Обучающие задачи:
• учимся разгадывать и сочинять загадки.
Занятие 1
Задание 1
Предложите ребенку прослушать или самостоятельно прочитать стихотворение и ответить на вопрос Д. Хармса:
Д. Хармс
Что это было?
Я шел зимою вдоль болота
Присел,
В галошах,
Подпрыгнул
В шляпе
И исчез.
И в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
И долго я стоял у речки,
На металлических крючках.
И долго думал, сняв очки:
«Какие странные
Я побежал скорее к речке,
Дощечки
А он бегом пустился в лес,
И непонятные
К ногам приделал две дощечки,
Крючки!»
Задайте уточняющие вопросы:
Как ты думаешь, к какому жанру можно отнести эти стихи?
Почему можно сказать, что это загадка?
Как ты догадался, что речь идет о коньках и лыжах? (Хорошо, если ребенок назовет несколько признаков: события происходят зимой; коньки сделаны из металла; на коньках катаются по льду, а значит, на них можно носиться по замерзшей речке; лыжи по форме похожи на узкие дощечки, раньше их делали только из дерева.)
Дополнительные задания
Предложите малышу пофантазировать и объяснить, почему человек, рассказавший эту историю, не знает, что такое коньки и лыжи. (Может быть, он приехал к нам из далекой жаркой страны, никогда не видел настоящей зимы и не знаком с зимними видами спорта?)
Разучите с ребенком стихотворение. Следите за тем, чтобы он читал выразительно, стараясь интонацией передать удивление и недоумение рассказчика.
Занятие 2
Задание 1
На предыдущем занятии ребенку предлагалось разгадать литературную загадку, написанную в форме стихотворения, в котором был свой сюжет и даже лирический герой (рассказчик, от лица которого велось повествование). Но такая загадка, скорее, исключение из правил. В большинстве своем загадки относятся к фольклору. Как правило, это краткие иносказания или занимательные вопросы, требующие простого однозначного ответа. Однако для того, чтобы разгадать народную загадку, нужен точно такой же подход, как и в случае с загадкой литературной. Необходимо задуматься над тем, какие предметы имеют схожие внешние черты, для чего предназначен тот или иной предмет, из чего сделан и т. д.
Предложите ребенку попробовать разгадать несколько народных загадок. Обязательно объясните малышу значение всех незнакомых ему слов.
Задание 2
Предложите малышу (конечно же, с вашей помощью) придумать собственные загадки. Напомните ему, что загадка не обязательно должна иметь форму короткого стихотворения, но ее основой всегда является иносказание. Чтобы сочинить загадку о том или ином предмете (явлении), необходимо выявить признаки, которые отличают его от всех прочих, или — наоборот — найти нечто общее между ним и другими, хорошо известными ребенку, предметами (явлениями). Начните составление собственных загадок с игры «На что это похоже?». Например:
— раскрытый зонт похож на гриб, который нельзя съесть;
— лопата похожа на огромную ложку;
— отточенный карандаш и шариковая ручка напоминают космическую ракету;
— работающий пылесос похож на ревущего дракона (динозавра);
— овцы и бараны похожи на ожившие облака и тучи;
— птичье гнездо похоже на корзинку;
— растянутая на ветках паутина похожа на кружевную салфетку;
— молодой месяц похож на ломтик дыни…
Другая игра, которая поможет научиться придумывать загадки — «Что у нас общего?». Например:
Что общего у елки и кактуса? — Оба растения колючие.
Что общего у черепахи и улитки? — Обе никогда не расстаются со своим домиком.
Кроме того, вы можете обыграть наличие у некоторых слов (ходить/идти, жечь, гореть, кусать и др.) нескольких значений.
Первые «самодельные» загадки могут получиться очень простыми по форме. Например:
Обязательно запишите все придуманные ребенком загадки в специальную тетрадь. Предложите загадать их другим членам семьи — это будет стимулировать дальнейшее стремление малыша к творчеству.
Обучающие задачи:
• учимся выразительно читать и запоминать стихи.
Ребенку старшего дошкольного возраста необходимо научиться разучивать и выразительно читать наизусть не только короткие и простые по содержанию стихотворения, написанные специально для детей, но и классические произведения лирической поэзии. В первую очередь — стихи о природе.
На что же следует обратить внимание, разучивая с ребенком стихотворение?
- Разучивание стихов должно стать для малыша занятием увлекательным и приятным. Поэтому никогда не заставляйте его зубрить стихи по строчкам. Это не принесет ничего, кроме стойкого отвращения к поэзии на многие-многие годы.
- Смотрите на разучивание стихов как на осознанный творческий процесс и с ранних лет прививайте такое же отношение ребенку.
- Выбирайте для разучивания небольшие по объему стихотворения и поэтические фрагменты. Желательно, чтобы малыш мог разучить стихотворение за один день.
- Прежде чем приступать к разучиванию, несколько раз внимательно прочитайте с ребенком стихотворение и обязательно его обсудите. Выясните, хорошо ли малыш понимает, о чем говорится в стихотворении. Задайте несколько вопросов: Как ты думаешь, какое настроение у этих стихов?
Какие чувства хотел передать в них автор?
Какие слова он использовал, чтобы выразить эти чувства? - Следите за тем, чтобы малыш не сбивался с ритма, расставлял ударения в словах так, как оно поставлено автором (даже если это не соответствует сегодняшней языковой норме), вовремя делал логические паузы. Кроме того, он должен стараться при помощи интонации передать общее настроение стихотворения.
- Ребенок обязательно должен знать и помнить не только текст и название стихотворения, но и имя поэта, который его создал.
Далее вы найдете несколько стихотворений русских поэтов, которые вполне подойдут для разучивания в старшем дошкольном возрасте.
И. 3. Суриков
Детство
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Все лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Ф. И. Тютчев
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит зиму вон, —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.