Упражнение 3.6


Обучающие задачи:

  • учимся образовывать сравнительную степень имен прилагательных и наречий.

Задание

Рассмотрите вместе с ребенком картинки, на которых изображены парные предметы. Прочитайте и закончите предложения, написанные под каждым рисунком.

Упражнение 3.6

Упражнение 3.6

Задание

После того как при помощи картинок-подсказок малыш научится использовать прилагательные в сравнительной степени в предложениях с оттенком противопоставления, усложните стоящую перед ним задачу. Предложите сыграть в игру «Подбери пару»: вы будете называть слова (качественные прилагательные), а ребенок должен быстро находить для каждого пару — то же самое прилагательное, но в сравнительной степени. Объясните, что подбирать пару нужно по тем же правилам, что и в задании с картинками. Если нужно, повторите пары из первого задания еще раз. Для устной игры предложите следующие слова: тяжелый (тяжелее), легкий (легче), умный (умнее), добрый (добрее), веселый (веселее), чистый (чище), грязный (грязнее), хороший (лучше), плохой (хуже).

На две последние пары обратите особое внимание. Объясните, что они образуются вопреки обычному правилу. Поэтому слова «лучше» и «хуже» необходимо запомнить.

Вместе с ребенком рассмотрите картинки. Прочитайте и закончите предложения, написанные под каждым рисунком.

Упражнение 3.6

Задание

Предложите малышу сыграть в уже знакомую ему игру «Подбери пару». На этот раз ребенок должен подобрать пару не имени прилагательному, а наречию: сильно (сильнее), тяжело (тяжелее), далеко (дальше), глубоко (глубже), близко (ближе), опасно (опаснее), холодно (холоднее), тепло (теплее), плохо (хуже).

Обучающие задачи:

учимся подбирать антонимы к именам прилагательным и наречиям.

Задание 1

Рассмотрите вместе с ребенком картинки. Спросите у ребенка, почему, по его мнению, на них изображены такие пары. Если малыш не догадается сам, обратите его внимание на то, что предметы на каждой картинке обладают какими-то противоположными свойствами.

Упражнение 3.6

Прочитайте вместе с малышом пары слов, записанные на карточках, расположенных с правой стороны. Подберите к каждой картинке нужную карточку. Предложите ребенку соединить их стрелками.

Задание

Предложите малышу сыграть в уже знакомую ему игру «Подбери пару», но теперь он должен будет находить слова, обладающие значением, противоположным тому, которое имеет названное вами слово: светлый (темный), длинный (короткий), тяжелый (легкий), умный (глупый), смелый (трусливый), громкий (тихий), неуклюжий (ловкий), быстро (медленно), поздно (рано).

Обучающие задачи:

  • закрепляем представления об обобщающих словах и понятиях.

К 5—6 годам ребенок уже должен уметь свободно использовать обобщающие слова и понятия, в том числе:

  • —    обобщать родственные понятия и заменять названия конкретных предметов и явлений обобщающим словом;
  • —    находить конкретные примеры, соответствующие тому или иному обобщающему понятию.

Поэтому данное упражнение носит, скорее, тестовый, а не обучающий характер. С его помощью вы сможете определить, насколько уверенно малыш владеет наиболее распространенными обобщающими понятиями, и в случае необходимости восполнить недостаток знаний. Помните, что умение использовать обобщающие слова и понятия относится не только к речевым навыкам. Его формирование находится в прямой зависимости от уровня общего интеллектуального развития, широты кругозора, умения рассуждать и делать выводы.

Задание

Попросите ребенка очень внимательно прослушать цепочку слов, которую вы зачитаете. Прочитав ее, спросите, как можно заменить все, что он услышал, одним словом (или словосочетанием). Малыш должен назвать обобщающее слово.

  1. Капуста, морковь, свекла, лук, огурец, картошка. (Овощи.)
  2. Заяц, лисица, кошка, собака, слон, медведь, овца. Животные, звери.)
  3. Дерево, куст, трава, цветок, мох, водоросли, тростник. (Растения.)
  4. Зима, весна, лето, осень. (Времена года.)
  5. Ромашка, роза, лютик, анютины глазки, незабудка, тюльпан. (Цветы.
  6. Береза, клен, дуб, ель, рябина, яблоня, каштан, тополь. (Деревья.
  7. Комар, бабочка, муха, муравей, оса, пчела, жук. (Насекомые. )
  8. Карась, щука, лещ, сом, плотва, пескарь, треска, селедка, акула. (Рыба.)
  9. Ласточка, курица, павлин, пингвин, попугай, соловей, ворона, воробей. Птицы.)
  10. Мухомор, опенок, сыроежка, подосиновик, подберезовик, шампиньон, лисичка, поганка. Грибы.
  11. Шляпа, шапочка, берет, кепка, чалма, тюбетейка, чепец, платок, картуз. (Головные уборы.)
  12. Ботинки, сапоги, туфли, тапочки, кроссовки, валенки, лапти, сандалии, босоножки. (Обувь.)
  13. Шуба, рубашка, брюки, футболка, трусы, пальто, куртка, юбка. Одежда.
  14. Труба, рояль, арфа, барабан, гитара, скрипка. Музыкальные инструменты. )
  15. Легковой автомобиль, автобус, мотоцикл, трамвай, трактор, грузовик.

Транспортные средства.)

В следующих цепочках «зашифрованы» более узкие понятия:

  1. Кошка, собака, корова, свинья, овца, лошадь, кролик. (Домашние животные.)
  2. Медведь, волк, лиса, заяц, олень, лось, кабан. (Дикие животные.)
  3. Волк, тигр, лиса, крокодил, лев, куница, хорек. (Хищники.)
  4. Корова, олень, заяц, кролик, овца, коза, антилопа, слон. (Травоядные животные.)
  5. Яблоня, груша, вишня, финиковая пальма. (Плодовые деревья.)
  6. Ель, сосна, пихта, кедр. (Хвойные деревья.)
  7. Пальто, куртка, плащ, шуба, тулуп. (Верхняя одежда.)
  8. Ласточка, грач, скворец, журавль, аист, дикая утка. (Перелетные птицы.)
  9. Ворона, голубь, воробей. (Зимующие птицы.)
  10. Мухомор, поганка. (Ядовитые грибы.)
  11. Подосиновик, подберезовик, белый гриб, сыроежка, масленок, лисичка, шампиньон. (Съедобные грибы.)
  12. Ромашка, одуванчик, клевер, лютик, колокольчик, незабудка, иван-чай. (Полевые цветы.)
  13. Котенок, щенок, медвежонок, волчонок, ягненок, козленок, жеребенок, поросенок. (Детеныши животных.)
  14. Бульдог, овчарка, такса, болонка, дворняга, пудель. (Собаки.)
  15. Трамвай, автобус, метро, троллейбус. (Общественный транспорт.)

Вы можете предлагать собственные цепочки слов, расширять круг обобщающих понятий.

Задание 

Рассмотрите вместе с ребенком вывески магазинов и попросите его рассказать, что можно купить в каждом из них. (Если необходимо, помогите малышу прочитать указанные на вывесках названия.)

Упражнение 3.6

Обучающие задачи:

  • учимся составлять простые и сложносочиненные предложения.

Предложите ребенку рассмотреть иллюстрации и составить по ним предложения, используя определенный набор слов.

Упражнение 3.6

Добивайтесь, чтобы ребенок использовал при составлении предложений все записанные под картинкой слова. Следите за тем, чтобы он не допускал фактических ошибок и предложение полностью соответствовало содержанию картинки (не бабушка помогает девочке вытирать посуду, а девочка бабушке; не Марина вешает на елку шары, а Витя). Особое внимание обращайте на правильное употребление грамматических форм.

Подсказка для родителей

Готовые предложения должны звучать следующим образом:

  1. Маша шьет для куклы розовое платье.
  2. Андрей смастерил кормушку для птиц и повесил ее на дерево.
  3. Света помогает бабушке вытирать чистую посуду.
  4. Витя вешает на елку шары, а Марина украшает ее гирляндами.

Задание 2

Предложите своему маленькому ученику ненадолго превратиться в учителя и помочь вам исправить неправильно составленные предложения — поменять в них нарушенный порядок слов. Прочитайте каждое предложение вслух и попросите малыша назвать правильный порядок слов.

  1. В красивом Маша живет доме. (Маша живет в красивом доме.)
  2. С геранью на подоконнике горшки стоят и с фиалками. (На подоконнике стоят горшки с геранью и фиалками.)
  3. Кот в кладовую рыжий Васька пробрался и колбасу стащил оттуда. (Рыжий кот Васька пробрался в кладовую и стащил оттуда колбасу.)
  4. Необычайная зимой в лесу стоит тишина и торжественная, вокруг все заколдовано словно. (Зимой в лесу стоит необычайная и торжественная тишина, словно все вокруг заколдовано.)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт