Задание для старшеклассников и студентов


КОРАБЛИ У ОСТРОВА ФИДЖИ

В XIX веке английский психолог Капентер описал такой случай. Некий актер, обладавший великолепной зрительной памятью, выручая заболевшего товарища, выучил за ночь его роль и все реплики его собеседников, на другой день с блеском выступил в спектакле, но едва опустился занавес, как он все забыл.

То же самое происходит со студентами, которые проглатывали за ночь целый учебник, но, выйдя от экзаменатора, мгновенно забывали все. Не скрепленное с предшествующими знаниями и не тронутое мыслью содержание информации исчезает как сон.

Объем кратковременной памяти измерен, тогда как объем долговременной памяти измерить никому не удалось. Она способна вместить любое количество информации и хранить ее всю жизнь, включая все впечатления в их первоначальной форме и в тех формах, которые они принимали в процессе переосмысления. При запоминании только первоначальных форм наш ум и характер пребывали бы в состоянии полного застоя, а историческая память изобиловала бы провалами. Сохранение всех форм памяти — важнейшее условие развития нашей личности.

Но «пропускную способность» долговременной памяти измерить можно. Лет десять назад ее оценивал харьковский психолог П. Б. Невельский. У него получилось, что из равных по величине сообщений лучше запоминались те, в которых содержалось меньше новой информации. Сознательная долговременная память весьма чувствительна к перегрузкам. Легче всего усваивается информация, связанная с прошлым опытом, и труднее та, что с ним не связана.

У людей открыты глаза лишь на те стороны явлений, которые они уже научились различать. Дарвин рассказывал, что жители острова Фиджи выказывали изумление при виде маленьких лодок европейцев, но как бы совсем не замечали больших кораблей. У фиджийцев имелись свои лодки, только другой формы, с кораблями они никогда не имели дела и воспринимали их как грезу.

«Явления, идущие вразрез с привычными рубриками, мы рискуем либо забыть, либо истолковать ошибочно», — говорил Джемс. Ничего не может быть приятнее умения ассимилировать новое со старым. Жажда такого ассимилирования и составляет научную любознательность.

Абсолютная новизна озадачивает и тяготит память. Постижение нового только тогда доставляет удовольствие и приносит хорошие плоды, когда его можно хотя бы отчасти угадать. Для усвоения новизны необходима известная игра ума, игра в узнавания; необходимо, чтобы ум чувствовал свою силу, свою способность распоряжаться этой новизной.

С умения видеть и слышать начинается развитие интеллекта. Но Дальше дело не пойдет само собой. Стоит нам незаметно для себя ослабить свое внимание, погасить свою восприимчивость, как наш ум и наши чувства начнут покрываться ржавчиной привычек и предрассудков. Мы уже знаем все, а чего не знаем, того и знать не надо!

Без постоянных усилий жизнь становится простым существованием. Но все усилия бесплодны, если ими не руководит разум. Если стремление к новизне превращается в самоцель, в род охоты, оно становится стереотипом.

Мозг наш нуждается в здоровом рационе. Давно уж доказано, что человеку одинаково вредит и темнота и ослепительное освещение, и адский шум и абсолютное безмолвие, и лавина информации и ее отсутствие. Во всяком деле требуется не минимум и не максимум, а оптимум. Есть, очевидно, оптимальный режим и для восприятия новой информации. У каждого он свой, конечно, но он есть.

Наблюдая за деятельностью операторов, психологи установили, как взаимодействуют кратковременная и долговременная память в реальных обстоятельствах. Едва человек начинает решать какую-нибудь задачу, связанную с переработкой даже небольшого количества информации, деление памяти на кратковременную и долговременную становится менее искусственным. Из их взаимодействия рождается динамический ансамбль образов. Часть образов приходит из кратковременной памяти, часть — из долговременной. Кратковременная память, питающаяся восприятием и долговременной памятью, превращается в память оперативную.

Пока продолжается действие, ансамбль образов будет непрерывно менять свои очертания, стараясь поспеть за переменами в реальной обстановке и моделируя ее. Когда же действие прекратится, часть этих образов, которая может пригодиться в дальнейшем, попадет в долговременную память, а часть забудется навсегда.

Стоп! Запишите затраченное время: _ мин._ сек.

Сравните это время с НОРМАТИВНЫМ временем чтения большого текста. Сделайте выводы.

Оцените ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ содержания текста — в своей тетради напишите все мысли и факты, которые Вы смогли запомнить во время чтения.

Написали? Больше не можете вспомнить?

Теперь переходите к оценке ПРИПОМИНАНИЯ — не заглядывая в текст, не внося в написанный Вами список мыслей изменения и дополнения, ответьте на следующие вопросы.

  1. В каком случае содержание информации исчезает как сон?
  2. Объем какой памяти был измерен?
  3. Какой объем информации может хранить долговременная память и как долго?
  4. В какой форме хранятся наши впечатления в долговременной памяти?
  5. Что является обязательным условием развития нашей личности?
  6. Какую способность долговременной памяти можно измерить?
  7. Какие сообщения из равных по величине лучше запоминаются?
  8. Какая информация усваивается легче, а какая трудней?
  9. Почему жители острова Фиджи выказывали изумление при виде маленьких лодок европейцев, но как бы совсем не замечали больших кораблей?
  10. Что составляет научную любознательность?
  11. Как реагирует память на абсолютную новизну?
  12. Что необходимо для усвоения новизны?
  13. С чего начинается развитие интеллекта?
  14. Когда стремление к новизне становится стереотипом?
  15. В каком режиме наш мозг наилучшим образом воспринимает новую информацию?
  16. Как взаимодействуют кратковременная и долговременная память в реальных обстоятельствах?
  17. Что рождается из их взаимодействия?
  18. Какая память превращается в оперативную?
  19. Что происходит с ансамблем образов, пока идет действие?
  20. Что происходит, когда действие прекращается?

Теперь приступайте к проверке выполненных работ с большим текстом.

Вначале оцените ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ содержания больших текстов. Для этого сравните каждую мысль из списка воспроизведенных Вами мыслей с мыслями приведенного ниже образцового списка мыслей. По результатам сравнения проставьте себе проценты по следующему принципу:

  • —    ставьте за свою мысль 2,5%, если Ваша мысль совпадает по смыслу с мыслью из образцового списка;
  • —    если Ваша мысль частично совпадает с образцовой мыслью, ставьте себе 1%.

Примечание. Если Ваша мысль содержит 2 мысли из двух различных пунктов образцового списка, то за эту составную мысль ставьте себе 5%.

Вот образцовый список мыслей текста:

  1. В XIX веке английским психологом описан случай, когда актер выучил за ночь роль заболевшего товарища и все реплики его собеседников, но едва опустился занавес, как он все забыл.
  2. Студенты, запоминавшие за ночь целый учебник, выйдя от экзаменатора, мгновенно забывали все.
  3. Не скрепленное с предшествующими знаниями и не тронутое мыслью содержание информации исчезает как сон.
  4. Объем кратковременной памяти измерен.
  5. Объем долговременной памяти измерить никому не удалось.
  6. Долговременная память способна вместить любое количество информации и хранить ее всю жизнь.
  7. Долговременная память хранит все впечатления не только в их первоначальной форме, но и в тех формах, которые они принимали в процессе переосмысления.
  8. При запоминании только первоначальных форм наш ум и характер пребывали бы в состоянии полного застоя, а наша историческая память изобиловала бы провалами.
  9. Сохранение всех формважнейшее условие развития нашей личности.
  10. «Пропускную способность» долговременной памяти измерить можно.
  11. Измерял ее лет десять назад харьковский психолог П. Б. Невельский.
  12. Из равных по величине сообщений лучше запоминались содержащие меньше новой информации.
  13. Сознательная долговременная память весьма чувствительна к перегрузкам.
  14. Легче всего усваивается то, что связано с прошлым опытом, и труднее то, что с ним не связано.
  15. У людей открыты глаза лишь на те стороны явлений, которые они уже научились различать.
  16. Жители острова Фиджи выказывали изумление при виде маленьких лодок европейцев, но как бы совсем не замечали больших кораблей.
  17. У фиджийцев имелись свои лодки, но другой формы, с кораблями же они никогда не имели дела и воспринимали их как грезу.
  18. «Явления, идущие вразрез с привычными рубриками, мы рискуем либо забыть, либо истолковать ошибочно»,говорил Джемс.
  19. Ничего не может быть приятнее умения ассимилировать новое со старым.
  20. Жажда такого ассимилирования и составляет научную любознательность.
  21. Абсолютная новизна озадачивает и тяготит память.
  22. Постижение нового только тогда доставляет удовольствие и приносит хорошие плоды, когда его можно хотя бы отчасти угадать.
  23. Для усвоения новизны необходима известная игра ума, игра в узнавания.
  24. Для усвоения новизны необходимо, чтобы ум чувствовал свою силу, свою способность распоряжаться этой новизной.
  25. С умения видеть и слышать начинается развитие интеллекта.
  26. Стоит незаметно для себя ослабить свое внимание, погасить свою восприимчивость, как наш ум и наши чувства начнут покрываться ржавчиной привычек и предрассудков.
  27. Без постоянных усилий жизнь становится простым существованием.
  28. Все усилия бесплодны, если ими не руководит разум.
  29. Если стремление к новизне превращается в самоцель, в род охоты, оно становится стереотипом.
  30. Мозг наш нуждается в здоровом рационе.
  31. Во всяком деле требуется не минимум и не максимум, а оптимум.
  32. Есть оптимальный режим для восприятия новой информации.
  33. У каждого человека свой режим восприятия новой информации.
  34. Наблюдая за деятельностью операторов, психологи уяснили, как взаимодействуют кратковременная и долговременная память в реальных обстоятельствах.
  35. При переработке даже небольшого количества информации деление памяти на кратковременную и долговременную становится менее искусственным.
  36. Из их взаимодействия рождается динамический ансамбль образов.
  37. Часть образов приходит из кратковременной памяти, часть — из долговременной.
  38. Кратковременная память, питающаяся восприятием и долговременной памятью, превращается в память оперативную.
  39. Пока продолжается действие, ансамбль образов будет непрерывно менять свои очертания.
  40. Когда действие прекратится, часть этих образов, которая может пригодиться в дальнейшем, попадет в долговременную память, а часть забудется навсегда.

Проставили проценты?

Теперь просуммируйте и запишите:_ %.

Этот результат говорит о КАЧЕСТВЕ МГНОВЕННОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ БОЛЬШОГО ТЕКСТА

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт