определенный, намекающий на что-то (на свежесть) смысл. Здесь анализ одного понятия (ясно) позволяет получить разъяснения, детали. В данном случае деталь оказалась одна (фраза нужна, чтобы намекнуть на свежесть яиц). Если в результате анализа одного понятия рассуждения переводятся на другое понятие, то обозначают так:

alt

Давайте условимся такой способ связывания понятий называть анализом.

Если в результате анализа автор начинает говорить о нескольких понятиях, эту логическую операцию мы обозначим так:

Далее по тексту автор «вспоминает» китайскую кухню. В связи с чем он вспомнил ее? Пока, на основе этого третьего предложения непонятна смысловая связь «китайской кухни» с каким-либо другим понятием. Как мы увидим далее, автор написал, что вспомнил «китайскую кухню», хотя, на самом деле, из логики текста следует, что он вспомнил другое — он вспомнил НЕСВЕЖИЕ ЯЙЦА, входящие в китайскую кухню (как Вы уже знаете, понятия «китайская кухня» и «изысканное блюдо», а также понятия «изысканное блюдо» и «яйца, пролежавшие в земле до почернения» соотносятся!). Итак, подумав об одном, автор написал вначале о другом, чтобы потом вернуться к первоначальной мысли. Если Вы до занятий на наших курсах специально не развивали логичность своего мышления, то, скорее всего, в этом месте текста Вы плохо запомнили детали содержания (в Вашем письменном изложении это, наверное, видно). Произошло это из-за того, что Вы пытались отложить в память нелогичные (несмысловые) связки. Но мозг не создает «логичные» нервные волокна в тех случаях, когда связь понятий не осмыслена. Мозг может запомнить неосмысленное (как иногда говорят, запомнить «механически», или «зазубрить»), но вероятность припоминания будет невысокой.

В результате рассуждений мы выявили, что комплексное понятие «яйца, пролежавшие в земле до почернения», сравнивается с понятием «яйца только что из-под курицы». Этот способ смысловой связи понятий мы будем называть сравнением и обозначать так:

alt

Вернувшись назад, рассмотрим смысловые связи, с помощью которых получено комплексное понятие «яйца, пролежавшие в земле до почернения». Понятия «яйца» и «земля» взаимодействуют друг с другом (правда, нас интересует только одна сторона взаимодействия — воздействие земли на яйца). В дальнейшем мы будем называть этот способ смысловой связи взаимодействием и обозначать так:

alt

В данном случае в тексте взаимодействие понятий (одни лежали в другом) описано без раскрытия деталей взаимодействия.

Затрудняетесь? Возможно, Вам для рассуждений не хватило каких-то понятий, которые неявно присутствуют в содержании абзаца? Да, это так. В абзаце говорится о времени, в течение которого яйца могут остыть (наверное, автор предполагал, что яйца еще и полежали на кухне до того, как их понесли к столу, а это еще время для остывания).

alt

В результате взаимодействия обязательно что-то получается. В данном случае в результате взаимодействия получили почернение. Т. е. здесь проявляется причинно-следственная связь: в качестве причины выступает не конкретное понятие, а процесс (процесс взаимодействия), а следствием является качество (почернение):

Попробуйте самостоятельно выявить подобные смысловые связи во втором абзаце, в котором имеются следующие понятия:

ЛОГИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

 

В этом абзаце, кроме логических операций соотнесенности, взаимосвязи, взаимодействия, сравнения и анализа, можно выявить еще одну логическую операцию — аналогию. Понятие «нарядный вязаный колпачок» аналогичен понятию «вязаная шапочка» (в тексте говорится о «шапочках», но для яиц), ведь вязаные шапочки делают нарядными. Вот как можно рассуждать с использованием аналогии: «Вязаная шапочка для головы человека аналогична нарядному вязаному колпачку для вареного яйца». А так можно схематично представить аналогию:

ЛОГИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Наряду с уже рассмотренными логическими операциями в текстах часто встречается логическая операция — синтез одного понятия из нескольких более мелких понятий. К примеру, из той части текста, где о воронах говорится, что они «действуют, как гангстеры. Одна садится и начинает задирать птицу, сидящую на гнезде. Когда самка баклана приподнимается дать нахалке отпор, другая ворона хватает яйцо», можно сделать вывод — «яйцо птицы украдено». Этот вывод — результат суммарного эффекта двух понятий: «задирание птицы одной вороной» и «ожидание удобного случая другой вороной». Не путайте с результатом взаимодействия двух понятий! Логическую операцию — синтез — будем обозначать так:

alt

Обобщая рассуждения об использованных в данном тексте логических операциях, можно сказать, что все виды смысловых связей между двумя или более мыслями или фактами описываются всего лишь пятью логическими операциями. Овладев этими пятью видами логических операций, Вы сможете глубоко осмысливать и запоминать любые тексты, в том числе и сложные. Вот эти 5 логических операций.

1. СИНТЕЗ — это объединение различных единиц информации (отдельных фактов и мыслей текста) в одну группу (или в один класс, или в один вид и т. п.) по какому-либо одному признаку или по одной совокупности признаков. Запоминающий, столкнувшись при восприятии информации с логической операцией синтеза, проводит извлечение из одной общей группы информации (например, из текста или из группы текстов) определенных слов, словосочетаний, целых фраз или даже целых мыслей, которые имеют:

  • —    один общий для них критерий (например, принадлежат к одному классу или, например, содержат один и тот же признак или одно и то же свойство);
  • —    равные значения величин или равные качества по данному критерию, с последующим их объединением (синтезом) в одну конкретную группу.

Вот пример логической операции синтез в предложении: «Толя и Андрей сели играть в шахматы». Здесь отдельные понятия «Толя» и «Андрей» объединившись, образовали общее понятие «пара для игры в шахматы».

2. АНАЛИЗ — это деление всей совокупности информации (всех фактов и всех мыслей текста) на группы, классы, виды и т. п. по каким-либо признакам. Анализ проводится запоминающим путем извлечения из одной общей группы информации определенных слов, словосочетаний, фраз или мыслей, которые имеют:

  • —    один общий для них критерий;
  • —    разные значения величин или разные качества по данному критерию, с последующим их раскладыванием (анализом) по двум или более конкретным группам с общими для каждой группы значениями или качествами.

Пример логической операции анализа. В предложении «Вода состоит из легкого газа водорода и более тяжелого и активного газа кислорода» автор раскладывает общее понятие «вода» на частные понятия «кислород» и «водород».

Если бы предложение не обладало оттенком «химического анализа» (из чего же состоит это вещество?), а, например, было бы приведено в тексте, в котором описывалось образование вещества, то мысль следовало бы принять как синтез (из водорода и кислорода получается вода).

Вот еще пример анализа в тексте: «Вода существует в трех состояниях: как жидкость, как твердое тело (лед) и как газ (водяной пар)».

Примечание. Даже если бы в предложении последовательность слов была другой: «В виде жидкости, как твердое тело и как газ существует вода», все равно это был бы не синтез, а анализ, так как по смыслу из этих трех состояний не получается состояние воды.

3. СРАВНЕНИЕ — это распределение отдельных единиц информации одной группы (класса, вида и т. п.) в один ряд:

первая информационная единица, вторая, третья,_, _ , _ …

или по иерархической схеме:

alt

по степени чего-либо (например, по степени важности, значимости и т. п.).

Пример сравнения понятий, положенных в один ряд: «Лене больше нравилось лето, так как она очень любила плавать». В этом предложении понятие «лето» (с точки зрения Лены) сравнивается с понятиями такого же уровня — с «осенью», «зимой» и с «весной», хотя последние явно не приводятся в тексте.

Примером сравнения понятий, которые нельзя ставить в один ряд, является предложение «Квадратные тротуарные плиты оказались слишком тяжелыми, и поэтому строители решили вначале перевезти самые легкие прямоугольные плитки, затем — более тяжелые шестигранные и ромбовидные и только в конце — квадратные». Здесь понятие «квадратные тротуарные плиты» стоят на самой вершине схемы, ниже следуют понятия «шестигранные тротуарные плиты» и «ромбовидные тротуарные плиты», а еще ниже — понятие «прямоугольные тротуарные плиты».

На практике запоминающий проводит сравнение извлечением из одной общей группы информации определенных слов, словосочетаний, фраз или мыслей, которые имеют:

  • —    один общий признак сравнения;
  • —    разные или равные значения величин или качества по данному признаку, с последующим их разложением в ряд по мере изменения или постоянства значений величин или уровней качеств.

4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ понятий. Они бывают следующих типов:

  • —    взаимодействие;
  •    взаимосвязь;
  • —    взаимосоотнесенность.

Рассмотрим каждый из трех типов взаимоотношений в отдельности.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, в свою очередь, можно подразделить на:

  • —    реальное взаимодействие (механическое, электромагнитное, химическое, биологическое и т. п.);
  • —    условное взаимодействие (воспитание, обучение и т. п.).

ВЗАИМОСВЯЗЬ тоже можно подразделить на взаимосвязи, проявляющиеся:

  • —    в законах природы (описываемых с помощью формул и пр.);
  • —    в законах общества (описываемых с помощью правил поведения, норм морали и т. п.);
  • —    во взаимоотношениях людей (дружба, ненависть и т. п.).

ВЗАИМОСООТНЕСЕННОСТЬ может быть представлена в одном из четырех видов:

  • —    полное отличие одного объекта от другого;
  • —    частичное совпадение одного объекта с другим;
  • —    полное совпадение одного объекта с частью второго;
  • —    полное совпадение двух объектов.

Вот примеры взаимоотношений между отдельными понятиями и даже между целыми мыслями:

В предложении «Поскольку пчелы живут семьями в ульях и питаются сообща, для них важно собрать всю найденную питу» говорится о взаимосвязи, установленной природой: поскольку «пчелы живут семьями в ульях и питаются сообща», то «для них важно собрать всю найденную пищу».

В абзаце «Пчела исполняет свой танец над сотами улья. Она пытается таким образом помочь всем собрать пчел. Для этого танцующая пчела сообщает им направление полета» показано взаимодействие, осуществляемое опосредованно, так как предварительно природой уже была установлена взаимосвязь. При этом «исполнение пчелой своего танца над сотами улья» взаимодействует на «других пчел» с целью «собрать пчел и сообщить им направление полета».

5. АНАЛОГИИ между описываемыми понятиями либо между одним описываемым и другим подразумеваемым понятиями. При этом в рассуждения привлекаются признаки описываемых или подразумеваемых понятий. Пример:

alt

В этих рассуждениях соблюдается правило, которое и нужно научиться выявлять в логически связанной информации.

Понятие № 1 (дерево) имеет признаки (корни, ветви и т. п.) и, в частности, признак А (плоды — фрукты).

Рассуждая по аналогии, можно утверждать, что понятие № 2 (кустарник), имеющее те же признаки, имеет еще и признак А (плоды — ягоды).

Для овладения всеми пятью логическими операциями Вам следует выполнять следующие упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ 16 Во время чтения текста выявляйте в нем все логические операции анализа, выписав или подчеркнув их. По окончании чтения текста, просмотрев все случаи анализа, попытайтесь сделать выводы, как часто применялся анализ для объяснения данной темы, какова роль анализа в данной теме и могла ли эта тема быть раскрыта без применения анализа.

УПРАЖНЕНИЕ 17 Во время прослушивания устной речи по радио или по телевидению выявляйте в устном тексте все логические операции анализа, выписав их на листочке бумаги. По окончании прослушивания устного текста, просмотрев все случаи анализа, попытайтесь сделать выводы, как часто применялся анализ для объяснения данной темы, какова роль анализа в данной теме и могла ли эта тема быть раскрыта без применения анализа.

Старшеклассники и студенты это упражнение могут выполнять на материале, записанном на диктофон во время объяснения преподавателем новой темы.

