Обучающие задачи:
- учимся рассуждать и делать выводы;
- учимся находить нужный предмет методом исключения.
Основное задание
Начните занятие с беседы об именах, отчествах и фамилиях. Задайте ребенку вопросы.
Из каких частей состоит полное имя человека в русском языке?
Что обозначают отчества?
Как звучит его собственное отчество, отчества его родителей и ближайших родственников?
В каких случаях необходимо обращаться к человеку по имени и отчеству, а когда можно обойтись только именем?
Затем предложите малышу внимательно выслушать ваш короткий рассказ,
рассмотреть картинку и узнать, кто есть кто:
Жили-были четыре соседки-матрешки: Матрена Андреевна, Матрена Дмитриевна, Матрена Петровна и Матрена Сергеевна. И были они большие шутницы: никогда не спешили представиться новым знакомым, сказать, кого как зовут — по отчеству величают. Вот и теперь вместо этого они решили загадать нам с тобой загадку, чтобы мы сами догадались, как уважительно обратиться к каждой Матрене. А загадка такая:
— у Матрены Андреевны сарафан не в горошек и не в клетку, а на голове зеленый платок повязан;
— у Матрены Дмитриевны цветов в букете не пять и не семь;
— Матрена Петровна всегда чему-то огорчается — даже сегодня, когда ей досталось больше всего цветов;
— а у Матрены Сергеевны платок такой же, как у Матрены Петровны, а цветов на два больше, чем у Матрены Дмитриевны.
Подсказка для родителей:
Матрена Андреевна стоит в ряду третьей, Матрена Дмитриевна — первой, Матрена Петровна — второй, Матрена Сергеевна — четвертой.
Дополнительное задание
Когда ребенок справится с основным заданием, предложите ему еще раз взглянуть на картинку и ответить на вопрос, есть ли у каждой Матрены какие-то отличительные особенности — приметы, которыми не обладают все остальные матрешки (кроме тех, что уже были использованы для «установления личности»).
Подсказка для родителей
Такие приметы есть: у первой матрешки — бахрома на платке; у второй — голубые рукава; у третьей — светлые волосы, букет из желтых (а не фиолетовых) цветов; у четвертой — цветы в форме колокольчиков.
Обучающие задачи:
- учимся рассуждать и делать выводы;
- учимся находить нужный предмет методом исключения.
Предложите ребенку взглянуть на рисунок и познакомиться с изображенными на нем детьми.
Затем прочитайте условие задачи.
К празднику бабушка приготовила подарки для внуков: нарядный зонтик, игрушечный парусник и теннисную ракетку. Выясни, что получит каждый из детей, если:
Вите бабушка подарит не зонтик и не кораблик,
Алеше — не ракетку и не зонтик, а Оле — не кораблик и не ракетку.
Малышу нужно не только решить логическую головоломку, но и обвести в кружке, расположенном рядом с каждым портретом, контур того предмета, который бабушка подарит именно этому внуку. Обязательно проверьте, насколько успешно ваш ребенок справился с заданием, попросите рассказать, как он рассуждал, решая задачу.
Если ребенок правильно выполнил основное задание, а время, отведенное для урока, еще не закончилось, задайте дополнительный вопрос.
Алеша, Оля и Витя — уменьшительные имена. А как должны звучать полные имена детей? (Алексей, Ольга, Виктор.)
Также предложите малышу назвать его собственное полное имя и полные имена знакомых детей — братьев, сестер, товарищей по детской площадке.
Обучающие задачи:
• учимся решать сложные задачи, развивающие логическое i и пространственное мышление.
Задание 1 (разминка)
Предложите малышу рассмотреть иллюстрацию и ответить на вопросы.
Что нарисовано только внутри большого круга? (Колокольчик.)
Что нарисовано только внутри квадрата? (Два листика.)
Что нарисовано одновременно внутри маленького и большого круга? (Солнышко.) Что нарисовано внутри большого круга и треугольника? (Четыре капли.)
Можно ли нарисовать что-нибудь внутри маленького круга так, чтобы это изображения не оказалось в то же время и внутри большого круга?
(Нельзя, так как маленький круг целиком помещается внутри большого.)
Переходите к выполнению основных заданий упражнения, лишь убедившись в том, что ребенок понял, почему часть предметов находится внутри только одной геометрической фигуры, а другие — внутри нескольких.