Часть 3. Развиваем речь


Стоит ли говорить о том, как много внимания следует уделять развитию речевых навыков малыша. Всем нам понятно, что ребенок, не владеющий родным языком, столкнется с большими трудностями в школе. «Речевые навыки» — понятие широкое. Поэтому часть книги, посвященную развитию речи, мы разделили на несколько тематических разделов: «Учимся говорить правильно», «Осваиваем лексику и грамматику», «Учимся понимать иносказания, развиваем образное мышление», «Учимся разучивать стихи», «Учимся пересказывать прозу». Задания в них существенно различаются и по форме, и по содержанию, но задача одна — научить малыша правильно говорить на родном языке. Подразумевается все: и четкое произношение, и богатство словарного запаса, и правильное употребление грамматических форм, и умение последовательно и выразительно излагать свои мысли… Поэтому, какой бы ни была тема текущего занятия, необходимо уделять внимание всем этим аспектам.

Впрочем, бороться с косноязычием и небрежным отношением к языку нужно постоянно. Согласитесь, было бы странно настойчиво требовать от ребенка грамотно излагать свои мысли только с двух до трех по понедельникам, средам и пятницам, а в остальное время не обращать внимания на речевые недочеты. К тому же начинать нужно с себя, так как именно вы, а точнее, ваша речь является для малыша эталоном, на который он будет равняться еще долгое время.

Для того чтобы речь ребенка развивалась, ему необходимо как можно больше говорить. К сожалению, в наш век тотального технического прогресса моменты живого общения становятся все более редкими и краткими. Сегодня детское косноязычие стало настоящим бедствием. А ведь дошколята испытывают огромную потребность в общении, любят рассказывать, объяснять. Но для того, чтобы ребенок мог наговориться всласть, ему нужен взрослый, умеющий внимательно слушать. Да, именно взрослый. Ведь одна из особенностей дошкольного возраста состоит в том, что в это время дети еще не умеют по-настоящему дружить со сверстниками и слушать друг друга. Так кто же поговорит с малышом, если не его родители?

Наша книга отчасти поможет вам справиться с этой задачей. На всех занятиях ребенку придется много говорить. Кроме того, упражнения помогут выявить недочеты в речи ребенка. Но обратите внимание, что с помощью предложенных заданий исправить можно только те из них, причиной которых стал недостаток языковой практики. Это касается и правильности произнесения отдельных звуков. Если ваш малыш «проглатывает» звуки только потому, что говорит слишком торопливо или не очень хорошо знаком с тем или иным словом, это можно исправить самостоятельно. Если же вы видите, что ребенок действительно не смог овладеть отдельными звуками, — следует обратиться к врачу-логопеду, не пытаясь справиться с проблемой своими силами. Помните, что книга, которую вы держите в руках, не предназначена для коррекции серьезных логопедических нарушений!

Упражнение 3.1

Обучающие задачи:

• учимся использовать обобщающие слова;

учимся чисто произносить звуки «р», «с», «ч», «ж», «ш»

Занятия 1—2

Задание 1

Предложите ребенку рассмотреть иллюстрацию и рассказать, что он на ней

видит.

Часть 3. Развиваем речь

Помогите ребенку составить рассказ, в котором использовалось бы как можно больше слов со звуком «р». Для этого задайте вопросы:

Как называется место, изображенное на картинке?

(Возможные ответы: парк, парк отдыха, парк аттракционов, луна-парк.)

Что делают дети? (Катаются на карусели.)

Во что одеты дети? (Мальчик одет в оранжевые брюки и коричневый свитер, а на девочке красное платье и розовая кофта.)

Что дети держат в руках? (Девочка держит в правой руке три воздушных шара, а левой рукой прижимает к себе игрушечного тигра. У мальчика в правой руке мороженое, а в левой один шарик.)

Какие цветы растут в парке? (На клумбе справа от карусели растут ромашки, на кустах слева от карусели — розы.)

Задание 2. Основное задание

Попросите малыша рассмотреть иллюстрацию и назвать всех изображенных на ней сказочных персонажей.

Часть 3. Развиваем речь

После того как ребенок назовет всех сказочных героев в том порядке, в котором они расположились на картинке, попросите перечислить их еще раз, но разбив на группы — сначала «добрых», а затем «злых».

Также спросите, в каких сказках живут все эти герои. (Ребенок старшего дошкольного возраста должен заметить, что на рисунке собрались только персонажи из русских народных сказок!)

Дополнительное задание

Попросите вспомнить и назвать других сказочных персонажей — сначала из русских народных сказок (Баба-яга, Емеля, лиса, волк, медведь и др.), а затем и из других сказочных произведений. Это задание вы можете превратить в увлекательную игру «Кто назовет больше сказочных героев».

Следите за тем, как малыш произносит звук «р», старайтесь добиться чистого звучания всех согласных звуков.

Чтобы в рассказе малыша прозвучало как можно больше слов, в которых есть звук «с», задавайте ребенку наводящие вопросы:

По каким признакам можно понять, что на картинке изображена зима?

 

Часть 3. Развиваем речь

 

(Земля покрыта снегом, вдоль дорожек стоят высокие сугробы, с крыш домов свисают сосульки.)

Чем занимаются дети? (Девочка и мальчик лепят снеговика; двое мальчиков играют в снежки; большой мальчик катает младшую сестренку на санках.)

Сколько всего детей изображено на картинке? (Шестеро.)

Кто еще изображен на картине? (На кустах сидят птицы: синица и три снегиря.) Какая погода на улице? Что указывает на то, что погода на картинке хорошая?

(На синем небе ярко светит солнце.)

После того как ребенок назовет всех животных в том порядке, в котором они расположились на картинке, попросите перечислить их еще раз: сначала птип, затем насекомых и последними — зверей.

Задание 2. Основное задание

Попросите малыша рассмотреть иллюстрацию и назвать всех, кто на ней изображен.

Часть 3. Развиваем речь

 

Дополнительные задания

alt

Спросите у ребенка, кто из нарисованных здесь животных обитает в наших краях, а кто — в жарких странах. Попросите назвать еще несколько животных, обитающих в умеренном и жарком климате. Также узнайте, известно ли малышу, какие звери живут там, где всегда холодно, — рядом с Северным и Южным полюсом.

alt

Попросите показать на картинке домашних и диких зверей и птиц. Пусть ребенок вспомнит и назовет еще двух-трех диких и столько же домашних животных и птиц.Часть 3. Развиваем речь

Задайте наводящие вопросы, которые помогут ребенку использовать как можно больше слов, в которых есть звук «ч»:

Занятия 5—6

 

Попросите ребенка описать, что он видит на картинке.

 

Кто гуляет во дворе? (Дети — мальчики и девочки.)

Чем занимаются дети? (Одна девочка раскачивается на качелях, вторая девочка играет с черепахой. Мальчики гоняют по двору мяч.)

Сколько всего детей изображено на картинке? (Четверо.)

Кто еще изображен на картинке?

(Человек с чемоданом, старушка в очках и черный кот.)

Сколько времени показывают уличные часы?

(Уличные часы показывают четыре часа.)

Задание 2

Попросите малыша назвать все, что изображено на иллюстрации.

Часть 3. Развиваем речь

 

Пусть сначала ваш ученик назовет все рисунки по порядку. Затем предложите ему назвать их снова, но разбив на пары. Объясните, что для этого следует найти у предметов те или иные сходные признаки, например: Чиполлино и Чебурашка — выдуманные сказочные существа, мяч и обруч нужны для спортивных занятий и т. д.

Занятия 7—8

Задание X

Предложите ребенку составить небольшой рассказ по картинке.

Часть 3. Развиваем речь

Чтобы в рассказе прозвучало как можно больше слов со звуками «ж» и «ш», задайте наводящие вопросы:

Кто изображен на картинке? (Бабушка и внучка.)

Чем они заняты? (Они заняты рукоделием: бабушка вяжет, а внучка шьет.)

Что вяжет бабушка? (Она вяжет шарф.)

Из чего она вяжет шарф? (Из желтой шерсти.)

Что шьет девочка?

(Девочка шьет одежду для куклы — оранжевое платье с кружевной юбкой.) Что нужно девочке для шитья? (Ей нужны ножницы, нитки и швейная машинка.) Сколько катушек с нитками стоит около машинки?

(Около машинки стоит пять катушек с нитками.)

Кто сидит рядом с куклой? (Рядом с куклой сидит плюшевый мишка в синей шапочке.)

alt

Задание 2

Попросите малыша по порядку назвать все, что изображено на иллюстрации.

Часть 3. Развиваем речь

Затем усложните задание: предложите еще раз назвать предметы, но парами — объединив их по тем или иным сходным признакам. Например: камыш и кувшинка растут в воде, из чашки и кружки пьют и т. д.

Обучающие задачи:

   учимся чисто произносить звуки «с», «ч», «ш», «ж», «р»;

•    учимся запоминать чистоговорки.

Как работать с чистоговорками

Чистоговорками называют небольшие, простые для разучивания тексты (чаще стихотворные), где во множестве представлены слова, содержащие «проблемные» согласные звуки: «р», «с», «ш», «ж», «ч», «щ». Разучивая чистоговорки и скороговорки, необходимо следить за тем, чтобы ребенок старался внятно произносить все согласные звуки, не путал и не переставлял местами гласные (последнее замечание в большей степени касается скороговорок). Также не забывайте о том, что сам по себе текст чистоговорки не должен остаться для ребенка чем-то бессмысленным, не имеющим никакой «содержательной ценности». Приступая к разучиванию чистоговорки или скороговорки, обязательно выясните: всели слова знакомы ребенку, понятно ли ему, о чем идет речь. Помните: чем лучше малыш понимает содержание текста, тем легче ему этот текст правильно запомнить.

Также не стоит требовать, чтобы ребенок, едва разучив чистоговорку или скороговорку, повторял ее «с пулеметной скоростью». Для чистоговорок это и вовсе не приемлемо, так как их тексты не требуют быстрого прочтения.

Помимо прочего, чистоговорки помогут малышу выразительно читать и учить наизусть поэтические произведения других жанров.

Занятие 1

Основное задание

Медленно, четко произнося все слова, прочитайте ребенку чистоговорку: Подсчитай-ка наш багаж:

один саквояж, четыре чемодана, три чемоданчика и один чемоданище.

Предложите повторить ее вслед за вами — сначала по строчке, затем целиком. Следите за тем, чтобы малыш старался отчетливо произносить каждый звук.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт