Дополнительные задания


3

Баба сеяла горох. Прыг-скок,

Дополнительные задания

 

Прыг-скок,

Обвалился потолок. Прыг-скок,

Прыг-скок.

Баба шла, шла, шла, Пирожок нашла,

Села, поела,

Опять пошла.

Баба стала на носок,

А потом на пятку,

Стала русского плясать, А затем вприсядку.

Составьте дополнительные вопросы, подобные тем, что представлены в первом и втором задании:

—    поговорите о том, как образуются слова с уменьшительно-ласкательным значением (улочка, булочка, Аришенька, коровушка);

—    обсудите жанровые особенности каждой скороговорки (первая — потешка, вторая — народная крестьянская песня, третья — потешка-небылица);

—    проведите беседу на тему «Что мы знаем о жизни в деревне», «Как жили в старину»;

—    прочитайте и инсценируйте вместе с малышом народные сказки, в которых есть такие же персонажи, как и в чистоговорках, — разумный кот, коровушка, глупая баба («Кот и лиса», «Кот, петух и лиса», «Хаврошечка», «Бритострижено» и др.).

В роли чистоговорок могут выступать не только народные песенки и потешки, но и многие произведения классической и современной поэзии. В качестве примера приведем несколько стихотворений и фрагментов из поэтических текстов.

Дополнительные задания

А. С. Пушкин

***

Царь увидел пред собою Столик с шахматной доскою.

Вот на шахматную доску Рать солдатиков из воску Он расставил в стройный ряд.

Грозно куколки сидят,

Подбоченясь на лошадках,

В коленкоровых перчатках,

В оперенных шишачках,

С палашами на плечах.

К. Д. Бальмонт Ручеек

Дополнительные задания

Ручеек, ручеек,

Ты, как ниточка, идешь.

Под тобой блестит песок.

Весел ты, хоть неглубок.

Ручеек, ручеек,

Ты уходишь и поешь.

Вьются пчелки меж стеблей, Прогудит мохнатый шмель.

Ты бежишь скорей, скорей.

Вдруг неволя средь камней — Вспенясьзвонче, веселей, Зажурчишь ты: «Мель, мель, мель!» Неширок ты, ручеек,

Неглубок ты, ну так что ж!

Ручеек, ручеек,

Ты бежишь и ты поёшь.

А. А. Блок

Ворона

Дополнительные задания

Вот ворона на крыше покатой Так с зимы и осталась лохматой…

А уж в воздухе — вешние звоны,

Даже дух занялся у вороны…

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?

Вот желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки…

Это всё у вороны — игрушки,

И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!..

В. В. Маяковский

Эта книжечка моя про моря и про маяк

(Отрывок)

Разрезая носом воды, ходят в море пароходы.

Дополнительные задания

Дуют ветры яростные, гонят лодки парусные.

Вечером, а также к ночи, плавать в море трудно очень.

Все покрыто скалами, скалами немалыми.

Капитан берет бинокль, но бинокль помочь не мог.

Капитану так обидно — даже берега не видно.

Закружит волна кружение, вот и кораблекрушение.

Вдруг — обрадован моряк: загорается маяк.

В самой темени как раз показался красный глаз.

Поморгал — и снова нет, и опять зажегся свет.

Здесь, мол, тихо — все суда

заплывайте вот сюда.

Обучающие задачи:

  • учимся чисто произносить звуки «с», «ч», «ш», «ж», «р»;
  • учимся произносить и запоминать скороговорки.

Как работать со скороговорками

Скороговорками называют очень короткие (1—2 предложения), но не всегда простые для разучивания тексты, максимально насыщенные «проблемными» согласными звуками и звуковыми сочетаниями: «р», «с», «ш», «ж», «ч», «щ», «к-т», «п-т», «в-л-р» и т. д.

Разучивая скороговорки, необходимо следить за тем, чтобы ребенок старался внятно произносить все согласные звуки, а также не путал и не переставлял местами гласные. Помните, что текст скороговорки не должен быть для ребенка чем-то бессодержательным. В противном случае он вряд ли когда-нибудь сумеет произнести ее без ошибок. Чем лучше малыш понимает содержание текста, тем проще ему этот текст запомнить.

Никогда не просите быстро повторить скороговорку с первого раза. Пусть ребенок освоит все сложности в спокойном темпе, а его язык постепенно привыкнет к необычным звуковым сочетаниям. Только после этого можно переходить к настоящему «скороговореник», увеличивая темп прочтения скороговорки от раза к разу.

Работая со скороговорками, не ограничивайтесь двумя-тремя наиболее известными образцами этого жанра («Ехал грека», «Шла Саша по шоссе», «На дворе трава»). Сегодня несложно найти сборники, в которых широко представлены фольклорные скороговорки. Если же вас по каким-либо причинам эти скороговорки не удовлетворяют, вы можете составить собственные — это не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Главное — соблюдайте несколько правил:

  1. скороговорка должна быть короткой;
  2. скороговорка должна иметь понятное ребенку содержание;
  3. в скороговорке недопустимы грамматические ошибки (неправильное употребление грамматических форм);
  4. скороговорка должна быть насыщена повторяющимися сложными звуковыми сочетаниями (особенно это касается сочетаний согласных звуков).

Стоит заметить, что среди скороговорок, представленных в данном упражнении, есть как традиционные (фольклорные), так и те, что были составлены специально для этой книги.

Скороговорки для разучивания:

  1. Несет мишка в шапке шишки, а зайчишка в лукошке — чуток горошка.
  2. Ласточка-лапушка, далеко ли летала? Ласточка-лапушка, много ли видала?
  3. От топота копыт пыль по полю летит.
  4. Наловил Фроллиней, а Валерий — карасей и форелей.
  5. На колокольне колокола, а у калитки колокольчики.
  6. На попоне для пони — помпоны.
  7. Шарф из шерсти, шаровары из шелка.
  8. Построили трассу километров в триста.
  9. Подралась жаба с жабой из-за жбана желудей.
  10. Чудак черепаху прячет в чулане на дне чемодана.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт