Занятия 5—6
Лиса и волк
(народная русская сказка в обработке К. Д. У шине кого)
***
Сильно проголодалась лиса, бежит по дороге и смотрит по сторонам: нельзя ли где чем-нибудь съестным разжиться. Видит она — везет мужичок на санях мерзлую рыбу. «Недурно бы рыбки отведать», — подумала лиса. Забежала вперед, легла на дорогу, хвост откинула, ноги выпрямила… Ну дохлая, да и полно! Подъехал мужик, посмотрел на лису и говорит: — Славный будет воротник жене на шубу. — Взял лису за хвост и швырнул ее в сани, закрыл рогожею, а сам пошел подле лошади.
Недолго пролежала лисонька: проделала в санях дыру и давай в нее рыбу выкидывать… Рыбка за рыбкой, повыкидала всю; а потом и сама из саней потихоньку вылезла. Приехал мужик домой, осмотрелся — ни рыбы, ни воротника!
***
Лиса перетаскала всю рыбу к себе в нору; потом села у норы и рыбку кушает. Видит она — бежит волк. От голода у него бока подвело.
— Здравствуй, кума. Что ты кушаешь?
— Рыбку, куманёк.
— Дай мне хоть одну.
— Как же! Разевай рот! Видишь ты, какой ловкий: я ловила, а ты будешь есть.
— Дай хоть головку, кумушка!
— Ни хвостика, куманёк! Налови сам и кушай на здоровье.
— Да как же ты наловила? Научи.
— Изволь! Отыщи на реке прорубь, сунь туда хвост, сиди да приговаривай: «Ловися, рыбка, большая и маленькая», — она и наловится.
Волк отыскал прорубь, сунул в воду хвост, сидит и бормочет:
— Ловися, рыбка, большая, да все же большая…
Алиса прибежала, стала бегать вокруг да приговаривать:
— Мерзни, мерзни, волчий хвост!
— Что ты, кума, твердишь? — спрашивает волк.
— То же, что и ты, куманёк: «Ловися, рыбка, большая и маленькая».
Вот опять волк сидит и свое твердит, а лиса — свое.
— Не пора ли тащить, кумушка? — спрашивает волк.
— Нет еще, я скажу, когда придет пора, — отвечает лиса.
Вот опять волк сидит да свое приговаривает, а лиса — свое. Видит лиса, что прорубь хорошо замерзла, и говорит:
— Ну, теперь тащи, куманёк!
Потянул волк — не тут-то было!
— Вот видишь, какой ты жадный! — укоряет лиса волка. — Все твердил: «Ловися, рыба, большая и еще большая». А теперь и не вытащишь! Погоди же, я позову к тебе на помощь.
Побежала лиса в село и давай под окнами кричать:
— Идите на реку волка бить, ко льду примерз!
Бегут на реку мужики, кто с топором, а кто с вилами. Видит волк беду неминучую — рванулся изо всех сил, оторвал себе хвост, да без хвоста пустился удирать куда видно; а кумушка ему вслед кричит:
— Воротись, куманёк, рыбку позабыл!
Подсказка для родителей
Составляя план, обязательно обратите внимание ребенка на то, что сказка состоит из двух частей, в каждой из которых есть свое центральное событие: в первой — кража рыбы из саней, во второй — сцена «рыбной ловли». Кроме того, необходимо помочь малышу не запутаться в достаточно длинном диалоге лисы и волка. Объясните ребенку, что во время пересказа он должен постараться только при помощи интонации донести до слушателя, из чьих уст исходит та или иная реплика. Не следует загромождать пересказ предложениями с прямой речью (Она ему сказала:… А он ей ответил:… и т. д.).
Занятия 7—8
Безусловно, сцена «зимней рыбалки» из сказки «Лиса и волк» запомнится ребенку надолго. Однако в русском фольклоре и литературе рыбалка описана не единожды. Попросите малыша вспомнить, в каких еше сказках герои ловят рыбу — подчас совершенно необычным способом. (Хорошо, если ребенок без вашей помощи вспомнит народную сказку «По щучьему веленью» и сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».)
После этого предложите ему познакомиться с тем, как можно рассказать
о рыбной ловле языком поэзии. Прочитайте вместе с малышом стихотворение А. А. Фета.
А. А. Фет
Рыбка
Тепло на солнышке. Весна Берет свои права;
В реке местами глубь ясна,
На дне видна трава.
Чиста холодная струя,
Слежу за поплавком, — Шалунья рыбка, вижу я,
Играет с червяком.
Голубоватая спина,
Сама как серебро,
Глаза — бурмитских два зерна*, Багряное перо.
Идет, не дрогнет под водой, Пора — червяк во рту!
Увы,блестящей полосой Юркнула в темноту.
Но вот опять лукавый глаз Сверкнул невдалеке,
Постой, авось на этот раз Повиснешь на крючке!