Совершенствовать внимание и память нужно постоянно, в любом возрасте, поскольку это залог успешного освоения любых знаний и умений. Но сейчас, когда ваш ребенок достиг старшего дошкольного возраста, такие занятия особенно важны, потому что как раз с пяти лет у «среднестатистического» нормально развитого ребенка начинают формироваться и произвольное внимание, и произвольная память. Это означает, что именно сейчас малыш по-настоящему учится сознательно обращать внимание на те или иные предметы, а не выхватывать из общего ряда то, что само приковывает взгляд. И точно так же он учится запоминать не только ту информацию, которая отложилась в памяти «сама собой», то есть произвольно, но и ту, которую необходимо запомнить. Читать далее «Развиваем внимание, тренируем память»
Категория: Практический курс подготовки к школе
Богатый и разнообразный материал познакомит ребенка с основными темами, которые должен знать будущий первоклассник. Малыш научится считать и писать, читать, пересказывать и получит представления об окружающем мире. Значительное место уделено заданиям, развивающим логическое мышление, зрительное восприятие, произвольное внимание и память.Материал рассчитан для работы с детьми 5-7 лет.
Упражнение 1.1
Обучающие задачи:
- учимся внимательно смотреть на рисунок;
- учимся узнавать предмет по контуру.
Задание 1
Предложите ребенку внимательно рассмотреть иллюстрацию, рассказать, какие предметы он на ней видит, и обвести указкой контур каждого предмета.
Упражнение 1.3
Обучающие задачи:
- учимся замечать отдельные детали изображения.
Основное задание
Начните занятие с небольшого рассказа о рассеянном профессоре:
Сейчас мы познакомимся с одним рассеянным профессором. Он очень умен и очень многое знает, но вот беда — у него постоянно что-нибудь теряется. Только не подумай, что наш профессор — неряха и разбрасывает свои вещи специально. Просто он забывает, где их оставил, потому что его часто посещают неожиданные идеи и отвлекают от повседневных забот. Так и выходит, что профессор случайно оставляет где-нибудь записную книжку или ключи, а потом долго не может вспомнить, где именно. Вот и сейчас профессору нужно отправляться на работу, а он не может собраться, потому что никак не найдет: ключи, часы, портфель, теплый шарф, пару перчаток, книгу в красном переплете, газету, очки.
К тому же перед выходом из дома он должен полить цветы и покормить трех котят. Но лейка никак не попадается ему на глаза, а котята куда-то спрятались.
Что же делать? Придется нам помочь рассеянному профессору, чтобы он не опоздал на работу! Читать далее «Упражнение 1.3»
Упражнение 1.4
Обучающие задачи:
- учимся замечать отдельные детали изображения.
Не показывая иллюстраций, прочитайте ребенку стихотворение Д. Хармса: Кораблик
По реке плывет кораблик. Он плывет издалека.
На кораблике четыре Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки, Только кошки да коты!
Спросите, догадался ли малыш, о каких храбрых моряках идет речь. Какие слова подсказали ему, что это мыши (мышата)? Читать далее «Упражнение 1.4»
Упражнение 1.5
Обучающие задачи:
• учимся сравнивать и сопоставлять похожие предметы, находить у них общие и отличительные признаки.
Основное задание
Предложите ребенку рассмотреть семь рисунков, найти и показать на каждом из них единственный признак, которого нет на остальных.
Подсказка для родителей
На первом рисунке штора розовая, а не желтая; на втором цветочный горшок имеет округлую форму; на третьем за окном ночь, а не день; на четвертом вместо фикуса изображен кактус; на пятом рама имеет иную форму; на шестом штора расположена не с левой, а с правой стороны, а фикус, форточка и солнце, напротив, переместились влево; на седьмом рисунке рядом с цветком на подоконнике сидит плюшевый мишка. Читать далее «Упражнение 1.5»
Упражнение 1.6
Обучающие задачи:
• учимся сравнивать и сопоставлять похожие предметы, находить у них общие и отличительные признаки.
Предложите малышу внимательно рассмотреть чашки, изображенные в рамке, найти среди них одинаковые. Читать далее «Упражнение 1.6»
Упражнение 1.7
Обучающие задачи:
• учимся находить путь в «виртуальном» лабиринте.
Предложите ребенку внимательно рассмотреть рисунок и, не прибегая к помощи карандаша или указки, сказать:
- — сколько дорожек может привести пиратов к сундуку с сокровищами;
- — сколько дорожек может привести детей к кладу;
- — кто — дети или пираты — смогут добраться до сундука первыми.
Упражнение 1.9
Обучающие задачи:
- учимся запоминать последовательность расположения предметов ; в линейном ряду;
- учимся находить фрагменты изображения по образцу
Задание 1
Предложите малышу найти в таблице фрагменты, где предметы расположены точно в таком же порядке, как в этой рамке:
Упражнение 1.13
Обучающие задачи:
- учимся запоминать последовательность расположения предметов;
- учимся восстанавливать по памяти картинку;
- учимся обводить по контуру окружности.
Основное задание
Предложите малышу внимательно рассмотреть нарисованную пирамидку и постараться запомнить количество составляющих ее колец, их цвета и порядок расположения. (Дайте ребенку на запоминание не меньше 20—30 секунд.)
Закройте изображение пирамидки плотным листом бумаги и попросите ребенка по памяти обвести кольца на втором рисунке карандашами соответствующих цветов.
Когда малыш закончит обводить круги, откройте первый рисунок и проверьте, насколько успешно выполнена основная часть задания.
Часть 2. Развиваем интеллект, учимся рассуждать
Во второй части нашей книги собраны упражнения, направленные на развитие логического, ассоциативно-образного и пространственного мышления. Однако, ознакомившись со всеми заданиями, вы непременно заметите, что основное внимание мы сосредоточили на развитии логического мышления. Это вполне естественно, ведь умение последовательно мыслить, рассуждать и делать логически обоснованные выводы, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и сопоставлять необходимо для успешного овладения многими учебными дисциплинами. Не имея этих навыков, очень тяжело научиться читать и писать, освоить математику, запомнить последовательность исторических событий… Даже для того, чтобы разучить небольшое стихотворение или составить пересказ прозаического отрывка, недостаточно только хорошей памяти — нужны навыки логического мышления. А основы ясного мышления закладываются именно в раннем возрасте. И оттого, сколько внимания вы уделите развитию мыслительных способностей малыша сейчас, во многом зависят его успехи в будущем. Читать далее «Часть 2. Развиваем интеллект, учимся рассуждать»