Допустим, что все понятия и все смысловые блоки прочитываемого текста понятны. Читатель или слушатель знаком с их значениями, прекрасно представляет образы каждого понятия в отдельности, и даже некоторые слова и словосочетания вызывают чувства или ощущения. Можно ли отсюда утверждать, что читатель или слушатель правильно поймет смысловое содержание текста? Совершенно необязательно! Вот «текст», состоящий из слов, знакомых даже школьнику: «Увеличение объемов звука тишины привело к тому, что вода стала удерживать планы написания цветка. Несмотря на это, звук больше никогда не торопили параллельно пище». Понять смысл этого «текста» в рамках любой предметной области, например, с точки зрения математических или просто бытовых рассуждений, с позиции спортсменов, экономистов и пр., невозможно. Конечно, в каком-нибудь сказочном мире можно придумать некую предметную область (например, науку «Цветкометрия») и в ней рассуждать по новым установленным правилам.
Аналогично, если читатель или слушатель не умеет РАССУЖДАТЬ ПРЕДМЕТНО с использованием известных понятий, он не поймет, а значит, не усвоит (не сделает содержание СВОИМ) текст. А неусвоенное содержание не запомнится. В итоге, человек скажет, что НЕ ЗАПОМНИЛ.
Задумайтесь, возможно, иногда у Вас проявляется недовольство по поводу того, что Вы не смогли или не можете запомнить содержание текстов, в которых Вам непонятно (с точки зрения Вашего предмета или специальности) все или непонятны его части? Если так, то верный путь к повышению качества запоминания — возврат к предыдущим темам предмета для повторного изучения или изучение вспомогательной литературы по этой же проблеме, но написанной доступным для Вас образом. Иначе Вы все время (а может, и всю жизнь) будете страдать от плохого усвоения, слабого запоминания или (самое страшное) от того, что Вы не способны ТВОРЧЕСКИ применять усвоенную информацию на практике.