Часть 4. Учимся читать


Обучающие задачи:

  • закрепляем представления о буквах и звуках;
  • знакомимся с гласными и согласными звуками и буквами;
  • знакомимся с печатными и прописными заглавными и строчными буквами;
  • учимся (или закрепляем умение) находить нужную букву в начале, середине и на конце слова.

Начать первое занятие желательно не с выполнения практического задания, ас небольшой вводной беседы. Если малыш уже владеет начальными навыками чтения, повторите с ним все, что он знает о буквах и звуках. Если же вы только начинаете осваивать алфавит, напомните ребенку о том, что все слова, которые он слышит, могут жить и на бумаге. Предложите ребенку произнести несколько слов «по буквам», выделяя каждый отдельный звук. Так малыш сможет почувствовать, что слово состоит из множества звуков. Затем объясните, что каждый звук можно обозначить какой-то определенной буквой, — таким образом, благодаря буквам звуки можно не только услышать, но и увидеть.

Обязательно обратите внимание ребенка на то, что одни буквы в книжке изображены красным цветом, а другие синим. Объясните, что

—    красные буквы — это гласные; звуки, которые они обозначают, можно пропеть в полный голос;

—    синие буквы — это согласные; звуки, которые скрываются за ними, произнести нараспев нельзя.

Предложите ребенку проверить это утверждение «опытным путем» — сначала попробовать пропеть гласный звук («а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у», «ы-ы-ы», «э-э-э»), а потом попробовать во весь голос протянуть согласный (например, «б», «д», «к»).

Также расскажите малышу, что его ожидает знакомство с разными обличиями одних и тех же букв.

Люди издавна используют разные способы написания одних и тех же букв для книгопечатания и для письма «от руки». Одна и та же буква в печатном и прописном варианте может выглядеть совершенно по-разному. Более того, совершенно непохожими друг на друга могут быть печатная заглавная («большая») и печатная строчная («маленькая») буквы, прописная заглавная и прописная строчная буквы. И к этому необходимо привыкнуть, чтобы никогда не испытывать трудностей при чтении самых разных книг и рукописных документов.

Все задания, представленные в этом упражнении, одинаковы по сути. Ребенок должен:

—    познакомиться с обликом буквы;

—    определить, является она гласной или согласной;

—    найти на картинках предметы, в названиях которых есть эта буква;

—    указать, в какой части слова находится нужная буква (в начале, в середине,

в конце);

— самостоятельно либо с вашей помощью (это зависит от уровня подготовленности ребенка) отыскать «карточки» с соответствующими словами, подчеркнуть или обвести в них нужную букву и стрелкой соединить карточку с предметом, название которого на ней обозначено.

Часть 4. Учимся читать

Часть 4. Учимся читать

Задание 3

Часть 4. Учимся читать

Часть 4. Учимся читать

Задание 5

Часть 4. Учимся читать

Задание 6

Часть 4. Учимся читать

Часть 4. Учимся читать

Часть 4. Учимся читать

Часть 4. Учимся читать

Часть 4. Учимся читать

Часть 4. Учимся читать

Часть 4. Учимся читать

Часть 4. Учимся читать

Часть 4. Учимся читать

Часть 4. Учимся читать

Часть 4. Учимся читать

Часть 4. Учимся читать

Часть 4. Учимся читать

Часть 4. Учимся читать

Часть 4. Учимся читать

Часть 4. Учимся читать

Часть 4. Учимся читать

Часть 4. Учимся читать

Часть 4. Учимся читать

Часть 4. Учимся читать

Часть 4. Учимся читать

Часть 4. Учимся читать

Часть 4. Учимся читать

Вы добрались до сложной темы — «твердый знак». Чтобы ребенок мог успешно ее освоить, необходимо в доступной форме объяснить ему, что в алфавите нет бесполезных букв. Каждая обязательно что-то обозначает. Почти все буквы могут звучать не только в словах, но и сами по себе. Но две буквы — твердый знак и мягкий знак — ведут себя по-особенному. Оказавшись вне слова, они «молчат» — их нельзя произнести отдельно от слова. Но многие слова не могут обходиться без этих букв. Убери их со своих мест, и слова потеряют не только свой облик, но и смысл. Например, сравните значение слов в парах «съесть/сесть», «барабань/барабан», «мель/мел», «моль/мол».

Часть 4. Учимся читать

При выполнении этого задания могут возникнуть трудности. Объясните ребенку, что «ы» — «хитрая» буква, которая всегда прячется внутри слова, поэтому нет ни одного предмета, название которого начиналось бы на «ы».

Выбирайте примеры с учетом того, что не все слова в русском языке пишутся так же, как слышатся и произносятся. Старайтесь не использовать слова, в которых звук «ы» слышится после шипящих. Вы-то помните, что в сочетаниях «жи/ши» пишется «и», а вот ребенок этого еще не знает! Поэтому лучше заранее приготовить карточки с «безопасными» примерами: бык, дыня, дыра, тыква, пыль, сын, крыло. Ни в коем случае не используйте слова «лыжи» и «мыши», так как они могут по-настоящему сбить ребенка с толку.

Часть 4. Учимся читать

Часть 4. Учимся читать

Часть 4. Учимся читать

Часть 4. Учимся читать

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт