Упражнение 4.3


Обучающие задачи:

  • закрепляем представления о буквах и звуках;
  • учимся находить букву в составе слова;
  • формируем представления о слоге;
  • учимся определять количество слогов в слове и делить слово на отдельные слоги.

Первое занятие необходимо начать с небольшой вступительной беседы, во время которой вы расскажете ребенку о том, что каждое слово состоит из слогов и может быть разделено на отдельные слоги. Слоги могут состоять из одной или нескольких букв. Но в каждом слоге обязательно должна присутствовать одна (только одна!) гласная буква. Если в слове, даже очень длинном, есть только одна гласная буква, значит, это слово односложное (например, в слове «власть» шесть букв и только один слог). Такие слова на слоги не делятся. Но если в очень коротком слове больше одной гласной буквы, значит, оно делится на слоги (например, в слове «шея» только три буквы и целых два слога). Количество согласных букв в слоге может быть разным: одна, две, три, ни одной… Чтобы с легкостью разделить слово на слоги, его достаточно отчетливо произнести вслух.

Обязательно спросите малыша, все ли ему понятно в вашем рассказе о слогах. Постарайтесь полно и точно ответить на все его вопросы.

После такого вступления можно переходить к практической части занятия.

Задание 1

Предложите ребенку рассмотреть иллюстрацию, показать на ней ветки всех знакомых деревьев и постараться вспомнить их названия. (Возможно, с какими-то деревьями малыш впервые познакомится на этом занятии.) Затем попросите его самостоятельно прочитать названия деревьев и определить, сколько слогов в каждом из этих слов.

Упражнение 4.3

Пусть ребенок четко прочитает каждое слово по слогам, назовет их количество «на слух», а после этого проверит, совпадает ли названное им число с количеством гласных букв в слове. Если ребенок справился с поставленной задачей, разрешите ему вписать в табличку, «висящую» на каждом дереве, цифру, соответствующую количеству слогов в его названии.

Задание 2

Рассмотрите иллюстрацию вместе с ребенком. Попросите коротко сказать, кто па ней изображен (правильный ответ — домашние животные и домашние птицы). После этого предложите прочитать названия животных, сосчитать и назвать количество букв в каждом из них, а затем разделить каждое слово на слоги и раскрасить клетки цветными карандашами: первый слог — желтым цветом, второй — зеленым, третий — голубым, четвертый — фиолетовым.

Упражнение 4.3

Обязательно проверьте правильность выполнения задания и помогите малышу аккуратно исправить все допущенные ошибки.

Обучающие задачи:

  • закрепляем представления о буквах и звуках;
  • закрепляем представления о слоге;
  • учимся составлять слова из отдельных слогов и читать по слогам.

Задание 1 (разминка)

Попросите малыша рассмотреть картинки и прочитать записанные по слогам

слова.

Упражнение 4.3

Задание 2

Предложите ребенку внимательно рассмотреть сочетания букв в рамках и аккуратно зачеркнуть все, что не может называться слогом.

Упражнение 4.3

Проверьте правильность выполнения задания. Попросите малыша объяснить свой выбор.

Задание 3

Попросите малыша внимательно рассмотреть слова и показать, какие из них разделены на слоги правильно, а какие — нет.

Упражнение 4.3

Сначала попросите своего маленького ученика выполнить задание устно, подробно объясняя вам, почему, по его мнению, в том или ином случае деление на слоги выполнено неверно. Убедившись в том, что сам ребенок не допускает ошибок, разрешите ему аккуратно зачеркнуть неправильно разделенные слова (все слова из левой колонки).

Задание 4

Рассмотрите вместе с ребенком иллюстрацию. Пусть малыш убедится сам и докажет вам, что в центре каждой карточки расположен полноценный слог. Спросите, что получится, если соединить слог, расположенный в центре картинки, с сочетаниями букв, к которым от него тянутся стрелки. Попросите прочитать получившиеся слова. А затем предложите найти и вычеркнуть на карточках те буквенные сочетания, которые не являются слогами.

Упражнение 4.3

Обучающие задачи:

  • закрепляем представления о буквах и звуках;
  • закрепляем представления о слоге;
  • закрепляем умение составлять слова из отдельных слогов ; и читать по слогам.

Предложите ребенку «поиграть» в кубики, изображенные на иллюстрации, и постараться составить как можно больше слов из написанных на них слогов. При этом необходимо соблюдать всего два правила:

  1. в одном слове нельзя дважды (трижды, четырежды) использовать кубики одного цвета;
  2. все слова должны быть настоящими (не взятыми из «тарабарского наречия»).

Например: КА-МЫ-ШИ, О-ЗЕ-РО

Упражнение 4.3

Помогите ребенку записать составленные им слова на специально отведенных для этого строчках:

Упражнение 4.3

Обучающие задачи:

  • закрепляем представления о буквах и звуках;
  • закрепляем представления о слоге;
  • учимся читать целые слова и предложения.

Задание 1

В этом задании ребенку нужно самостоятельно прочитать слова и каждое соединить стрелкой с подходящей картинкой:

Упражнение 4.3

Когда малыш справится с первой частью задания, попросите его сосчитать количество слогов в каждом слове и указать его цифрой в кружочке, который есть на «карточке». Затем попросите прочитать каждое слово вслух — сначала слитно, а затем четко разделяя его на отдельные слоги.

Задание 2

Предложите малышу прочитать короткие предложения и подобрать к каждому соответствующий рисунок. В правом нижнем углу каждой картинки есть круглое окошко, в которое нужно вписать номер предложения.

  1. Миша гуляет с собакой.
  2. Олег катается на велосипеде.
  3. Саше подарили аквариум.
  4. У Веры нарядное платье и бант.

Дополнительное задание

Попросите ребенка составить по одному, наиболее понравившемуся ему рисунку связный рассказ из 5—7 предложений. Предложение из книги использовать обязательно!

Упражнение 4.3

Задание 3

Рассмотрите вместе с ребенком иллюстрацию. Пусть он самостоятельно прочитает небольшой рассказ под картинкой и сравнит его с тем, что на ней изображено. Возможно, в рассказе есть фактические ошибки или просто не хватает каких-то существенных подробностей? В этом случае в рассказ необходимо внести поправки.

Упражнение 4.3

Заяц бьёт в барабан. Ворон трубит в медную трубу. Медведь играет на гармони. Белки поют и хлопают в ладоши. А курица и петух пляшут.

Подсказка для родителей

В рассказе действительно допущены ошибки: медведь играет не на гармони, а на балалайке, а вместе с петухом пляшут две курицы. Кроме того, у рассказа есть существенный композиционный недостаток: у него отсутствует логическое начало. Хорошо, если ребенок сам обратит на это внимание. Если же малыш этого не заметит, задайте ему вопрос: «Как ты думаешь, по случаю какого праздника звери и птицы устроили такое веселье?»

И в заключение этой части — еще одна рекомендация. Обязательно закрепляйте сформированные на занятиях навыки чтения во внеурочное время. Отныне ребенок не должен быть пассивным слушателем, когда вы читаете ему сказку или веселые рассказы. Он должен смотреть в книгу вместе с вами, водить пальчиком по строчкам, следя за вашим голосом. Время от времени предлагайте ему прочитать то или иное предложение.

Задание 2

Предложите малышу прочитать короткие предложения и подобрать к каждому соответствующий рисунок. В правом нижнем углу каждой картинки есть круглое окошко, в которое нужно вписать номер предложения.

  1. Миша гуляет с собакой.
  2. Олег катается на велосипеде.
  3. Саше подарили аквариум.
  4. У Веры нарядное платье и бант.

Упражнение 4.3

Дополнительное задание

Попросите ребенка составить по одному, наиболее понравившемуся ему рисунку связный рассказ из 5—7 предложений. Предложение из книги использовать обязательно!

Рассмотрите вместе с ребенком иллюстрацию. Пусть он самостоятельно прочитает небольшой рассказ под картинкой и сравнит его с тем, что на ней изображено. Возможно, в рассказе есть фактические ошибки или просто не хватает каких-то существенных подробностей? В этом случае в рассказ необходимо внести поправки.

Упражнение 4.3

Заяц бьёт в барабан. Ворон трубит в медную трубу. Медведь играет на гармони. Белки поют и хлопают в ладоши. А курица и петух пляшут.

Подсказка для родителей

В рассказе действительно допущены ошибки: медведь играет не на гармони, а на балалайке, а вместе с петухом пляшут две курицы. Кроме того, у рассказа есть существенный композиционный недостаток: у него отсутствует логическое начало. Хорошо, если ребенок сам обратит на это внимание. Если же малыш этого не заметит, задайте ему вопрос: «Как ты думаешь, по случаю какого праздника звери и птицы устроили такое веселье?»

И в заключение этой части — еще одна рекомендация. Обязательно закрепляйте сформированные на занятиях навыки чтения во внеурочное время. Отныне ребенок не должен быть пассивным слушателем, когда вы читаете ему сказку или веселые рассказы. Он должен смотреть в книгу вместе с вами, водить пальчиком по строчкам, следя за вашим голосом. Время от времени предлагайте ему прочитать то или иное предложение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт