ФОРМА ТЕКСТА. СМЫСЛОВЫЕ СВЯЗИ


УПРАЖНЕНИЕ 15. Приготовьте текст, состоящий из нескольких абзацев. В каждом абзаце выявите основную мысль и все второстепенные мысли. На основе рассуждений автора второстепенные мысли абзаца соедините друг с другом и основной мыслью. В итоге получите струюурные схемы абзацев.

Выпишите основные мысли абзацев и свяжите их по смыслу друг с другом в единую систему. Постройте схему основных мыслей.

Примечание. Если в итоге смыслового соединения абзацев единой системы не получится, а получится несколько систем (текст, видимо, должен был быть разделен на несколько смысловых частей, но, к сожалению, его представили целиком), в этом случае следует каждый получившийся маленький текст запоминать по отдельности.

Вот пример выполнения упражнения на большом тексте о проблемах памяти:

Память обладает любопытным свойством, которое названо по имени установившего его американского психолога законом Миллера: пропускная способность мозга, то есть объем информации, воспринимаемой и запоминаемой одновременно, зависит не столько от общего количества этой информации, сколько от числа ее отдельных, законченных частей. Это число устойчиво и варьируется в очень узких пределах. Оно равно чаще всего 7, реже 5 или 9. Проиллюстрировать закон Миллера можно простым опытом. Положите рядом семь спичек. Их легко сосчитать одним взглядом. Возможно, вы справитесь и с девятью. А вот десять спичек уже придется пересчитывать по одной. Теперь высыпьте на стол всю коробку — 50 спичек. Сосчитать их можно только простым перебором. Но если они разделены на семь частей по семь спичек в каждой, счет займет всего несколько секунд: число спичек в каждой группе и общее число групп можно воспринять с одного взгляда, останется перемножить и прибавить одну отдельно лежащую спичку.

Та же закономерность действует при запоминании любых предметов, чисел фактов и т. д. Даже очень длинный ряд объектов можно запомнить, если разбить его на группы. Механизм этого явления пока не ясен, но совершенно очевидно, что существует постоянный и устойчивый порог количества блоков единовременного восприятия и запоминания.

Отсюда важное правило чтения: количество информации, которое удержится в памяти, тем больше, чем более крупными блоками она будет восприниматься. Не стремитесь запоминать текст отдельными словами или фразами, старайтесь усваивать основные идеи. Чередуйте чтение с припоминанием и пересказом прочитанного. Повторите текст по частям, если текст велик, то крупными и цельными фрагментами (например, главами). Законченная, богатая содержанием идея запомнится лучше. В ее свете яснее станут связи между отдельными частями, их сравнительная роль, и поэтому запоминание отдельных элементов тоже будет продуктивнее.

Запоминание, подобно вниманию, может быть произвольным и непроизвольным. Как показали эксперименты психологов, продуктивность непроизвольного запоминания при условии, если работа выполняется с увлечением и носит творческий характер, гораздо выше произвольного. При быстром чтении это особенно заметно: мыслительные процессы носят свернутый, сжатый характер, и потому для специального, преднамеренного запоминания не остается времени. Внимание направлено на смысл, а команда «хочу запомнить» может только отвлечь от него.

Кроме того, волевая установка на запоминание значительно снижает скорость чтения, так как увеличивает число регрессий: мы еще не знаем, хорошо ли запомнился прочитанный фрагмент, но уже беспокоимся, не забыт ли он, и без всякой нужды возвращаемся к нему. Иногда такие возвраты происходят только мысленно: читая дальше, мы одновременно проверяем, как запомнилось предыдущее. Внимание распыляется, и в конечном счете восприятие замедляется.

Но все это вовсе не означает, что от произвольного запоминания надо отказаться совсем. Оно мешает только в тот момент, когда вы читаете. Но до и после чтения специальная организация памяти совершенно необходима. В сущности, именно этим вы и занимаетесь, когда определяете цель чтения, вырабатываете его предварительную программу, затем повторяете прочитанное.

В первом абзаце смысловые связи выглядят так:

ФОРМА ТЕКСТА. СМЫСЛОВЫЕ СВЯЗИ

Далее дается абзац, смысл которого можно передать одной мыслью (она и является главной):

ФОРМА ТЕКСТА. СМЫСЛОВЫЕ СВЯЗИ

В этом же абзаце дается информация, повторяющая то, что было сказано в первом абзаце. Вся эта информация не должна была быть во втором абзаце, так как она несущественна.

В третьем абзаце структурная схема выглядит еще сложнее:

ФОРМА ТЕКСТА. СМЫСЛОВЫЕ СВЯЗИ

Пунктиром обозначена второстепенная мысль, выраженная в тексте неявным образом.

Как на 100% запоминать тексты

Схему смысловых связей четвертого абзаца можно составить так:

ФОРМА ТЕКСТА. СМЫСЛОВЫЕ СВЯЗИ

Вот схема последнего абзаца:

ФОРМА ТЕКСТА. СМЫСЛОВЫЕ СВЯЗИ

В процессе составления структуры данного текста можно увидеть, что этот крупный текст состоит из двух крупных разделов:

  • —    первый абзац о том, как запоминать во время чтения (неважно, быстрое это чтение или медленное);
  • —    второй абзац о произвольном и непроизвольном запоминании.

Вот основные мысли каждого раздела в отдельности.

Первый раздел:

  1. Объем информации, воспринимаемый и запоминаемый одновременно, зависит не столько от общего количества этой информации, сколько от числа ее отдельных законченных частей.
  2. Механизм этого явления пока не известен.
  3. Старайтесь во время чтения усваивать основные идеи.

    Второй раздел:

  4. Продуктивность непроизвольного запоминания выше произвольного.
  5. Произвольное запоминание тоже необходимо.

Теперь попробуйте выявить форму изложения этого крупного текста, составив структурную схему из основных мыслей. У Вас получится примерно такая структура:

Попытайтесь из основных мыслей абзацев получить следующий связный рассказ:

ФОРМА ТЕКСТА. СМЫСЛОВЫЕ СВЯЗИ

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт