Обучающие задачи:
- учимся рассуждать и делать выводы;
- учимся находить нужный предмет методом исключения. Читать далее «Упражнение 2.13»
Богатый и разнообразный материал познакомит ребенка с основными темами, которые должен знать будущий первоклассник. Малыш научится считать и писать, читать, пересказывать и получит представления об окружающем мире. Значительное место уделено заданиям, развивающим логическое мышление, зрительное восприятие, произвольное внимание и память.Материал рассчитан для работы с детьми 5-7 лет.
Обучающие задачи:
Стоит ли говорить о том, как много внимания следует уделять развитию речевых навыков малыша. Всем нам понятно, что ребенок, не владеющий родным языком, столкнется с большими трудностями в школе. «Речевые навыки» — понятие широкое. Поэтому часть книги, посвященную развитию речи, мы разделили на несколько тематических разделов: «Учимся говорить правильно», «Осваиваем лексику и грамматику», «Учимся понимать иносказания, развиваем образное мышление», «Учимся разучивать стихи», «Учимся пересказывать прозу». Задания в них существенно различаются и по форме, и по содержанию, но задача одна — научить малыша правильно говорить на родном языке. Подразумевается все: и четкое произношение, и богатство словарного запаса, и правильное употребление грамматических форм, и умение последовательно и выразительно излагать свои мысли… Поэтому, какой бы ни была тема текущего занятия, необходимо уделять внимание всем этим аспектам. Читать далее «Часть 3. Развиваем речь»
Спросите у малыша, чем, по его мнению, отличаются друг от друга чемодан, чемоданчик и чемоданище. Предложите показать их на картинке.
Ребенок должен прийти к выводу, что чемоданчик — это чемодан маленького размера, а чемоданище — очень большого.
Предложите малышу поиграть в речевую игру: вы предлагаете слово, а он образует от него два новых — одно с уменьшительно-ласкательным значением, другое с оттенком преувеличения. Например: кот — котик — котище; хвост — хвостик — хвостище; усы — усики — усищи; руки — ручки — ручищи; дом — домик — домище; сапоги — сапожки — сапожищи; дождь — дождик — дождище.
Предложите ребенку выполнить просьбу, содержащуюся в тексте чистого-ворки, — сосчитать, из какого количества предметов состоит багаж. Читать далее «Дополнительные задания»
Упражнение 3.4
Обучающие задачи:
• учимся правильно использовать предлоги «на», «в», «над», «под», «за», «из», «из-за», «из-под».
Предложите малышу рассмотреть иллюстрацию и составить по ней небольшой рассказ, используя предлоги «в», «из», «на», «за», «к», «у», «с».
Вы можете помочь ребенку, задавая наводящие вопросы:
Где стоят люди? (Они стоят на автобусной остановке.)
Где находится автобус? (Автобус подошел к остановке.)
Кто выходит из автобуса? (Из автобуса выходит старушка.)
Кто садится в автобус? (В автобус садятся женщина и мальчик.)
В каком порядке пассажиры входят в автобус?
(Первой в автобус входит женщина, за ней\’ входит мальчик.)
Кто уже сидит в автобусе? (В автобусе у окна сидят старичок и девочка. ) Читать далее «Осваиваем лексику и грамматику»
Обучающие задачи:
Задание
Рассмотрите вместе с ребенком картинки, на которых изображены парные предметы. Прочитайте и закончите предложения, написанные под каждым рисунком.
Задание
После того как при помощи картинок-подсказок малыш научится использовать прилагательные в сравнительной степени в предложениях с оттенком противопоставления, усложните стоящую перед ним задачу. Предложите сыграть в игру «Подбери пару»: вы будете называть слова (качественные прилагательные), а ребенок должен быстро находить для каждого пару — то же самое прилагательное, но в сравнительной степени. Объясните, что подбирать пару нужно по тем же правилам, что и в задании с картинками. Если нужно, повторите пары из первого задания еще раз. Для устной игры предложите следующие слова: тяжелый (тяжелее), легкий (легче), умный (умнее), добрый (добрее), веселый (веселее), чистый (чище), грязный (грязнее), хороший (лучше), плохой (хуже). Читать далее «Упражнение 3.6»
Обучающие задачи:
• учимся составлять сложноподчиненные предложения.
Рассмотрите вместе с ребенком иллюстрации и прочитайте записанные под ними слова. Из этих слов необходимо составить предложения, соответствующие сюжету каждого рисунка.
Обратите внимание на то, что, составляя предложение, ребенок должен использовать все слова, имеющие отношение к иллюстрации. Следите за тем, чтобы малыш не допускал грамматических ошибок. Читать далее «Упражнение 3.10»
Обучающие задачи:
• учимся разгадывать и сочинять загадки.
Занятие 1
Задание 1
Предложите ребенку прослушать или самостоятельно прочитать стихотворение и ответить на вопрос Д. Хармса:
Д. Хармс
Что это было?
Я шел зимою вдоль болота
Присел,
В галошах,
Подпрыгнул
В шляпе
И исчез.
И в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
И долго я стоял у речки,
На металлических крючках.
И долго думал, сняв очки:
«Какие странные
Я побежал скорее к речке,
Дощечки
А он бегом пустился в лес,
И непонятные
К ногам приделал две дощечки,
Крючки!»
Задайте уточняющие вопросы:
Как ты думаешь, к какому жанру можно отнести эти стихи?
Почему можно сказать, что это загадка?
Как ты догадался, что речь идет о коньках и лыжах? (Хорошо, если ребенок назовет несколько признаков: события происходят зимой; коньки сделаны из металла; на коньках катаются по льду, а значит, на них можно носиться по замерзшей речке; лыжи по форме похожи на узкие дощечки, раньше их делали только из дерева.) Читать далее «Упражнение 3.12»
Следует заметить, что умение читать не относится к числу требований, которым необходимо «в обязательном порядке» соответствовать, чтобы поступить в школу и попасть в сильный класс. Некоторые педагоги и методисты даже высказывают мнение о том, что ребенок ни в коем случае не должен учиться читать раньше, чем ему исполнится пять-шесть лет, так как это не соответствует естественному развитию малыша. В то же время существует множество научно обоснованных методик, предлагающих начинать обучение чтению с самого раннего возраста.
Мы постараемся придерживаться здравого смысла. Тем более что дети, которым посвящена эта книга, по всем показателям «созрели» для обучения чтению на родном языке — во всяком случае, теоретически. Последняя оговорка сделана нами не из лукавства. Она адресована тем родителям, чей ребенок до сих пор не проявлял интереса к самостоятельному чтению. Малыш может с удовольствием слушать сказки, если их читает взрослый, и разучивать стихи на слух, но не пытается сам взять в руки книгу или прочитать вывеску над магазином. Можно предположить, что в такой ситуации ребенок еще действительно не готов к освоению грамоты. В этом нет ничего ужасного, ведь от первого школьного звонка вас отделяют еще полтора-два года, в течение которых малыш буквально каждое утро будет просыпаться «другим человеком». И если он пока не хочет учиться читать самостоятельно, не заставляйте его делать это «из-под палки», лучше попытайтесь заинтересовать. Читать далее «Часть 4. Учимся читать»
Обучающие задачи:
Первое занятие необходимо начать с небольшой вступительной беседы, во время которой вы расскажете ребенку о том, что каждое слово состоит из слогов и может быть разделено на отдельные слоги. Слоги могут состоять из одной или нескольких букв. Но в каждом слоге обязательно должна присутствовать одна (только одна!) гласная буква. Если в слове, даже очень длинном, есть только одна гласная буква, значит, это слово односложное (например, в слове «власть» шесть букв и только один слог). Такие слова на слоги не делятся. Но если в очень коротком слове больше одной гласной буквы, значит, оно делится на слоги (например, в слове «шея» только три буквы и целых два слога). Количество согласных букв в слоге может быть разным: одна, две, три, ни одной… Чтобы с легкостью разделить слово на слоги, его достаточно отчетливо произнести вслух. Читать далее «Упражнение 4.3»
В предисловии к этому разделу вы найдете информацию с практической точки зрения не менее важную, чем сами упражнения. Поэтому ознакомьтесь с ней прежде, чем приступите к занятиям с малышом.
Что необходимо знать о навыках письма? Овладение навыками письма — процесс длительный. Он начинается задолго до того, как ребенок садится за парту и осваивает прописи. Согласно физиологической норме, умение манипулировать предметами, совершая мелкие точные движения, формируется у маленького человечка только к 6—7 годам. Но до этого ему необходимо освоить множество иных двигательных навыков, чтобы не столкнуться с дополнительными трудностями при овладении письмом. Исключительно важно, чтобы эти базовые навыки были сформированы правильно. Помните, что исправление неправильно сформированного двигательного навыка требует много времени и усилий, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка. Читать далее «Тренируем руку -развиваем навыки письма»