Тезаурус — предыдущие знания


Первая неделя, пятый день

Выполните упражнение 1 (стр. 37) в начале на предложенном тексте, а затем на своем (из Вашего конспекта, или учебника по какому-либо предмету, либо из какой-нибудь книги не сложного содержания).

Проблема овладения механизмом памяти — одной из основных функций мозга — лежит в основе осуществления огромного разнообразия деятельности организма. Это связано и с созданием всесторонне развитой личности. Именно поэтому проблема памяти сегодня остается узловой — от ее решения в большой степени зависит прогресс человечества.

Выявите из каждого абзаца текста все ответы на вопрос «О чем говорится в тексте?» и напишите их. Разделите ответы по абзацам.

ЦАРЬ ЗВЕРЕЙ

Львы — единственные из семейства кошачьих, которые живут группами (прайдами). В составе прайда насчитывается от 4 до 35 животных. Сообща они добывают себе пищу. Лев обладает невероятной физической силой, он способен одним ударом лапы свалить трехсоткилограммовую зебру или перепрыгнуть с убитым молодым быком через двухметровую изгородь.

Главное украшение льва — несравненная грива, облагораживающая его облик и намекающая на царственный сан среди зверей.

Львы довольно ленивы и сонливы (они способны спать по 20 часов в сутки); к тому же они более миролюбивы, чем другие большие кошки, не считая, конечно, тех случаев, когда лев оберегает свое право на добычу, подругу, территорию, на свое главенство в прайде.

Выявите из каждого абзаца этого же текста все ответы на вопрос «Что говорится в тексте?» и напишите их. разделите ответы по абзацам.

Контрольная работа

Выполнение контрольной работы позволит Вам оценить, насколько успешно выполнялись Вами упражнения по выявлению понятий из текстов. За 2 минуты внимательно прочитайте текст, мысленно выявляя ответы на вопрос «О чем говорится в тексте?», и попытайтесь запомнить эти ответы.

В доисторические времена на земле и в море жили гигантские существа, которые были значительно крупнее всех живущих ныне животных. Самое большое животное нашего времени —это синий кит. Он достигает более тридцати метров в длину и весит около ста двадцати пяти тонн. И вот что замечательно: около трети длины этого животного занимает его голова! Но, пожалуй, самое интересное в ките не его размер, а то, что он млекопитающее, а не рыба. Как и другие млекопитающие, живущие в воде (например, дельфины и морские львы), киты происходят от предков, живших некогда на суше. Это предположение доказывается строением их тела. Плавники — это, в сущности, кисти «рук» с пятью пальцами, закрытые кожей и мышечными тканями и превращенные в подобие весел. У некоторых китов даже есть заключенные в ткани тела кости задних конечностей.

Закройте текст и напишите по памяти все понятия, встретившиеся в тексте.

Если Вы написали менее 10 понятий, то в течение еще одной недели Вам нужно продолжать интенсивно выполнять упражнение по выявлению ответов на вопрос «О чем говорится в тексте?». Если же вы смогли написать более 10 понятий, то выполните следующее действие.

Просмотрите список различных понятий и отметьте среди них номера тех, которые, на Ваш взгляд, были использованы в тексте:

  1. Доисторические времена.
  2. Доисторические животные.
  3. Океан.
  4. Пустыни.
  5. Земля (почва).
  6. Море.
  7. Шгантские существа.
  8. Все живущие ныне животные.
  9. Самое большое животное нашего времени.
  10. Крупные поселения морских животных.
  11. Длина (тридцать метров).
  12. Длина (шестьдесят метров).
  13. Вес (около ста двадцати пяти тонн).
  14. Вес (около тридцати тонн).
  15. Вес (около тридцати пяти тонн).
  16. Длина (около трети длины синего кита).
  17. Голова.
  18. Хвост.
  19. Шея.
  20. Жабры.
  21. Самое интересное в ките.
  22. Млекопитающее.
  23. Живородящее.
  24. Моллюск.
  25. Рыба.
  26. Планктон.
  27.  Другие живущие в воде млекопитающие (кроме кита).
  28. Синий кит.
  29. Дельфины.
  30. Морские львы.
  31. Акулы.
  32. Скаты.
  33. Ящеры.
  34. Динозавры.
  35. Жившие некогда на суше предки китов.
  36. Доказательство (ученых о предках, китов).
  37. Предположение (ученых о предках китов).
  38. Отрицание (ученых о предках китов).
  39. Строение тела китов.
  40. Плавники.
  41. Усы.
  42. Закрытые кожей и мышечными тканями и превращенные в подобие весел кисти «рук» с пятью пальцами.
  43. Заключенные в ткани тела кости задних конечностей.

А теперь проверьте свои результаты. Понятия под такими номерами были использованы в тексте:

  • I,5,    6, 7, 8, 9,
  • II,    13, 16, 17,
  • 21,22,25, 27, 28, 29,
  • 30, 35, 37, 39,
  • 40, 42, 43.

В этом перечне номеров зачеркните номера, которые были Вами отмечены в списке из 43 понятий. Если Вы зачеркнули не менее 15, то Вы успешны. Если Вы отметили от 10 до 14, то Вам следует еще потренироваться. Если же Вы отметили 9 номеров или меньше, Вам необходимо заново выполнять подобные упражнения в течение одной недели.

Запомните три текста, чтобы в течение дня пересказать их тому, кому это будет интересно. Цель выполнения упражнения — ПРИВЫКАНИЕ к необходимости РЕГУЛЯРНО ЗАПОМИНАТЬ информацию С ПОСЛЕДУЮЩИМ ПРИПОМИНАНИЕМ. Так как Вы еще не научились запоминать тексты «по правилам», выполняйте эту работу так, как получится.

  • …самая старая переплетенная книга — сборник религиозных гимнов — была найдена в одном из египетских захоронений.
  • …медицинские пиявки наиболее широко использовались во Франции. Так, в прошлом веке эта страна импортировала со всего света до миллиарда особей медицинских пиявок.
  • …голод не имеет ничего общего с пустым желудком, а начинается при нехватке в крови определенных питательных веществ, о чем тут же сигнализируется в ту часть мозга, которая называется «центром голода».

Запомните три небольших текста, содержащих числовую информацию. После прочтения текстов в течение дня перескажите их тому, кому они могут показаться интересными. Цель упражнения — привыкание к запоминанию ТЕКСТОВ С ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ и ПРИВЫКАНИЕ К ПОСЛЕДУЮЩЕМУ ПРИПОМИНАНИЮ. Так как Вы еще не научились запоминать числовую информацию в текстах, выполняйте эту работу так, как получится.

  • …верхний слой кожи человека полностью обновляется за 27 дней.
  • …в Национальном парке США растет секвойя, которая считается самым высоким деревом в мире. Ее называют «Деревом Основателя», а ее высота составляет более 110 м.
  • …больше всего землетрясений происходит в Японии и Чили: в среднем более тысячи за год. Рекордным был 1930 год, когда в Японии зарегистрировали 4745 землетрясений, то есть примерно по 13 в день.

Выполните упражнение 11 (стр. 45) на одном крупном абзаце, содержащем не менее трех предложений. Для упражнения используйте научно-популярные, но простейшие тексты (можно из детской литературы). Можете использовать учебные тексты, изученные ранее.

Выполните упражнение 13 (стр. 52) для формирования привычки регулярно припоминать полезную информацию с целью применения на практике.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт