Упражнение 3.4
Обучающие задачи:
• учимся правильно использовать предлоги «на», «в», «над», «под», «за», «из», «из-за», «из-под».
Предложите малышу рассмотреть иллюстрацию и составить по ней небольшой рассказ, используя предлоги «в», «из», «на», «за», «к», «у», «с».
Вы можете помочь ребенку, задавая наводящие вопросы:
Где стоят люди? (Они стоят на автобусной остановке.)
Где находится автобус? (Автобус подошел к остановке.)
Кто выходит из автобуса? (Из автобуса выходит старушка.)
Кто садится в автобус? (В автобус садятся женщина и мальчик.)
В каком порядке пассажиры входят в автобус?
(Первой в автобус входит женщина, за ней\’ входит мальчик.)
Кто уже сидит в автобусе? (В автобусе у окна сидят старичок и девочка. )
Обучающие задачи:
учимся правильно использовать наречия, обозначающие пространственные отношения: «слева», «справа», «рядом», «около», «ближе», «дальше» и др.;
• закрепляем материал, изученный на занятиях по теме «Предлоги».
Занятие 1
Предложите своему маленькому ученику рассмотреть иллюстрацию и рассказать, что на ней изображено.
При помощи наводящих вопросов побуждайте ребенка использовать в рассказе слова (предлоги и наречия), указывающие на пространственные отношения предметов. Например:
Что стоит посреди стола? (Посреди стола стоит самовар.)
А что находится на самоваре?
(Сверху на самоваре стоит маленький заварочный чайник.)
Что расположено справа и слева от самовара? (Справа от самовара стоят две чашки и блюдо с пирожками. Слева от самовара стоят одна чашка и сахарница.)
Кто сидит за столом?
(За столом сидит семья: бабушка, дедушка, мама, папа и девочка.)
Как они располагаются за столом? (Девочка и папа сидят справа от стола, бабушка и мама — слева, а дедушка сидит на дальнем конце стола.)
Кто из сидящих за столом находится к нам ближе всего, а кто — дальше всего?
(Ближе всех сидят девочка и мама, дальше всех — дедушка.)
Кто прячется под столом? (Под столом прячутся собачка и кот.)
Кто летает над столом? (Над столом кружат две бабочки.)
Какая из бабочек летает выше?
(Красная бабочка летает выше, чем синяя.)
Занятие 2
Основное задание
Попросите ребенка подробно рассказать о том, что происходит на картинке.
Задайте наводящие вопросы, которые подскажут рассказчику, когда необходимо использовать слова, указывающие на направление движения и прочие пространственные отношения.
Кто из насекомых движется в правую сторону, а кто — в левую?
(Стрекоза летит в правую сторону. Муравьи ползут влево.)
Кто карабкается наверх, а кто ползет вниз? (Гусеница карабкается наверх по цветку, а жуки ползут вниз по стволу дерева.)
Который из жуков находится ниже?
(Зеленый жук находится ниже, чем синий.)
Где прячется бабочка?
(Бабочка прячется в цветах одуванчика/среди цветов одуванчика.)
Куда ползут муравьи, к муравейнику или от муравейника? Поясни свой ответ.
(Муравьи ползут к муравейнику, потому что они несут на спинах веточки и листики. Если бы муравьи ползли от муравейника, у них бы груза не было.)
Дополнительное задание
Попросите малыша перечислить все растения, которые изображены на картинке (трава, дерево, колокольчик, одуванчик, клевер), еще раз назвать всех насекомых, а затем подумать и сказать, каких насекомых здесь нет (пчела, кузнечик, оса, божья коровка, комар).