Вернитесь ко второму тесту в начале учебника и перепишите НОРМАТИВНОЕ время чтения больших текстов данного объема и данной степени сложности:_ минут.
Постарайтесь прочитать предстоящий текст за НОРМАТИВНОЕ время. Если по окончании чтения Вы обнаружите, что прочитали его быстрее НОРМАТИВНОГО времени, то за оставшееся время можете проработать текст еще несколько раз.
По окончании чтения контрольного текста Вам предстоит вспомнить содержание текста. В нем свыше 25 мыслей и большое количество названий, терминов и числовых величин. Поэтому читайте текст очень внимательно, стараясь запомнить как можно больше.
Возможно, во время чтения Вы будете делать перерывы, чтобы подвести итоги прочитанной части текста и сформулировать основные мысли прочитанных абзацев. По окончании чтения текста желательно перечитать его выборочно и запомнить то, что было плохо усвоено при первом прочтении.
Готовы? Начинайте!
БЕСКРЫЛЫЙ ЛЕТУН
В теплые дни бабьего лета или чуть позже, но при хорошей погоде можно увидеть бескрылых маленьких летунов-путешественников. Сидит на сучке паучок, выпускает серебряную нитку. Чуть потянул ветер — паучок подскочил на суку и полетел на своей паутинке. Далеко улететь может. Приземлившись на соседнюю пашню, паучок достигает цели полета — покинул место рождения и предпринял попытку расширить жизненное пространство своего вида маленьких пауков.
Имея воздушную точку опоры, Природа не могла не освоить стихию окружающей земной шар атмосферы. Самым надежным средством опоры на воздух оказалось крыло. Им Природа и снабдила огромный мир птиц, насекомых. Им воспользовался для полетов и человек. С помощью плавников-крыльев некоторое время в воздухе держатся даже рыбы.
Сейчас известно несколько видов летающих рыб. Крыльями служат им грудные, довольно длинные плавники. Спасаясь от хищника, рыба развивает в воде предельную скорость и устремляется вверх. Плавники в это время плотно прижаты к телу. В воздухе рыба их расправляет и превращается в планер. Рыба взлетает полого, используя встречный воздух и существующую у поверхности воды подъемную силу. Ста метров полета вполне довольно, чтобы уйти от потерявшего ориентацию хищника. Но при благоприятных условиях летучие рыбы держатся в воздухе долго и могут пролететь 400 метров. Не бог весть что по сравнению с птицами. Но и за то спасибо Природе — плавники-крылья помогают выживать рыбам.
Легко представить себе, как шла эволюция плавников: когда крупный окунь охотится на мальков, они вылетают из воды россыпью. Вот начальная фаза, из которой пошло развитие плавников-крыльев у океанских рыб. Чаще выживали те, кто дольше мог продержаться над поверхностью воды.
Но существуют и бескрылые летуны. Причем самые неожиданные — ящерицы, змеи, лягушки, белки.
Древесная тропическая лягушка не может, конечно, подпрыгнуть и, замахав лапками, полететь. Ее полет — это всего лишь возможность не упасть сверху вниз, а, планируя по косой линии, плавно опуститься в намеченной точке. Достигается это тем, что лягушка в нужный момент обретает форму, дающую способность, опираясь на воздух, планировать. Пальцы ее конечностей длинные и соединены перепонкой. Уплощенное тело лягушки и «веера» на конечностях образуют плоскость, которую можно назвать «ковром-самолетом». Этот округлый планер позволяет лягушке скользить по воздуху сверху вниз.
Похожим образом летают еще двое бескрылых: один из видов древесных змей и ящерица-дракон. Та и другая втягивают живот и, широко раздвигая ребра, образуют плоскую ленту или перепончатый планер. При достаточной скорости эти формы дают возможность сносно планировать. Это очень важно при нападении или же бегстве от хищника.
Мех, расставленные в сторону лапы и хвост дают возможность не чувствовать себя камнем в воздухе куницам и белкам. У некоторых белок развилась даже специализация, и они получили название летающих белок-летяг. Белки-летяги живут в разных географических зонах — на севере Восточной Европы, в тропиках и умеренном климате. Но везде эволюция летательных приспособлений шла одним и тем же путем. Вот тут мы видим почти подлинный «ковер-самолет». Между задними и передними конечностями у белки в нужный момент натягиваются тонкие меховые перепонки. Белка, резко оттолкнувшись от дерева, может планировать по прямой линии на значительные расстояния. Изменяя наклоны «ковра» и пользуясь хвостом, как рулем, может делать в воздухе повороты, зигзаги, может даже взмыть вверх и опуститься на соседнее дерево.
Глаза у белки огромные, что свидетельствует: животное это ночное. На лапах тонкие цепкие коготки, чтобы вцепиться в ствол дерева во время посадки. На голове — настороженные тонкие уши. Размеры этого чуда невелики — чайное блюдце с хвостом.
Нужно отметить, что белки-летяги не только грызут грибы и орехи. От обычных нелетающих собратьев белки-летяги отличаются и вкусами к еде — они любят мясо и умеют его добывать. Большая подвижность позволяет летяге преследовать птиц и нападать на них.
Полеты летяги — настоящее искусство. В нем белки многое наследуют от родителей. Но молодые летуны на первых порах неуклюжи. Летом они проводят полеты на небольшой высоте и часто даже падают наземь. Совершенство в управлении телом достигается в тренировке. К осени молодые летяги уже могут состязаться друг с другом и даже с мастерами высшего пилотажа. Когда после первых полетов опавшие листья в дубовых рощах создают ощущение простора, летяги собираются на свои осенние игры. Ничто не мешает в редком высокоствольном лесу им заниматься акробатикой. В призрачном лунном свете белки похожи на кружение крупных листьев, хотя ни малейшего ветерка в ночных дубняках в это время нет.
Стоп! Запишите затраченное время: _ мин._ сек.
Оцените ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ содержания текста сразу же после прочтения.
Закройте текст листком и напишите все мысли и факты, которые Вы смогли запомнить во время чтения. Вам предлагается 25 пустых строк. Если Вы напишите 25 мыслей и будете готовы написать еще несколько, то допишите оставшиеся мысли в своей тетради. Не обращайте внимания на квадратики с процентами.
Больше не можете вспомнить?
Тогда проставьте прочерки на пустых строчках.
Теперь перейдите к оценке припоминания. Не заглядывая в текст, не внося в написанный Вами список мыслей изменения и дополнения, ответьте на ряд вопросов, продолжите незаконченные мысли или заполните пробелы. Не обращайте внимания на квадратики с процентами:
Теперь приступайте к проверке выполненных работ с большим текстом.
Вначале оцените то, как Вы умеете воспроизводить содержание больших текстов сразу же после прочтения. Для этого сравните каждую мысль из списка воспроизведенных Вами мыслей с мыслями приведенного ниже образцового списка мыслей. По результатам сравнения проставьте себе проценты (в квадратиках в конце каждой строки) по следующему принципу:
— ставьте за свою мысль 4%, если Ваша мысль совпадает по смыслу с мыслью из образцового списка (т. е. в Ваших мыслях есть все значимые слова, которые в образцовых мыслях выделены жирным шрифтом, или есть их синонимы);
— если Ваша мысль частично совпадает с образцовой мыслью, то ставьте себе 2%;
— если Ваша мысль имеется в тексте, но в образцовом списке ее нет, то ставьте себе 1%.