ПРЕДМЕТНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРНЫЕ СХЕМЫ


Смысловые связи в текстах по конкретным предметным областям (по математике, химии, экономике, цветоводству и т. п.) подчиняются общим для данного предмета логическим путям рассуждений. Например, в химии большинство текстов объясняет, как из одних веществ получить другие, а в истории — когда, где, при каких условиях и почему произошли такие-то события. Если проанализировать большинство текстов в предмете, можно увидеть, что многие структурные схемы в общем виде являются сходными. Можно утверждать, что кроме ЧАСТНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ СТРУКТУР существуют и ПРЕДМЕТНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ текстов, которые могут быть универсальными для предмета, т. е. с их помощью можно запоминать многие тексты по предмету.

Если хорошо запомнить универсальные структуры по предмету, облегчится не только запоминание, но значительно улучшится надежность припоминания текстов по предмету.

Рассмотрим примеры универсальных структур для текстов по некоторым предметам.

Например, в предмете математика, изучаемом в рамках школьной программы, существуют универсальные пути рассуждения. В частности, в процессе описания теории очень часто производятся следующие действия:

  • —    вводится новое понятие и его определение;
  • —    дается название понятия;
  • —    описываются свойства, признаки НОВОГО ПОНЯТИЯ;
  • —    описывается вид понятия (записи, графики);
  • —    очерчивается область существования данного понятия;
  • —    очерчивается область применения ПОНЯТИЯ;
  • —    объясняются способы применения ПОНЯТИЯ;
  • —    приводятся примеры.

Для планомерного выполнения всех действий можно составить структурную схему:

Запомнив такую структуру, можно использовать ее в процессе запоминания теоретического материала по математике, раскладывая информацию текста по ячейкам универсальной схемы.

ПРЕДМЕТНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРНЫЕ СХЕМЫ

Во время припоминания информации можно, «раскрывая» каждую ячейку универсальной схемы и извлекая оттуда информацию, быть уверенным, что ВСЯ информация будет ИЗВЛЕЧЕНА из памяти.

А вот так выглядит схема для текстов, описывающих практические проблемы в математике, изучаемой в школе, например алгоритмы решения задач или примеров:

ПРЕДМЕТНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРНЫЕ СХЕМЫ

Рассмотрим еще один пример. подумайте, из каких крупных частей Предметная область — история. состоит любой текст. Он «укладывает-Вспомните исторические тексты и ся» в такую универсальную схему:

ПРЕДМЕТНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРНЫЕ СХЕМЫ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт