Упражнение 1.13


Обучающие задачи:

  • учимся запоминать последовательность расположения предметов;
  • учимся восстанавливать по памяти картинку;
  • учимся обводить по контуру окружности.

Основное задание

Упражнение 1.13

Предложите малышу внимательно рассмотреть нарисованную пирамидку и постараться запомнить количество составляющих ее колец, их цвета и порядок расположения. (Дайте ребенку на запоминание не меньше 20—30 секунд.)

Закройте изображение пирамидки плотным листом бумаги и попросите ребенка по памяти обвести кольца на втором рисунке карандашами соответствующих цветов.

Когда малыш закончит обводить круги, откройте первый рисунок и проверьте, насколько успешно выполнена основная часть задания.

Упражнение 1.13

Дополнительное задание

Попросите ребенка по порядку перечислить цвета колец, используя слова «первое», «второе», «третье», «четвертое», «пятое», «шестое», и соединить стрелкой каждое кольцо на втором рисунке с соответствующей его порядковому номеру цифрой.

Обучающие задачи:

• учимся запоминать группы слов, словосочетания и законченные предложения.

Занятие 1

Сначала вы должны проверить, насколько легко малышу удается запоминать слова на слух, а также научить его несложным приемам, которые помогут лучше и быстрее запоминать как отдельные слова, так и группы слов, не являющиеся предложениями и словосочетаниями.

Предложите ребенку внимательно выслушать вас и постараться запомнить все названные слова (повторите всю цепочку два-три раза): мышь, вырасти, старик, яйцо, собака, огород, большой, внучка, курица, плакать.

Затем попросите назвать все, что малыш запомнил (порядок слов соблюдать не обязательно). Учтите, что при выполнении первого тренировочного задания не стоит ожидать стопроцентного результата. Будет очень хорошо, если ребенок сможет назвать пять—семь слов из десяти. Можно ли добиться большего? Безусловно. И не только можно, но и нужно — в противном случае при обучении в школе ребенок столкнется с большими проблемами. В первую очередь необходимо постоянно развивать слуховое восприятие, произвольное внимание и произвольную память ребенка. Особенно способствуют развитию слухового восприятия систематические занятия, целенаправленно посвященные развитию речевых навыков. Кроме того, следует научить малыша запоминать слова с помощью ассоциаций.

Наиболее простой способ — это визуализация образа, с которым связано слово. Безусловно, представить себе предмет гораздо легче, чем действие, качество или некое «бесплотное» явление (доброта, тишина, радость). Однако это вовсе не означает, что метод визуализации годится только для тех случаев, когда необходимо запомнить цепочку имен существительных, обозначающих конкретные предметы или живых существ. Любое слово можно связать с каким-то ярким и вполне зримым образом. Например:

  • доброта — представляем себе любимую бабушку; тишина — представляем ребенка, уснувшего в кроватке; большой — представляем себе слона; быстрый — представляем себе самолет;
  • радоваться — представляем себе новогоднюю елку или день рождения; жалеть — представляем себе любого обиженного сказочного персонажа (зайчика из лубяной избушки, гадкого утенка) и т. п.

Именно это вы должны объяснить малышу, а затем сыграть с ним в игру «Как я представляю это слово» — описать образы, которые возникают в связи с каждым отдельно взятым словом цепочки.

Второй способ, эффективный при запоминании словесных цепочек, — установление внутренних логических связей. Можно попытаться найти тему, которая свяжет слова в некий единый сюжет. Предложите малышу подумать, как можно связать все услышанные им слова. Подскажите, что существует одна очень известная история, в которой участвуют и мышь, и старичок, и курица, и рассказывает эта история об одном волшебном яйце. Скорее всего, после такой подсказки малыш непременно вспомнит сказку про курочку Рябу. Если ребенок внимателен и обладает смекалкой, он скажет вам, что только половина слов из тех, что ему нужно было запомнить, имеют отношение к сказке про курочку Рябу. Что же делать с остальными: «огород», «внучка», «собака», «расти», «большой»? Может быть, стоит припомнить сюжет другой сказки, где также появляются мышка и старик, а заодно внучка и собака? Такая сказка есть — это история про репку, которая росла в огороде, да и «выросла большая-пребольшая». Значит, все перечисленные слова можно объединить одной темой — «Русские сказки».

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт