Примечание. Если Ваша мысль содержит 2 мысли из двух различных пунктов образцового списка, то за эту составную мысль ставьте себе 4%+ 4% = 8%.
Вот образцовый список мыслей текста:
- Паук начинает свой полет на паутинке, подскочив на ветру.
- Пауки совершают свои полеты на паутинке для того, чтобы расширить жизненное пространство своего вида маленьких пауков.
- Крыльями летающим рыбам служат грудные, довольно длинные, плавники.
- Спасаясь от хищника, рыба в воде развивает предельную скорость и устремляется вверх.
- Вылетев из воды в воздух, летающая рыба расправляет плавники и превращается в планер.
- Летающие рыбы взлетают, используя встречный воздух и существующую у поверхности воды подъемную силу.
- При благоприятных условиях летучие рыбы могут пролететь 400 метров.
- Длинные пальцы лап древесной тропической лягушки соединены перепонкой и образуют веер для планирования.
- Уплощенное тело древесной тропической лягушки позволяет ей планировать.
- Древесная змея и ящерица-дракон втягивают живот и, широко раздвигая ребра, образуют плоскую ленту или перепончатый планер.
- Древесная змея и ящерица-дракон используют полеты при нападении или при бегстве от хищника.
- Куницы и белки планируют, расставив лапы и хвост.
- Белки-летяги живут в разных географических зонах — на севере Восточной Европы, в тропиках и умеренном климате.
- Между задними и передними конечностями у белки-летяги в нужный момент натягиваются тонкие меховые перепонки.
- Белка-летяга, резко оттолкнувшись от дерева, может планировать по прямой линии на значительные расстояния.
- Изменяя наклоны плоскости и пользуясь хвостом, как рулем, белка-летяга может делать в воздухе повороты, зигзаги, может даже взмыть вверх и опуститься на соседнее дерево.
- Глаза у белки огромные, что свидетельствует: животное это ночное.
- На лапах тонкие цепкие коготки, чтобы вцепиться в ствол дерева во время посадки.
- Размеры белки-летяги невелики и вместе с хвостом равны размеру чайного блюдца.
- Белки-летяги любят мясо и умеют его добывать.
- Большая подвижность позволяет белке-летяге преследовать птиц и нападать па них.
- Искусство полета белки-летяги наследуют от родителей.
- Молодые белки-летяги неуклюжи, полеты они проводят на небольшой высоте, и они часто падают наземь.
- Совершенство в управлении телом достигается к осени.
- Полеты белок-летяг представляют собой красивое зрелище — кажется, что с неба, кружась, падают крупные листья.
Проставили проценты?
Теперь просуммируйте и запишите: _%. Назовем этот результат КА-
ЧЕСТВОМ МГНОВЕННОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ БОЛЬШОГО ТЕКСТА.
Перейдем к оценке ПРИПОМИНАНИЯ содержания большого текста.
Сравните свои ответы с приведенными ниже правильными ответами и проставьте проценты по следующему принципу:
- — если Ваш ответ полностью совпадает с приведенным ниже списком ответов, то ставьте себе 6%;
- — если Ваш ответ совпадает частично, то ставьте себе 3%;
- — если Ваш ответ неверен, то оцените его в 0%.
Проценты ставьте в квадратики.
Вот правильные ответы:
- Подскочил на суку.
- Предпринял попытку расширить жизненное пространство своего вида маленьких пауков.
- Грудные длинные плавники.
- Чтобы спасаться от хищника.
- Встречный воздух и существующую у поверхности воды подъемную силу.
- Благоприятных условиях.
- Длинные пальцы лапок древесной лягушки соединены перепонкой и образуют веер. Тело лягушки — плоской формы. Все вместе и является планером.
- Таи другая втягивают живот и, широко раздвигая ребра, образуют плоскую ленту или перепончатый планер.
- Мех; расставленные в сторону лапы и хвост.
- На севере Восточной Европы, в тропиках и умеренном к/шмате.
- Между задними и передними конечностями у белки-летяги в нужный момент натягиваются тонкие меховые перепонки.
- Взмыть вверх.
- Огромные глаза белки.
- Чтобы вцепиться в ствол дерева во время посадки (а может быть, еще и для охоты? Об этом не было сказано в тексте, но можно догадаться по другой информации).
- Размеры белки-летяги невелики — чайное блюдце с хвостом.
- Белки-летяги не только грызут грибы и орехи, но и любят мясо.
- Преследовать птиц и нападать на них.
Закончили проверку ответов?
Просуммируйте все проставленные проценты и запишите:_ %.
Назовем этот результат КАЧЕСТВОМ ПРИПОМИНАНИЯ БОЛЬШИХ ТЕКСТОВ.
Подведите итоги второго теста по оценке качества запоминания большого текста:
Запоминание большого текста
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ |
% |
ПРИПОМИНАНИЕ |
% |
Теперь подготовьтесь ко второму дню тестирования. Чтобы оценить способность памяти длительно сохранять содержание прочитанного, текста нужно вначале заложить в память все 100% содержания текста. Затем нужно подождать, например, сутки и оценить, какая часть из 100% осталась в памяти.
Проработайте оба текста и запомните их.
Начните с маленького текста. Путем заучивания всех мыслей маленького текста по образцовому списку или непосредственно по тексту добейтесь 100%-го усвоения. Постарайтесь закрепление в памяти содержания маленького текста провести как можно быстрее. Во время закрепления информации думайте о том, что Вы запоминаете на целые сутки!
Убедились, что запомнили все мысли и все факты текста?
Проработайте большой текст и тоже как можно быстрее. Прочитайте текст и/или воспользуйтесь списком образцовых мыслей. Здесь самые важные понятия выделены жирным шрифтом. Во время работы думайте о том, что Вы запоминаете на целые сутки!
Убедитесь, что все существенные мысли текста Вы помнили на 100%.
Убедились?
Теперь отложите учебник на сутки.
В течение суток, не заглядывая в тексты, проводите повторение их содержания по планам повторений (первый раз мысленно повторите через 15-20 минут, затем — через 6-10 часов). Во время повторения желательно письменно изложить все мысли и факты (названия, термины и числовые величины). Если такой возможности не будет, то попробуйте рассказать вслух.
Прошел один день.