УПРАЖНЕНИЕ 18 Во время чтения текста выявляйте в тексте все логические операции синтеза, выписав или подчеркнув их. По окончании чтения текста, просмотрев все случаи синтеза, попытайтесь сделать выводы, как часто применялся синтез для объяснения данной темы, какова роль синтеза в данной теме и могла ли эта тема быть раскрыта без применения синтеза.

УПРАЖНЕНИЕ 19 Во время прослушивания устной речи по радио или по телевидению выявляйте в устном тексте все логические операции синтеза, выписав их на листочке бумаги. По окончании прослушивания устного текста, просмотрев все случаи синтеза, попытайтесь сделать выводы, как часто применялся синтез для объяснения данной темы, какова роль синтеза в данной теме и могла ли эта тема быть раскрыта без применения синтеза.

Старшеклассники и студенты это упражнение могут выполнять на материале, записанном на диктофон во время объяснения преподавателем новой темы.

УПРАЖНЕНИЕ 20 Во время чтения текста выявляйте в тексте все логические операции сравнения, выписав или подчеркнув их. По окончании чтения текста, просмотрев все случаи сравнения, попытайтесь сделать выводы, как часто применялось сравнение для объяснения данной темы, какова роль сравнения в данной теме и могла ли эта тема быть раскрыта без применения сравнения.

УПРАЖНЕНИЕ 21 Во время прослушивания устной речи по радио или по телевидению выявляйте в устном тексте все логические операции сравнения, выписав их на листочке бумаги. По окончании прослушивания устного текста, просмотрев все случаи применения сравнения, попытайтесь сделать выводы, как часто применялось сравнение для объяснения данной темы, какова роль сравнения в данной теме и могла ли эта тема быть раскрыта без применения сравнения.

Старшеклассники и студенты это упражнение могут выполнять на материале, записанном на диктофон во время объяснения преподавателем новой темы.

УПРАЖНЕНИЕ 22 Во время чтения текста выявляйте все взаимоотношения между описываемыми предметами, явлениями или событиями, относящиеся к ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ. Выявленные взаимодействия выписывайте или подчеркивайте их. По окончании чтения текста, просмотрев все записи, сделайте выводы, как часто применялось описание взаимодействий для объяснения данной темы, каковы последствия взаимодействий в данной теме и могла ли эта тема быть объяснена без применения описаний некоторых взаимодействий.

УПРАЖНЕНИЕ 23 Во время чтения текста выявляйте все взаимоотношения между описываемыми предметами, явлениями или событиями, относящиеся к ВЗАИМОСВЯЗИ. Выявленные взаимосвязи выписывайте или подчеркивайте их. По окончании чтения текста, просмотрев все записи, сделайте выводы, как часто применялось описание взаимосвязей для объяснения данной темы и могла ли эта тема быть объяснена без применения описаний некоторых взаимосвязей.

УПРАЖНЕНИЕ 24 Во время чтения текста выявляйте все взаимоотношения между описываемыми предметами, явлениями или событиями, относящиеся к ВЗАИМОСООТНЕСЕННОСТИ. Выявленные взаимосоотнесенности выписывайте или подчеркивайте. По окончании чтения текста, просмотрев все записи, сделайте выводы, как часто применялось описание взаимосоотнесенности для объяснения данной темы и могла ли эта тема быть объяснена без применения описаний некоторых взаимосоотнесенностей.

УПРАЖНЕНИЕ 25 Читая тексты или слушая устную речь, выявляйте признаки описываемых понятий, по которым можно вспомнить какое-либо другое понятие, свойство, событие или явление с аналогичными признаками.

УПРАЖНЕНИЕ 26 Во время чтения текста или прослушивания устной речи выявляйте логические операции различных типов. По окончании чтения или прослушивания, вспомнив все встретившиеся логические операции, восстановите в памяти содержание текста (лучше всего — перескажите вслух). Проведя припоминание текста, убедитесь, что фиксирование внимания на логических операциях в тексте позволяет лучше запомнить ТЕКСТ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт