Упражнение 3.12


Обучающие задачи:

• учимся анализировать, запоминать и пересказывать ; короткие прозаические произведения разных жанров.

Ребенку, стоящему на пороге школы, необходимо научиться пересказывать короткие и несложные по содержанию прозаические произведения.

На что следует обратить внимание родителям и педагогам, помогающим ребенку подготовить пересказ?

1.    Многим детям пересказ прозы дается гораздо сложнее, чем разучивание стихов наизусть. Этому есть достаточно простое объяснение. Дело в том, что стихотворный текст четко организован. Стоит малышу уверенно начать стихотворение, и поэтический ритм и рифма тут же «поведут» его собой, не давая упустить нить повествования до самого конца. С прозой все совсем иначе. Ребенок должен сам как бы заново выстраивать повествование, стараясь не потерять основного смысла, не перепутать последовательность событий и не упустить ни одной важной детали. Это действительно сложная задача.

2.    Учитывая, насколько нелегко ребенку овладеть искусством пересказа, для первых занятий выбирайте небольшие по объему (не более одной страницы) и простые по содержанию тексты. В них не должно быть более 3—5 персонажей, длинных описаний и отвлеченных рассуждений, сложных поворотов сюжета, громоздких синтаксических конструкций (то есть очень длинных и «запутанных» предложений). Содержание текста должно быть понятно малышу. В то же время текст должен быть качественным как по форме, так и по содержанию. Лучше всего для пересказа подойдут написанные или адаптированные специально для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста рассказы и сказки Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского.

3.    Работать над подготовкой пересказа необходимо следующим образом:

—    Прочитайте вместе с ребенком текст от начала до конца.

—    Задайте малышу вопросы, которые позволят вам определить, насколько хорошо ребенок понял и запомнил содержание текста в целом и его отдельные детали.

—    Выясните, что малыш считает в рассказе главным событием, а какие детали представляются ему второстепенными. Попросите его объяснить, какая основная мысль кроется в содержании рассказа (какой можно сделать вывод, прочитав этот рассказ).

—    Помогите ребенку составить и записать план пересказа.

—    Предложите пересказать историю, пользуясь планом как «шпаргалкой» (если малыш еще не умеет читать и писать, давайте ему подсказки). На этом завершите первое занятие.

—    На следующем занятии предложите ребенку пересказать текст без помощи плана.

4.    Постепенно вы сможете усложнять занятия, сочетая пересказ прозаических произведений с работой над пословицами и загадками, сравнивая рассказы и сказки в прозе с поэтическими произведениями и т. п.

Занятия 1—2

К. Д. Ушинский

Играющие собаки

Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака, Полкан.

alt

 

К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.

—    Погоди-ка, вот она тебе задаст! — сказал Володя. — Проучит она тебя.

Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.

—    Видишь ли, — сказал Володе отец, — Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сестры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

Занятия 3—4

К. Д. Ушинский Трусливый Ваня

Замесила мать Вани тесто в квашне и поставила на печь киснуть, а сама ушла к соседке.

alt

 

В сумерках пришел Ваня домой, окликнул — никого в избе нет. Вот и хотел он огоньку вздуть, как слышит: кто-то на печи пыхтит. «Видно, домовой!» — подумал Ванюша, затрясся от страху, выпустил из рук лучину — да бежать. Впотьмах наступил Ваня на кочергу, а она его по лбу!

—    Ай-ай, батюшки, помогите! Помогите! — завопил Ваня и хотел было вон из избы. На ту беду разулся у него лапоть, и Ванюша прихлопнул дверью оборку от лаптя: растянулся в сенях и вопит благим матом:

—    Ай, батюшки! Ай, соседушки! Помогите! Отымите! Держит меня домовой!

Прибежали соседи, подняли Ванюшу ни жива, ни мертва; а как узнали, в чем дело, то стали над ним смеяться. Долго потом всё дразнили Ванюшу и расспрашивали его: как это он испугался теста в квашне, кочерги в углу, лаптя на своей ноге?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт