УПРАЖНЕНИЕ 15. Приготовьте текст, состоящий из нескольких абзацев. В каждом абзаце выявите основную мысль и все второстепенные мысли. На основе рассуждений автора второстепенные мысли абзаца соедините друг с другом и основной мыслью. В итоге получите струюурные схемы абзацев.
Выпишите основные мысли абзацев и свяжите их по смыслу друг с другом в единую систему. Постройте схему основных мыслей.
Примечание. Если в итоге смыслового соединения абзацев единой системы не получится, а получится несколько систем (текст, видимо, должен был быть разделен на несколько смысловых частей, но, к сожалению, его представили целиком), в этом случае следует каждый получившийся маленький текст запоминать по отдельности.
Вот пример выполнения упражнения на большом тексте о проблемах памяти:
Память обладает любопытным свойством, которое названо по имени установившего его американского психолога законом Миллера: пропускная способность мозга, то есть объем информации, воспринимаемой и запоминаемой одновременно, зависит не столько от общего количества этой информации, сколько от числа ее отдельных, законченных частей. Это число устойчиво и варьируется в очень узких пределах. Оно равно чаще всего 7, реже 5 или 9. Проиллюстрировать закон Миллера можно простым опытом. Положите рядом семь спичек. Их легко сосчитать одним взглядом. Возможно, вы справитесь и с девятью. А вот десять спичек уже придется пересчитывать по одной. Теперь высыпьте на стол всю коробку — 50 спичек. Сосчитать их можно только простым перебором. Но если они разделены на семь частей по семь спичек в каждой, счет займет всего несколько секунд: число спичек в каждой группе и общее число групп можно воспринять с одного взгляда, останется перемножить и прибавить одну отдельно лежащую спичку.
Та же закономерность действует при запоминании любых предметов, чисел фактов и т. д. Даже очень длинный ряд объектов можно запомнить, если разбить его на группы. Механизм этого явления пока не ясен, но совершенно очевидно, что существует постоянный и устойчивый порог количества блоков единовременного восприятия и запоминания.
Отсюда важное правило чтения: количество информации, которое удержится в памяти, тем больше, чем более крупными блоками она будет восприниматься. Не стремитесь запоминать текст отдельными словами или фразами, старайтесь усваивать основные идеи. Чередуйте чтение с припоминанием и пересказом прочитанного. Повторите текст по частям, если текст велик, то крупными и цельными фрагментами (например, главами). Законченная, богатая содержанием идея запомнится лучше. В ее свете яснее станут связи между отдельными частями, их сравнительная роль, и поэтому запоминание отдельных элементов тоже будет продуктивнее.
Запоминание, подобно вниманию, может быть произвольным и непроизвольным. Как показали эксперименты психологов, продуктивность непроизвольного запоминания при условии, если работа выполняется с увлечением и носит творческий характер, гораздо выше произвольного. При быстром чтении это особенно заметно: мыслительные процессы носят свернутый, сжатый характер, и потому для специального, преднамеренного запоминания не остается времени. Внимание направлено на смысл, а команда «хочу запомнить» может только отвлечь от него.
Кроме того, волевая установка на запоминание значительно снижает скорость чтения, так как увеличивает число регрессий: мы еще не знаем, хорошо ли запомнился прочитанный фрагмент, но уже беспокоимся, не забыт ли он, и без всякой нужды возвращаемся к нему. Иногда такие возвраты происходят только мысленно: читая дальше, мы одновременно проверяем, как запомнилось предыдущее. Внимание распыляется, и в конечном счете восприятие замедляется.
Но все это вовсе не означает, что от произвольного запоминания надо отказаться совсем. Оно мешает только в тот момент, когда вы читаете. Но до и после чтения специальная организация памяти совершенно необходима. В сущности, именно этим вы и занимаетесь, когда определяете цель чтения, вырабатываете его предварительную программу, затем повторяете прочитанное.
В первом абзаце смысловые связи выглядят так:
Далее дается абзац, смысл которого можно передать одной мыслью (она и является главной):
В этом же абзаце дается информация, повторяющая то, что было сказано в первом абзаце. Вся эта информация не должна была быть во втором абзаце, так как она несущественна.
В третьем абзаце структурная схема выглядит еще сложнее:
Пунктиром обозначена второстепенная мысль, выраженная в тексте неявным образом.
Как на 100% запоминать тексты
Схему смысловых связей четвертого абзаца можно составить так:
Вот схема последнего абзаца:
В процессе составления структуры данного текста можно увидеть, что этот крупный текст состоит из двух крупных разделов:
- — первый абзац о том, как запоминать во время чтения (неважно, быстрое это чтение или медленное);
- — второй абзац о произвольном и непроизвольном запоминании.
Вот основные мысли каждого раздела в отдельности.
Первый раздел:
- Объем информации, воспринимаемый и запоминаемый одновременно, зависит не столько от общего количества этой информации, сколько от числа ее отдельных законченных частей.
- Механизм этого явления пока не известен.
- Старайтесь во время чтения усваивать основные идеи. Второй раздел:
- Продуктивность непроизвольного запоминания выше произвольного.
- Произвольное запоминание тоже необходимо.
Теперь попробуйте выявить форму изложения этого крупного текста, составив структурную схему из основных мыслей. У Вас получится примерно такая структура:
Попытайтесь из основных мыслей абзацев получить следующий связный рассказ: