Задание для старшеклассников и студентов
Приготовьте школьный параграф или учебный текст, который войдет в экзаменационные билеты. Отсчитайте 7 предложений. Из каждого выделенного предложения текста выпишите по одному ответу на вопрос «О чем говорится в предложении?». Каждое слово или словосочетание полученного списка должно вызывать яркий образ в Вашем воображении. Внимательно перечитав список слов и словосочетаний, запомните их на 100% в данной последовательности.
Теперь перескажите все предложения, вспоминая запомнившиеся слова и словосочетания поочередно. Добивайтесь, чтобы рассказ получался слитным.
По мере возможности в течение дня несколько раз вспоминайте рассказ. Желательно предложения текста произносить вслух.
Выполните упражнение 13 для формирования привычки регулярно припоминать полезную информацию с целью применения на практике.
Вторая неделя, четвертый день
Выполните упражнение 14 два раза: первый раз на нижеприведенном абзаце, а второй — на своем тексте.
КАК БОРОЛИСЬ С ПЬЯНСТВОМ В СТАРИНУ
В 1220 году до н. э. китайский император издал эдикт, согласно которому люди, захваченные во время попойки, подвергались смертной казни. В Древней Индии пьяниц «поили» расплавленным серебром, свинцом или медью. Последователи Магомета, запрещавшего пить вино, палками наказывали нарушителей этой заповеди. Создатель империи франков Карл Великий наказывал пьяниц в первый раз в закрытом помещении, затем — публично. Если это не помогало — казнил их. В Англии в начале прошлого века напившихся матросов одевали в грязную одежду, вешали на ней табличку «пьяница» и заставляли выполнять самую грязную работу.
Выделите из текста все основные мысли (ОМ) из абзацев. Постройте структуру текста из ОМ абзацев. Составьте связный рассказ из ОМ абзацев.
КТО ТАКОЙ ГРИФ?
Гриф — это большая хищная птица. Слово «гриф» стало символом всех птиц, питающихся животными.
Грифы принадлежат к тому же классу птиц, что соколы, ястребы и орлы. В Южной и Северной Америке обитают пять видов грифов. Это турецкий, черный, королевский грифы, калифорнийский и южноамериканский кондоры.
Все птицы семейства грифов питаются падалью, то есть погибшими животными. Поэтому многие люди и не любят их. В действительности эти птицы очень грациозны в полете, можно любоваться ими, когда они парят в воздухе. Но как только гриф замечает погибшее животное, он камнем падает вниз. К нему присоединяются другие птицы, и они растаскивают жертву по частям своими крючкообразными клювами.
Южноамериканский кондор — единственный представитель семейства грифов, который сам убивает животных для питания. Он ест яйца, молодых морских птиц, молодых млекопитающих. Также он может питаться и погибшими животными, если они попадаются ему.
Как грифы обнаруживают мертвых животных? Было проведено много экспериментов, чтобы найти ответ на этот вопрос. Известно, что грифы обладают более острым зрением, чем человек; они могут различить маленький предмет с большого расстояния. Но у грифов почти полностью отсутствует нюх. Поэтому точно неизвестно, как они выискивают пищу.
Между прочим, североамериканским грифам очень радуются фермеры в период забоя скота. Потому что грифы освобождают их от забот по уничтожению отходов после разделки туш. Птицы стаями слетаются и растаскивают их.
Варианты основных мыслей:
- OMj: Грифы являются большими хищными птицами.
- ОМ2: Грифы, ястребы, соколы, орлы принадлежат к одному классу птиц.
- ОМ3: Грифы питаются погибшими животными.
- ОМ4: Южноамериканский кондор сам убивает животных для питания.
- ОМ5: Точно неизвестно, как грифы выслеживают пищу.
- ОМ6: Североамериканские грифы помогают фермерам в период забоя скота.
Вот вариант структуры текста:
Если Вы не согласны с этим вариантом, составьте свой вариант структуры.
Вот так может выглядеть связный текст:
Грифы являются большими хищными птицами. Они принадлежат к тому же классу птиц, что и ястребы, соколы, орлы. Грифы питаются погибшими животными, и лишь южноамериканский кондор сам убивает животных для питания. Нет точных сведений о том, как грифы выслеживают пишу. Североамериканские грифы помогают фермерам в период забоя скота.
На этом же тексте выполните упражнение 15 (стр. 95)
Запомните четыре текста, чтобы в течение дня пересказать их тому, кому это будет интересно.
- …по статистике храпом страдает почти половина человечества.
- …еврейский Новый год празднуется одновременно с осенним равноденствием в конце сентября или начале октября.
- …бурые и другие морские водоросли не имеют корней. Они прикрепляются к скалам нитями, напоминающими пальцы, называемыми зацепками, растущими на конце каждой ветви. Много креветок, крабов, рыб, морских ежей и других морских животных живет в этих зацепках.
- …птицы — чемпионы по полетам во всем животном мире. Они отлично созданы для жизни в воздухе. Их сильные крылья слегка загнуты, чтобы помогать им держаться в воздухе, а их легкие обтекаемые тела могут развивать большую скорость при полете. Птицы могут летать быстрее и дальше других животных, включая летучих мышей и насекомых. Они могут находиться в полете целыми днями, не приземляясь, поднимаясь высоко над землей, падая вниз на большой скорости, или парить часами на струях теплого воздуха.
- Запомните четыре небольших текста, содержащих числовую информацию. После прочтения текстов в течение дня перескажите их тому, кому они могут показаться интересными.
- …человек может различать несколько тысяч запахов, а собака — до двух миллионов.
- …самой длинной рекой Евразии является река Янцзы (ТЬлубая река), протекающая в Китае. Ее длина — 5800 км …первые птицы жили на Земле около ста пятидесяти миллионов лет назад. Они были размером с голубя и назывались археоптериксы. Ученые думают, что эти птицы, вероятно, были потомками небольшого вида двуногого динозавра.
- … почти половина населения Земли питается исключительно рисом — одним из древнейших продовольственных растений земного шара, чьей родиной считается Индия, где его возделывают уже несколько тысячелетий. В Европе рис появился в VIII веке, в Америке — в XV-XVI веках, на территории России — в 1II-U веках до н.э.