3
Баба сеяла горох. Прыг-скок,
Прыг-скок,
Обвалился потолок. Прыг-скок,
Прыг-скок.
Баба шла, шла, шла, Пирожок нашла,
Села, поела,
Опять пошла.
Баба стала на носок,
А потом на пятку,
Стала русского плясать, А затем вприсядку.
Составьте дополнительные вопросы, подобные тем, что представлены в первом и втором задании:
— поговорите о том, как образуются слова с уменьшительно-ласкательным значением (улочка, булочка, Аришенька, коровушка);
— обсудите жанровые особенности каждой скороговорки (первая — потешка, вторая — народная крестьянская песня, третья — потешка-небылица);
— проведите беседу на тему «Что мы знаем о жизни в деревне», «Как жили в старину»;
— прочитайте и инсценируйте вместе с малышом народные сказки, в которых есть такие же персонажи, как и в чистоговорках, — разумный кот, коровушка, глупая баба («Кот и лиса», «Кот, петух и лиса», «Хаврошечка», «Бритострижено» и др.).
В роли чистоговорок могут выступать не только народные песенки и потешки, но и многие произведения классической и современной поэзии. В качестве примера приведем несколько стихотворений и фрагментов из поэтических текстов.
А. С. Пушкин
***
Царь увидел пред собою Столик с шахматной доскою.
Вот на шахматную доску Рать солдатиков из воску Он расставил в стройный ряд.
Грозно куколки сидят,
Подбоченясь на лошадках,
В коленкоровых перчатках,
В оперенных шишачках,
С палашами на плечах.
К. Д. Бальмонт Ручеек
Ручеек, ручеек,
Ты, как ниточка, идешь.
Под тобой блестит песок.
Весел ты, хоть неглубок.
Ручеек, ручеек,
Ты уходишь и поешь.
Вьются пчелки меж стеблей, Прогудит мохнатый шмель.
Ты бежишь скорей, скорей.
Вдруг неволя средь камней — Вспенясьзвонче, веселей, Зажурчишь ты: «Мель, мель, мель!» Неширок ты, ручеек,
Неглубок ты, ну так что ж!
Ручеек, ручеек,
Ты бежишь и ты поёшь.
А. А. Блок
Ворона
Вот ворона на крыше покатой Так с зимы и осталась лохматой…
А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны…
Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вот желтеют под серою лавкой
Прошлогодние мокрые стружки…
Это всё у вороны — игрушки,
И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!..
В. В. Маяковский
Эта книжечка моя про моря и про маяк
(Отрывок)
Разрезая носом воды, ходят в море пароходы.
Дуют ветры яростные, гонят лодки парусные.
Вечером, а также к ночи, плавать в море трудно очень.
Все покрыто скалами, скалами немалыми.
Капитан берет бинокль, но бинокль помочь не мог.
Капитану так обидно — даже берега не видно.
Закружит волна кружение, вот и кораблекрушение.
Вдруг — обрадован моряк: загорается маяк.
В самой темени как раз показался красный глаз.
Поморгал — и снова нет, и опять зажегся свет.
Здесь, мол, тихо — все суда
заплывайте вот сюда.
Обучающие задачи:
- учимся чисто произносить звуки «с», «ч», «ш», «ж», «р»;
- учимся произносить и запоминать скороговорки.
Как работать со скороговорками
Скороговорками называют очень короткие (1—2 предложения), но не всегда простые для разучивания тексты, максимально насыщенные «проблемными» согласными звуками и звуковыми сочетаниями: «р», «с», «ш», «ж», «ч», «щ», «к-т», «п-т», «в-л-р» и т. д.
Разучивая скороговорки, необходимо следить за тем, чтобы ребенок старался внятно произносить все согласные звуки, а также не путал и не переставлял местами гласные. Помните, что текст скороговорки не должен быть для ребенка чем-то бессодержательным. В противном случае он вряд ли когда-нибудь сумеет произнести ее без ошибок. Чем лучше малыш понимает содержание текста, тем проще ему этот текст запомнить.
Никогда не просите быстро повторить скороговорку с первого раза. Пусть ребенок освоит все сложности в спокойном темпе, а его язык постепенно привыкнет к необычным звуковым сочетаниям. Только после этого можно переходить к настоящему «скороговореник», увеличивая темп прочтения скороговорки от раза к разу.
Работая со скороговорками, не ограничивайтесь двумя-тремя наиболее известными образцами этого жанра («Ехал грека», «Шла Саша по шоссе», «На дворе трава»). Сегодня несложно найти сборники, в которых широко представлены фольклорные скороговорки. Если же вас по каким-либо причинам эти скороговорки не удовлетворяют, вы можете составить собственные — это не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Главное — соблюдайте несколько правил:
- скороговорка должна быть короткой;
- скороговорка должна иметь понятное ребенку содержание;
- в скороговорке недопустимы грамматические ошибки (неправильное употребление грамматических форм);
- скороговорка должна быть насыщена повторяющимися сложными звуковыми сочетаниями (особенно это касается сочетаний согласных звуков).
Стоит заметить, что среди скороговорок, представленных в данном упражнении, есть как традиционные (фольклорные), так и те, что были составлены специально для этой книги.
Скороговорки для разучивания:
- Несет мишка в шапке шишки, а зайчишка в лукошке — чуток горошка.
- Ласточка-лапушка, далеко ли летала? Ласточка-лапушка, много ли видала?
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Наловил Фроллиней, а Валерий — карасей и форелей.
- На колокольне колокола, а у калитки колокольчики.
- На попоне для пони — помпоны.
- Шарф из шерсти, шаровары из шелка.
- Построили трассу километров в триста.
- Подралась жаба с жабой из-за жбана желудей.
- Чудак черепаху прячет в чулане на дне чемодана.