ФОРМА ТЕКСТА. СМЫСЛОВЫЕ СВЯЗИ


Чтобы определить смысловые связи между основной мыслью и второстепенными, поставим вопросы между ними. Вначале зададим вопросы от основной мысли к второстепенным:

Вопросы

  • а)    Как зафиксировано утверждение о том, что «Качество запоминания информации зависит от необходимости этой информации»? В качестве чего оно зафиксировано?
  • б)    Как качество запоминания зависит от необходимости информации?
  • в)    К чему может привести игнорирование утверждеушя, что «Качество запоминания информации зависит от необходимости этой информации»?
    Обратите внимание, что при формулировании вопроса от основной мысли к второстепенной в самом вопросе использовалась информация из основной мысли, а при формулировании ответа в нем использована информация из второстепенных мыслей.
  • г)    На каком утверждении основывается первый закон памяти?
  • д)    Как можно переформулировать утверждение «Чем больше нужна человеку информация, тем лучше она запомнится»?
  • е)    Почему причиной «плохой памяти» часто является попытка запоминания ненужной информации?

Обратите внимание, что при формулировании вопросов к основной мысли информацию для вопросов

Ответы

  • а)    Это утверждение закреплено в качестве первого закона памяти.
  • б)    Так (в виде правила или свойства): «Чем больше нужна информация, тем лучше она запомнится».
  • в)    К тому, что, часто запоминая ненужмую информацию, человек формирует «плохую память».
    Теперь зададим вопросы от второстепенных мыслей ( №1, №2, и №4) к основной мысли (в вопросах должна присутствовать информация из второстепенных мыслей):
  • г)    На утверждении, что «качество запоминания информации зависит от необходимости этой информации».
  • д)    «Качество запоминания информации зависит от необходимости этой информации».
  • е)    Потому что человек не задумывается или забывает, что качество запоминания информации зависит от необходимости этой информации, и часто пытается запоминать информацию, которая ему необходима.

взяли из второстепенных мыслей, а для ответов использовалась информация из основной мысли.

Теперь, когда смысловые связи установлены (как Вы, наверное, уже догадываетесь: смысловые связи — это вопросы и ответы), можно соединить линиями основную мысль и связанные с ней по смыслу второстепенные МЫСЛИ:

ФОРМА ТЕКСТА. СМЫСЛОВЫЕ СВЯЗИ

Обратите внимание, что рядом со стрелками написаны номера вопросов и ответов. Направления стрелок показывают направление заданных вопросов.

Аналогично выявим смысловые связи между второстепенными мыслями абзаца.

  • № 2 и № 5: Что может усилить эффект необходимости? — Связь с эмоциями.
  • № 4 и № 3: Сильно ли влияет на продуктивность памяти слабая способность к запоминанию? — Нет, память чаще страдает от того, что человек пытается запоминать ненужную ему информацию.
  • № 4 и № 6: Как можно объяснить, что попытка запоминания ненужной информации является частой причиной «плохой памяти»? — Плохая память характеризуется забывчивостью, а ненужная информация и забываться будет легче, так как она не затрагивает эмоций.

Затем соединим второстепенные мысли стрелками (мы не будем задавать встречные вопросы).

А теперь, переставив для наглядности некоторые второстепенные мысли, изобразим структурную схему всего абзаца.

Теперь прочитайте полученные смысловые пары: сами мысли и смысловые связи между ними. Вы согласны, что такая ФОРМА представления информации позволяет глубже понять логику рассуждений автора и, в конечном счете, лучше запомнить СОДЕРЖАНИЕ?

ФОРМА ТЕКСТА. СМЫСЛОВЫЕ СВЯЗИ

Итак, Вы научились устанавливать связи между отдельными мыслями внутри одного абзаца, теперь Вам необходимо научиться связывать друг с другом основные мысли различных абзацев текста.

Вы узнали, что для запоминания содержания абзаца нужно не только сформулировать сами мысли и факты абзаца, но и построить структурную схему взаимосвязей мыслей и фактов. В процессе формулирования мыслей (письменно, вслух или мысленно) в мозгу создаются нервные образования. Каждое нервное образование содержит в закодированном виде формулировку соответствующей мысли. В процессе формулирования смысловых связей между мыслями между нервными образованиями «вырастают» нервные волокна. Нервные волокна, соединяющие нервные образования, — это смысловые связи, по которым от одной мысли можно прийти к любой другой путем рассуждений. Во время припоминания содержания усвоенного ранее текста протекающий по нервным волокнам электрический сигнал пробуждает последовательно все мысли абзаца.

Аналогично абзацам запоминаются и вспоминаются целые тексты.

Чтобы запомнить содержание целого текста, состоящего из нескольких абзацев, нужно вначале соединить все мысли внутри каждого абзаца и получить структурные схемы всех абзацев (на представленной ниже схеме ОМ — основная мысль; ВМ — вспомогательная мысль):

ФОРМА ТЕКСТА. СМЫСЛОВЫЕ СВЯЗИ

Затем по смыслу соединить только основные мысли абзацев. В итоге получить структурную схему целого текста из основных мыслей абзацев:

alt

В конечном счете в мозгу создается сеть из основных мыслей, соответственно включающих в себя маленькие сети второстепенных мыслей.

Припоминание всего текста будет проходить следующим образом:

  • — вспоминается первая основная мысль первого абзаца;
    alt
  • —    возбужденное нервное образование первой основной мысли абзаца посылает сигналы второстепенным мыслям первого абзаца, и они вспоминаются;
  • —    возбужденное нервное образование первой основной мысли посылает сигналы и другим, связанным с ним нервным образованиям основных мыслей других абзацев, которые вспоминаются последовательно;

и так далее до конца текста.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт