МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ ХИМИИ


Например, такая работа проводится на уроке, где изучается генетическая связь между классами неорганических соединений. Учащиеся, получив представление о том, что такая связь имеется и проявляется во взаимных превращениях веществ одного генетического ряда, могут применить эти общие положения к рассмотрению конкретных случаев. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ ХИМИИ

III вариант (усложненный).

Как, исходя из магния, получить хлорид магния? Предложите три способа.

Рассмотренные задания предлагаются в целях изучения нового материала. Самостоятельная работа учащихся в целях совершенствования знаний проводится на уроках значительно чаще. Во вводной и заключительной частях урока повторение и закрепление знаний, как правило, организуется с включением заданий для самостоятельного их выполнения.

Главными условиями для эффективного применения самостоятельных работ во вводной и заключительной частях уроков любого типа являются: 1) строгий отбор обсуждаемого содержания, включающий те элементы знаний, которые необходимы для успешного достижения главной задачи основной части урока; 2) отличие формы организации работы учащихся от той, которая применяется в основной части урока.

Для решения этих специальных задач (подготовки к восприятию знаний и их закрепления) групповые и индивидуальные самостоятельные работы играют особую роль. Так, установлено, что на этапе первичного закрепления, материала групповые занятия значительно эффективнее, чем фронтальные. При условии же, когда достигнута определенная прочность знаний, целесообразно во вводной части урока организовать индивидуальную самостоятельную работу по дифференцированным заданиям. Тогда учащиеся убеждаются, что могут самостоятельно, без помощи других, оперировать приобретенными знаниями. А успех в выполнении посильных заданий создает большой стимул к последующей работе по усвоению нового материала.

Содержание самостоятельной работы на уроках нередко составляет решение качественных или расчетных химических задач. Они имеют значение как для более прочного и осознанного усвоения знаний, так и для развития интеллектуальных умений учащихся. Хотелось бы вместе с тем отметить, что решение задач на уроках химии не является самоцелью, они должны служить главной цели урока и определяться содержанием изучаемого материала. Если на уроке изучается теоретический вопрос, то целесообразны упражнения, требующие применения знаний абстрактных понятий к конкретным явлениям, например: объяснить аналогичный или новый факт изученным, предсказать свойства конкретных веществ, зная общую закономерность, и т. п. Если на уроке речь идет о свойствах вещества, то обычно в конце урока предлагаются качественные задачи, например на распознавание этого вещества среди других известных учащимся соединений, на установление генетической связи его с другими при выполнении цепочки превращений, на предсказание возможных реакций его с предложенными веществами и др. Если на уроке рассматривается применение и получение веществ, то чаще всего предлагаются задачи расчетные. Особое внимание в этом случае обращается па связь качественной и количественной сторон явлений, на практическое значение подобных расчетов (на примере задач с производственным содержанием).

В заключение следует сказать, что в распоряжении учителя химии имеется большой арсенал методов и приемов, с помощью которых можно с успехом решать задачи современного урока. Для этого важно постоянно искать и использовать обучающие, воспитывающие, развивающие, побуждающие и другие возможности каждого метода. В каждом методе есть свои плюсы и минусы. Чем чаще предпочитается какой-то один метод перед другими, тем отчетливее сказываются его недостатки, поэтому так важно разумно разнообразить методы на уроке, выбирая наиболее соответствующие целям урока, особенностям содержания и подготовленности учащихся.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт