Упражнение 3.12


Обучающие задачи:

• учимся разгадывать и сочинять загадки.

Занятие 1

Задание 1

Предложите ребенку прослушать или самостоятельно прочитать стихотворение и ответить на вопрос Д. Хармса:

Д. Хармс

Что это было?

Я шел зимою вдоль болота    

Присел,

В галошах,    

Подпрыгнул

В шляпе   

 И исчез.

И в очках.

Вдруг по реке пронесся кто-то    

И долго я стоял у речки,

На металлических крючках.   

 И долго думал, сняв очки:

«Какие странные

Я побежал скорее к речке,    

Дощечки

А он бегом пустился в лес,   

И непонятные

К ногам приделал две дощечки,    

Крючки!»

Задайте уточняющие вопросы:

Как ты думаешь, к какому жанру можно отнести эти стихи?

Почему можно сказать, что это загадка?

Как ты догадался, что речь идет о коньках и лыжах? (Хорошо, если ребенок назовет несколько признаков: события происходят зимой; коньки сделаны из металла; на коньках катаются по льду, а значит, на них можно носиться по замерзшей речке; лыжи по форме похожи на узкие дощечки, раньше их делали только из дерева.)

Дополнительные задания

alt

Предложите малышу пофантазировать и объяснить, почему человек, рассказавший эту историю, не знает, что такое коньки и лыжи. (Может быть, он приехал к нам из далекой жаркой страны, никогда не видел настоящей зимы и не знаком с зимними видами спорта?)

alt

Разучите с ребенком стихотворение. Следите за тем, чтобы он читал выразительно, стараясь интонацией передать удивление и недоумение рассказчика.

Занятие 2

Задание 1

На предыдущем занятии ребенку предлагалось разгадать литературную загадку, написанную в форме стихотворения, в котором был свой сюжет и даже лирический герой (рассказчик, от лица которого велось повествование). Но такая загадка, скорее, исключение из правил. В большинстве своем загадки относятся к фольклору. Как правило, это краткие иносказания или занимательные вопросы, требующие простого однозначного ответа. Однако для того, чтобы разгадать народную загадку, нужен точно такой же подход, как и в случае с загадкой литературной. Необходимо задуматься над тем, какие предметы имеют схожие внешние черты, для чего предназначен тот или иной предмет, из чего сделан и т. д.

Предложите ребенку попробовать разгадать несколько народных загадок. Обязательно объясните малышу значение всех незнакомых ему слов.

Упражнение 3.12

Задание 2

Предложите малышу (конечно же, с вашей помощью) придумать собственные загадки. Напомните ему, что загадка не обязательно должна иметь форму короткого стихотворения, но ее основой всегда является иносказание. Чтобы сочинить загадку о том или ином предмете (явлении), необходимо выявить признаки, которые отличают его от всех прочих, или — наоборот — найти нечто общее между ним и другими, хорошо известными ребенку, предметами (явлениями). Начните составление собственных загадок с игры «На что это похоже?». Например:

—    раскрытый зонт похож на гриб, который нельзя съесть;

—    лопата похожа на огромную ложку;

—    отточенный карандаш и шариковая ручка напоминают космическую ракету;

—    работающий пылесос похож на ревущего дракона (динозавра);

—    овцы и бараны похожи на ожившие облака и тучи;

—    птичье гнездо похоже на корзинку;

—    растянутая на ветках паутина похожа на кружевную салфетку;

—    молодой месяц похож на ломтик дыни…

Другая игра, которая поможет научиться придумывать загадки — «Что у нас общего?». Например:

Что общего у елки и кактуса? — Оба растения колючие.

Что общего у черепахи и улитки? — Обе никогда не расстаются со своим домиком.

Кроме того, вы можете обыграть наличие у некоторых слов (ходить/идти, жечь, гореть, кусать и др.) нескольких значений.

Первые «самодельные» загадки могут получиться очень простыми по форме. Например:

Упражнение 3.12

Обязательно запишите все придуманные ребенком загадки в специальную тетрадь. Предложите загадать их другим членам семьи — это будет стимулировать дальнейшее стремление малыша к творчеству.

Обучающие задачи:

• учимся выразительно читать и запоминать стихи.

Ребенку старшего дошкольного возраста необходимо научиться разучивать и выразительно читать наизусть не только короткие и простые по содержанию стихотворения, написанные специально для детей, но и классические произведения лирической поэзии. В первую очередь — стихи о природе.

На что же следует обратить внимание, разучивая с ребенком стихотворение?

  1. Разучивание стихов должно стать для малыша занятием увлекательным и приятным. Поэтому никогда не заставляйте его зубрить стихи по строчкам. Это не принесет ничего, кроме стойкого отвращения к поэзии на многие-многие годы.
  2. Смотрите на разучивание стихов как на осознанный творческий процесс и с ранних лет прививайте такое же отношение ребенку.
  3. Выбирайте для разучивания небольшие по объему стихотворения и поэтические фрагменты. Желательно, чтобы малыш мог разучить стихотворение за один день.
  4. Прежде чем приступать к разучиванию, несколько раз внимательно прочитайте с ребенком стихотворение и обязательно его обсудите. Выясните, хорошо ли малыш понимает, о чем говорится в стихотворении. Задайте несколько вопросов: Как ты думаешь, какое настроение у этих стихов?
    Какие чувства хотел передать в них автор?
    Какие слова он использовал, чтобы выразить эти чувства?
  5. Следите за тем, чтобы малыш не сбивался с ритма, расставлял ударения в словах так, как оно поставлено автором (даже если это не соответствует сегодняшней языковой норме), вовремя делал логические паузы. Кроме того, он должен стараться при помощи интонации передать общее настроение стихотворения.
  6. Ребенок обязательно должен знать и помнить не только текст и название стихотворения, но и имя поэта, который его создал.

Далее вы найдете несколько стихотворений русских поэтов, которые вполне подойдут для разучивания в старшем дошкольном возрасте.

Упражнение 3.12

И. 3. Суриков

Детство

Упражнение 3.12

 

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой;

Вот свернулись санки,

И я на бок — хлоп!

Кубарем качуся

Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

Все лицо и руки

Залепил мне снег…

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!

Ф. И. Тютчев

Зима недаром злится,

Прошла ее пора —

Упражнение 3.12

 

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит зиму вон, —

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт