ПРЕДМЕТНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРНЫЕ СХЕМЫ


ПЛАНЫ ТЕКСТОВ

Кроме описанного выше способа запоминания содержания текста посредством выявления формы текста, в арсенале читателей и слушателей существует еще один способ запоминания содержания текста — через составление и заучивание плана текста.

Среди всех видов плана текста наиболее популярны 2 вида. Одним из них является тезисный план — пронумерованный перечень коротких фраз (тезисов) или ответов на вопрос «Что говорится в тексте?». Упрощенно такой план выглядит как список ключевых слов или ответов на вопрос «О чем?».

Другим видом плана является вопросный план — перечень вопросов, отвечая на которые можно пересказать все содержание текста (во всяком случае, пересказать основные позиции текста).

Чтобы успешно воспользоваться планом, нужно его выучить. Во время изложения содержания текста все пункты плана должны всплывать в памяти достаточно легко (как всплывают в памяти очередные строчки хорошо выученного стихотворения).

ПРАКТИКА

Вторая неделя, первый день

Выполните упражнение 14 (стр. 88) два раза: первый раз на нижеприведенном абзаце, а второй — на своем тексте.

ГОЛОС МОРЯ

В истории мореплавания известно огромное число случаев, когда в спокойную бесштормовую погоду исчезали полностью все экипажи кораблей или их находили мертвыми. Как правило, расследования причин гибели или исчезновения команд не приносили никаких результатов. Некоторые специалисты склоняются к тому, чтобы видеть причины в «голосе моря» — мощнейших инфразвуковых колебаниях в океане. Сравнительно небольшой шторм может генерировать инфразвук мощностью в десятки киловатт. Излучение в диапазоне 6 герц может без ослабления распространяться на сотни и тысячи километров. А инфразвук с частотой 7 герц смертелен для человека: он останавливает сердце… Возможно, что команды кораблей и становились жертвой настигнувшей их внезапно инфразвуковой волны?

Выделите из текста все образцовые мысли (ОМ) из абзацев. Постройте структуру текста из ОМ абзацев.

Составьте связный рассказ из ОМ абзацев.

ПОЧЕМУ ОПОССУМЫ НОСЯТ НА СЕБЕ ПОТОМСТВО

Опоссумы относятся к группе животных, называемых сумчатыми. Самки этой группы имеют на внутренней стороне тела сумку, в которой развиваются их детеныши.

Интересно, что детеныши опоссумов очень малы. В столовую ложку вмещается от 5 до 18 крысят. При рождении они слепые, лысые и практически бесформенные.

Новорожденные опоссумы забираются в сумку к матери и прилипают к ее соскам. Достигая месячного возраста, они начинают выглядывать из сумки. Еще через несколько недель крысята выбираются на некоторое время наружу.

Поскольку детеныши очень малы и совершенно беспомощны, матери-опоссумы вынуждены носить их на спинах. Мать поднимает хвост кверху, и детеныши обвивают его своими хвостиками. Трехмесячные малыши покидают своих матерей. А в годовалом возрасте они способны создать уже свои собственные семьи.

Опоссумы проводят много времени на деревьях, охотясь и питаясь. Они любят есть, сидя вверх ногами. Для этого животные обвивают хвостом ветку дерева, свешиваются вниз, а пищу держат всеми четырьмя лапами.

Опоссумы едят маленьких млекопитающих, насекомых, маленьких птиц, яйца, ящериц, речных раков, змей, все виды фруктов, зерновые злаки, грибы, червей. Ночью опоссумы делают набеги на вишневые сады за ягодами и на птичники за курами и яйцами. Поэтому человеку не нравится это животное, хотя его устраивает то, что опоссумы уничтожают мышей и насекомых.

Вот вариант основных мыслей:

  • OM1: Опоссумы относятся к сумчатым животным.
  • ОМ2: Детеныши опоссумов очень малы.
  • ОМ3: Новорожденные опоссумы развиваются в сумке матери.
  • ОМ4: Чуть подросших детенышей из-за их беспомощности матери носят на спине.
  • ОМ5: Охотятся и питаются опоссумы в основном на деревьях.
  • ОМ6: Опоссумы питаются и растительной, и животной пищей.

Вот вариант структуры текста:

alt

Если Вы не согласны с этим вариантом, составьте свой вариант структуры.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт