Первая неделя, пятый день
Выполните упражнение 1 (стр. 37) в начале на предложенном тексте, а затем на своем (из Вашего конспекта, или учебника по какому-либо предмету, либо из какой-нибудь книги не сложного содержания).
Проблема овладения механизмом памяти — одной из основных функций мозга — лежит в основе осуществления огромного разнообразия деятельности организма. Это связано и с созданием всесторонне развитой личности. Именно поэтому проблема памяти сегодня остается узловой — от ее решения в большой степени зависит прогресс человечества.
Выявите из каждого абзаца текста все ответы на вопрос «О чем говорится в тексте?» и напишите их. Разделите ответы по абзацам.
ЦАРЬ ЗВЕРЕЙ
Львы — единственные из семейства кошачьих, которые живут группами (прайдами). В составе прайда насчитывается от 4 до 35 животных. Сообща они добывают себе пищу. Лев обладает невероятной физической силой, он способен одним ударом лапы свалить трехсоткилограммовую зебру или перепрыгнуть с убитым молодым быком через двухметровую изгородь.
Главное украшение льва — несравненная грива, облагораживающая его облик и намекающая на царственный сан среди зверей.
Львы довольно ленивы и сонливы (они способны спать по 20 часов в сутки); к тому же они более миролюбивы, чем другие большие кошки, не считая, конечно, тех случаев, когда лев оберегает свое право на добычу, подругу, территорию, на свое главенство в прайде.
Выявите из каждого абзаца этого же текста все ответы на вопрос «Что говорится в тексте?» и напишите их. разделите ответы по абзацам.
Контрольная работа
Выполнение контрольной работы позволит Вам оценить, насколько успешно выполнялись Вами упражнения по выявлению понятий из текстов. За 2 минуты внимательно прочитайте текст, мысленно выявляя ответы на вопрос «О чем говорится в тексте?», и попытайтесь запомнить эти ответы.
В доисторические времена на земле и в море жили гигантские существа, которые были значительно крупнее всех живущих ныне животных. Самое большое животное нашего времени —это синий кит. Он достигает более тридцати метров в длину и весит около ста двадцати пяти тонн. И вот что замечательно: около трети длины этого животного занимает его голова! Но, пожалуй, самое интересное в ките не его размер, а то, что он млекопитающее, а не рыба. Как и другие млекопитающие, живущие в воде (например, дельфины и морские львы), киты происходят от предков, живших некогда на суше. Это предположение доказывается строением их тела. Плавники — это, в сущности, кисти «рук» с пятью пальцами, закрытые кожей и мышечными тканями и превращенные в подобие весел. У некоторых китов даже есть заключенные в ткани тела кости задних конечностей.
Закройте текст и напишите по памяти все понятия, встретившиеся в тексте.
Если Вы написали менее 10 понятий, то в течение еще одной недели Вам нужно продолжать интенсивно выполнять упражнение по выявлению ответов на вопрос «О чем говорится в тексте?». Если же вы смогли написать более 10 понятий, то выполните следующее действие.
Просмотрите список различных понятий и отметьте среди них номера тех, которые, на Ваш взгляд, были использованы в тексте:
- Доисторические времена.
- Доисторические животные.
- Океан.
- Пустыни.
- Земля (почва).
- Море.
- Шгантские существа.
- Все живущие ныне животные.
- Самое большое животное нашего времени.
- Крупные поселения морских животных.
- Длина (тридцать метров).
- Длина (шестьдесят метров).
- Вес (около ста двадцати пяти тонн).
- Вес (около тридцати тонн).
- Вес (около тридцати пяти тонн).
- Длина (около трети длины синего кита).
- Голова.
- Хвост.
- Шея.
- Жабры.
- Самое интересное в ките.
- Млекопитающее.
- Живородящее.
- Моллюск.
- Рыба.
- Планктон.
- Другие живущие в воде млекопитающие (кроме кита).
- Синий кит.
- Дельфины.
- Морские львы.
- Акулы.
- Скаты.
- Ящеры.
- Динозавры.
- Жившие некогда на суше предки китов.
- Доказательство (ученых о предках, китов).
- Предположение (ученых о предках китов).
- Отрицание (ученых о предках китов).
- Строение тела китов.
- Плавники.
- Усы.
- Закрытые кожей и мышечными тканями и превращенные в подобие весел кисти «рук» с пятью пальцами.
- Заключенные в ткани тела кости задних конечностей.
А теперь проверьте свои результаты. Понятия под такими номерами были использованы в тексте:
- I,5, 6, 7, 8, 9,
- II, 13, 16, 17,
- 21,22,25, 27, 28, 29,
- 30, 35, 37, 39,
- 40, 42, 43.
В этом перечне номеров зачеркните номера, которые были Вами отмечены в списке из 43 понятий. Если Вы зачеркнули не менее 15, то Вы успешны. Если Вы отметили от 10 до 14, то Вам следует еще потренироваться. Если же Вы отметили 9 номеров или меньше, Вам необходимо заново выполнять подобные упражнения в течение одной недели.
Запомните три текста, чтобы в течение дня пересказать их тому, кому это будет интересно. Цель выполнения упражнения — ПРИВЫКАНИЕ к необходимости РЕГУЛЯРНО ЗАПОМИНАТЬ информацию С ПОСЛЕДУЮЩИМ ПРИПОМИНАНИЕМ. Так как Вы еще не научились запоминать тексты «по правилам», выполняйте эту работу так, как получится.
- …самая старая переплетенная книга — сборник религиозных гимнов — была найдена в одном из египетских захоронений.
- …медицинские пиявки наиболее широко использовались во Франции. Так, в прошлом веке эта страна импортировала со всего света до миллиарда особей медицинских пиявок.
- …голод не имеет ничего общего с пустым желудком, а начинается при нехватке в крови определенных питательных веществ, о чем тут же сигнализируется в ту часть мозга, которая называется «центром голода».
Запомните три небольших текста, содержащих числовую информацию. После прочтения текстов в течение дня перескажите их тому, кому они могут показаться интересными. Цель упражнения — привыкание к запоминанию ТЕКСТОВ С ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ и ПРИВЫКАНИЕ К ПОСЛЕДУЮЩЕМУ ПРИПОМИНАНИЮ. Так как Вы еще не научились запоминать числовую информацию в текстах, выполняйте эту работу так, как получится.
- …верхний слой кожи человека полностью обновляется за 27 дней.
- …в Национальном парке США растет секвойя, которая считается самым высоким деревом в мире. Ее называют «Деревом Основателя», а ее высота составляет более 110 м.
- …больше всего землетрясений происходит в Японии и Чили: в среднем более тысячи за год. Рекордным был 1930 год, когда в Японии зарегистрировали 4745 землетрясений, то есть примерно по 13 в день.
Выполните упражнение 11 (стр. 45) на одном крупном абзаце, содержащем не менее трех предложений. Для упражнения используйте научно-популярные, но простейшие тексты (можно из детской литературы). Можете использовать учебные тексты, изученные ранее.
Выполните упражнение 13 (стр. 52) для формирования привычки регулярно припоминать полезную информацию с целью применения на практике.