Обучающие задачи:
- закрепляем представления о буквах и звуках;
- знакомимся с гласными и согласными звуками и буквами;
- знакомимся с печатными и прописными заглавными и строчными буквами;
- учимся (или закрепляем умение) находить нужную букву в начале, середине и на конце слова.
Начать первое занятие желательно не с выполнения практического задания, ас небольшой вводной беседы. Если малыш уже владеет начальными навыками чтения, повторите с ним все, что он знает о буквах и звуках. Если же вы только начинаете осваивать алфавит, напомните ребенку о том, что все слова, которые он слышит, могут жить и на бумаге. Предложите ребенку произнести несколько слов «по буквам», выделяя каждый отдельный звук. Так малыш сможет почувствовать, что слово состоит из множества звуков. Затем объясните, что каждый звук можно обозначить какой-то определенной буквой, — таким образом, благодаря буквам звуки можно не только услышать, но и увидеть.
Обязательно обратите внимание ребенка на то, что одни буквы в книжке изображены красным цветом, а другие синим. Объясните, что
— красные буквы — это гласные; звуки, которые они обозначают, можно пропеть в полный голос;
— синие буквы — это согласные; звуки, которые скрываются за ними, произнести нараспев нельзя.
Предложите ребенку проверить это утверждение «опытным путем» — сначала попробовать пропеть гласный звук («а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у», «ы-ы-ы», «э-э-э»), а потом попробовать во весь голос протянуть согласный (например, «б», «д», «к»).
Также расскажите малышу, что его ожидает знакомство с разными обличиями одних и тех же букв.
Люди издавна используют разные способы написания одних и тех же букв для книгопечатания и для письма «от руки». Одна и та же буква в печатном и прописном варианте может выглядеть совершенно по-разному. Более того, совершенно непохожими друг на друга могут быть печатная заглавная («большая») и печатная строчная («маленькая») буквы, прописная заглавная и прописная строчная буквы. И к этому необходимо привыкнуть, чтобы никогда не испытывать трудностей при чтении самых разных книг и рукописных документов.
Все задания, представленные в этом упражнении, одинаковы по сути. Ребенок должен:
— познакомиться с обликом буквы;
— определить, является она гласной или согласной;
— найти на картинках предметы, в названиях которых есть эта буква;
— указать, в какой части слова находится нужная буква (в начале, в середине,
в конце);
— самостоятельно либо с вашей помощью (это зависит от уровня подготовленности ребенка) отыскать «карточки» с соответствующими словами, подчеркнуть или обвести в них нужную букву и стрелкой соединить карточку с предметом, название которого на ней обозначено.
Задание 3
Задание 5
Задание 6
Вы добрались до сложной темы — «твердый знак». Чтобы ребенок мог успешно ее освоить, необходимо в доступной форме объяснить ему, что в алфавите нет бесполезных букв. Каждая обязательно что-то обозначает. Почти все буквы могут звучать не только в словах, но и сами по себе. Но две буквы — твердый знак и мягкий знак — ведут себя по-особенному. Оказавшись вне слова, они «молчат» — их нельзя произнести отдельно от слова. Но многие слова не могут обходиться без этих букв. Убери их со своих мест, и слова потеряют не только свой облик, но и смысл. Например, сравните значение слов в парах «съесть/сесть», «барабань/барабан», «мель/мел», «моль/мол».
При выполнении этого задания могут возникнуть трудности. Объясните ребенку, что «ы» — «хитрая» буква, которая всегда прячется внутри слова, поэтому нет ни одного предмета, название которого начиналось бы на «ы».
Выбирайте примеры с учетом того, что не все слова в русском языке пишутся так же, как слышатся и произносятся. Старайтесь не использовать слова, в которых звук «ы» слышится после шипящих. Вы-то помните, что в сочетаниях «жи/ши» пишется «и», а вот ребенок этого еще не знает! Поэтому лучше заранее приготовить карточки с «безопасными» примерами: бык, дыня, дыра, тыква, пыль, сын, крыло. Ни в коем случае не используйте слова «лыжи» и «мыши», так как они могут по-настоящему сбить ребенка с толку.