Часть 4. Учимся читать


Следует заметить, что умение читать не относится к числу требований, которым необходимо «в обязательном порядке» соответствовать, чтобы поступить в школу и попасть в сильный класс. Некоторые педагоги и методисты даже высказывают мнение о том, что ребенок ни в коем случае не должен учиться читать раньше, чем ему исполнится пять-шесть лет, так как это не соответствует естественному развитию малыша. В то же время существует множество научно обоснованных методик, предлагающих начинать обучение чтению с самого раннего возраста.

Мы постараемся придерживаться здравого смысла. Тем более что дети, которым посвящена эта книга, по всем показателям «созрели» для обучения чтению на родном языке — во всяком случае, теоретически. Последняя оговорка сделана нами не из лукавства. Она адресована тем родителям, чей ребенок до сих пор не проявлял интереса к самостоятельному чтению. Малыш может с удовольствием слушать сказки, если их читает взрослый, и разучивать стихи на слух, но не пытается сам взять в руки книгу или прочитать вывеску над магазином. Можно предположить, что в такой ситуации ребенок еще действительно не готов к освоению грамоты. В этом нет ничего ужасного, ведь от первого школьного звонка вас отделяют еще полтора-два года, в течение которых малыш буквально каждое утро будет просыпаться «другим человеком». И если он пока не хочет учиться читать самостоятельно, не заставляйте его делать это «из-под палки», лучше попытайтесь заинтересовать.

Однако многие дети старшего дошкольного возраста проявляют искренний интерес к чтению. И наша задача — грамотно помочь им освоить эту премудрость.

На что же следует обратить внимание, готовясь к занятиям? Прежде чем приступать к освоению грамоты, необходимо заняться формированием у ребенка произвольного внимания и памяти. Малышу придется осваивать буквы: запоминать их облик, учиться соотносить букву и звук, отличать буквы от абстрактных значков (например, от цифр) и друг от друга. Для этого нужна хорошая память, а еще время и силы, которые понадобятся не только малышу, но и вам. Поэтому необходимо набраться терпения и приготовиться к тому, что заниматься придется долго, а уроки проводить часто. В то же время занятия не должны быть изнурительными, однообразными и скучными. Поэтому их нужно проводить с особым радостным настроением. Желательно подбирать к каждому уроку дополнительный иллюстративный материал (красочные изображения предметов, названия которых начинаются на ту или иную букву; сами буквы, изготовленные из разных материалов, и т. п.).

Не забывайте повторять пройденное! В противном случае, благополучно добравшись до буквы «Я», вы обнаружите, что «А» и «Б» превратились в смутное воспоминание и нужно все начинать сначала.

Смело отправляйтесь в путешествие по страницам нашего занимательного букваря и помогите малышу открыть для себя чудесный мир книг.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт