Четвертая неделя, второй день
Выпишите из текста ответы на вопросы «О чем говорится в тексте?» (понятия) и «Что говорится в тексте?» (мысли). Выпишите также все глаголы, связывающие понятия в мыслях.
Самое интересное в ките не его размер, а то, что он млекопитающее, а не рыба. Как и другие млекопитающие, живущие в воде (например, дельфины и морские львы), киты происходят от предков, живших некогда на суше. Это предположение доказывается строением их тела. Плавники — это, в сущности, кости «рук» с пятью пальцами, закрытые кожей и мышечными тканями и превращенные в подобие весел. У некоторых китов даже есть заключенные в ткани тела кости задних конечностей.
Выписали? У вас должно получиться три списка.
Теперь сравните их.
Понятия:
- самое интересное в ките
- размер кита
- кит
- млекопитающее
- рыба
- другие млекопитающие, живущие в воде
- дельфины и морские львы
- киты
- предки, жившие некогда на суше
- предположение
- строением тела китов
- плавники
- кости «рук» с пятью пальцами, закрытые кожей и мышечными тканями и превращенные в подобие весел
- некоторые киты
- заключенные в ткани тела кости задних конечностей
Мысли:
- Самое интересное в ките не (есть) его размер.
- Самым интересным в ките (является) то, что кит — млекопитающее.
- Самым интересным в ките (является) то, что кит — не рыба.
- Киты происходят от предков, живших некогда на суше.
- Другие млекопитающие, живущие в воде, (тоже) происходят от предков, живших некогда на суше.
- Примерами других млекопитающих, живущих в воде, являются дельфины и морские львы.
- Это предположение доказывается строением их тела.
- Плавники, в сущности, являются костями «рук.» с пятью пальцами, закрытыми кожей и мышечными тканями и превращенными в подобие весел.
- У некоторых китов даже есть заключенные в ткани тела кости задних конечностей.
Глаголы-связки:
- не (есть)
- является то-то
- является то-то
- происходят (от)
- происходят (от)
- являются
- доказывается
- являются
- есть
Обратите внимание, каково место глаголов связок в мыслях. Перечитайте все мысли, образно представляя каждое понятие в мыслях. Подумайте, каково место глагола-связки в образном представлении, которое возникает в связи с ЦЕЛОЙ мыслью.
Выполните упражнение 26 (стр. 142) на одном тексте из Вашего конспекта или учебника по какому-либо предмету, либо из какой-нибудь книги несложного содержания.
Выполните упражнение 36 (стр. 145) на материале одной темы.
Приготовьте очень нужный для запоминания текст и до его прочтения выполните упражнение 52 (стр. 161). Через несколько минут после прочтения текста убедитесь, что предварительная психологическая подготовка существенно улучшила запоминание текста.
Выполните упражнение 53 (стр. 217) на одном тексте и затем продолжайте повторение еще в течение следующих трех дней.
Запомните шесть текстов для того, чтобы в течение дня пересказать их тому, кому это будет интересно. Постарайтесь пересказать все тексты в течение дня несколько раз.
В течение оставшихся дней до конца недели повторяйте содержание текстов в соответствии с планом повторений. В конце недели расскажите все тексты.
- …осьминоги способны буквально расплющивать свое тело и пролезать через невероятно узкие щели.
- …коровья птица с гнедыми крыльями совсем не делает гнезд. Она ворует гнезда, построенные другими птицами.
- … некоторые медицинские препараты могут быть изготовлены быстрее и быть более действенными, если они изготовлены на космических станциях, а не на Земле.
- …огромный кондор, живущий в Андах, имеет самые большие крылья в мире. Он может парить в воздухе часами, как аэроплан, в поисках пищи в высоких горах. Ему не нужно взмахивать крыльями, так как его толкают вперед теплые потоки воздуха.
- …в пустыне Сахара обитает ящерица-шипохвост, которая ночью и в пасмурные дни бывает серой с крупными темными пятнами, а в ясные дни принимает песчаный окрас, испещренный мелкими черными пятнышками, которые поразительно напоминают камешки, разбросанные по поверхности песчаной равнины.
- …памятникирусской письменности — берестяные грамоты — открыты в Новгороде при археологических раскопках под руководством ученого А. В. Арциховского. Всего грамот обнаружено несколько сотен — в основном в Новгороде, единичные в Смоленске, Витебске, Пскове и Старой Руссе. Сохранность грамот в Новгороде связана с особыми почвенными условиями.
Запомните шесть текстов с числовой информацией, чтобы в течение дня пересказать их тому, кому это будет интересно. Постарайтесь пересказать все тексты в течение дня несколько раз.
В течение оставшихся дней до конца недели повторяйте содержание текстов в соответствии с планом повторений. В конце недели расскажите все тексты.
- …побережья континентов и островов всего мира составляют в длину
- 1 600 ООО км.
- …самаяужасная пробка произошла в 1980 году во Франции. Она была протяженностью 176 километров.
- …первой книгой, содержащей основы элементарной геометрии, является труд «Начала», написанный древнегреческим математиком Евклидом, работавшим в Александрии в III веке до н. э.
- …самой высокорастущей травой в мире считается малайский бамбук, растущий со скоростью 1 сантиметр в день и достигающий 33-метровой высоты.
- …киты способны заметить отклонение магнитного поля Земли на одну пятидесятитысячную от нормы. Эта способность используется ими для ориентации в плаваниях. Правда, каким органом они воспринимают магнитное поле, ученые еще не знают…
- …чтобы приготовить 100 граммов меда, пчела-сборщица должна взять нектар примерно у миллиона цветков и доставить в улей около 15 тысяч нош этого напитка богов. Если медоносы находятся всего за 1,5 км от улья (а иногда пчелы летают за взятком и за 8 км), то их путь туда и обратно составляет 45 тысяч км!
Выпишите из текста ответы на вопросы «О чем говорится в тексте?» (понятия) и «Что говорится в тексте?» (мысли). Выпишите также все глаголы, связывающие понятия в мыслях.