О ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ


В решение общих задач образования — вооружения учащихся определенным кругом знаний, коммунистического воспитания, формирования диалектико-материалистического мировоззрения-обучение физике вносит свой вклад. Воспитательное значение этого предмета определяется содержанием физической науки и методами ее преподавания. Естествоиспытатель стоит перед лицом строгого и беспристрастного судьи — природы. В своих экспериментах и измерениях, среди обильного круга явлений, он проходит великую школу правды в суждении и действии, писал русский физик Н. А. Умов. В его словах показано, как велико положительное влияние на юношество одного только содержания естественнонаучных знаний. Кроме того, в содержании школьного курса физики находит отражение связь физики с техникой, с жизнью; освещается роль отечественных ученых в развитии науки и техники и грандиозные планы научного и технического развития нашей страны.

Диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся формируется всеми школьными предметами. В формирование основ мировоззрения, единой картины мира наш предмет вносит вклад благодаря раскрытию диалектики физической науки— установления единства в многообразии взаимосвязи и обусловленности явлений, показа на конкретных примерах сущности философских категорий и терминов.

Велико общеобразовательное значение предмета физики. Окончивший среднюю школу должен получить такой объем знаний, который позволит ему понимать различные физические явления и законы, их проявления в природе, основные идеи технического использования физики и преобразования природы, ее новейшие достижения и перспективы развития.

На уроках физики учащиеся овладевают некоторыми экспериментальными умениями — проводить простейшие измерения, проверять физические закономерности, определять физические величины. К интеллектуальным умениям относят умения решать задачи, выводить формулы, давать объяснения явлений.

В зависимости от особенностей каждого этапа развития экономики нашей страны, науки и техники менялась степень актуальности задач среднего общего образования по физике, та или другая задача выдвигалась на передний край.

По мере ускорения научно-технической революции перед народным образованием выдвигались задачи, сформулированные в документах КПСС, — учесть достигнутый уровень науки и техники, перспективы их развития и привить учащимся умения самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке новой информации. В последние годы в исследованиях по дидактике, психологии обучения, методике физики эта задача совершенствования образования конкретизирована для общего среднего образования, и в частности для обучения физике. Показано, что для развития у учащихся умений самостоятельно пополнять знания необходимо вооружить их глубокими и прочными знаниями основных положений науки —ее принципов, теорий, фундаментальных законов, так как, используя эти знания, учащиеся смогут самостоятельно объяснить частные научные факты, применения науки в технике, ориентироваться в новой творческой учебной или трудовой ситуации. Этот основной путь решения актуальных задач образования известен сейчас под названием генерализации знаний. Генерализация учебного материала, а следовательно, и генерализация знаний учащихся состоит в том, что при отборе материала для программы и учебника, а также в методах преподавания больше внимания уделяется изучению основных положений науки за счет уменьшения материала, относящегося к частным фактам, конкретным приложениям основных законов и принципов.

Учитывается и тот факт, что основные принципы науки остаются неизменными, а материал, относящийся к применениям науки, изменяется. Для естественнонаучных предметов профессором А. И. Маркушевичем предложена «модель информации», согласно которой следует выделить «ядро» учебного материала, включающее основной, почти не меняющийся со временем материал, и «оболочку», меняющуюся сравнительно быстро. В отношении физики, как учебного предмета, понятие «ядра» и «оболочки» раскрыто профессором В. А. Фабрикантом — предложено отнести к ядру информации физические законы сохранения и некоторые открытия, в том числе и современные, играющие значительную роль в развитии физики и в ее технических применениях.

Идея генерализации знаний была учтена в последней реформе образования по физике, проведенной в 1968—1973 гг. При отборе материала для программы определен круг физических идей, принципов и теорий, изучению которых должно быть уделено основное внимание, а из частных научных фактов, конкретных приложений основных принципов предпочтение было отдано тем, содержание которых способствует усвоению основного материала.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт