О ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ


Основные методы и приемы преподавания физики. Методы и приемы преподавания физики в школе обусловлены как дидактическими задачами, так и особенностями физической науки. Физика — наука экспериментальная, большая часть открытий в ней, установление законов, изучение явлений сделано экспериментальным путем.

Школьный физический эксперимент, в который входят демонстрационный эксперимент и самостоятельные лабораторные работы учащихся, имеет поэтому особенно важное значение в преподавании физики. Эти методы соответствуют особенностям физической науки, они расширяют и углубляют объем живого созерцания. Кроме своего основного значения, они незаменимы для решения задач активизации мышления учащихся, формирования интереса к предмету, самостоятельности; способствуют также воспитанию ряда положительных человеческих качеств.

Демонстрационные опыты и лабораторные работы ставятся как с целью ввести новое понятие, явление, установить закон, так и для иллюстрации, проверки, уточнения закона или явления. На второй ступени обучения физике, кроме фронтальных лабораторных работ, проводится также физический практикум — более сложная и индивидуализированная форма самостоятельного эксперимента учащихся.

Хорошее преподавание физики немыслимо без применения демонстрационного и лабораторного эксперимента. Учителю, безусловно, следует выполнять предусмотренные программой демонстрации и лабораторные работы, для лучшего осуществления этой задачи допускается вариативность работ в пределах программы. Демонстрационные опыты можно разнообразить, ставить их в процессе опроса, повторять отдельные детали и т. п.

Опыты и лабораторные работы должны быть хорошо подготовлены. Этому способствует наличие обширной литературы по методике и технике школьного эксперимента, известные достижения в этой области методики преподавания физики в советской средней школе,

В реализации принципа политехнизма, усилении связи обучения с производством большую роль играют экскурсии,. Объекты экскурсий тщательно подбираются, так как наблюдаемые в процессе экскурсии явления, установки, механизмы, технологические процессы должны быть связаны с изучаемым материалом. Так, при изучении механики рекомендуется экскурсия на строительную площадку, машинно-тракторную станцию; при изучении тепловых явлений — в бойлерную, прокатный цех; при изучении электричества—на электростанцию, в цех электролитического покрытия и т. д.

Широко практикуется в преподавании физики применение наглядных пособий — чертежей, рисунков, проекций на экран, пространственных или плоских моделей, таблиц. При их помощи можно объяснить устройство и действие прибора, технического объекта (например, двигателя внутреннего сгорания, генератора тока, спектроскопа), механизм явления, схему опыта.

Формирование умений учащихся работать с книгой, особенно с учебником, приобретает большое значение в настоящее время, в связи с необходимостью развивать умения самостоятельно пополнять знания. Развитию методики работы учащихся с учебником посвящен ряд работ.

В некоторых случаях целесообразно провести урок, применяя один какой-нибудь метод (например, посвятить весь урок проведению лабораторной работы), но, как правило, используется сочетание различных методов — демонстрационного или лабораторного с иллюстративным и словесным.

В задачи урока входит также закрепление знаний, развитие умений пользоваться знаниями: это осуществляется в процессе решения задач, выполнения упражнений, в том числе и экспериментальных. Этот вид работы соответствует переходу от абстрактного мышления к практике,

Для современного учебного процесса по физике характерно также применение некоторых новых приемов обучения, таких, как создание проблемных ситуаций, организация самостоятельных- исследований учащихся, программированное обучение.

Эти приемы следует правильно понимать и разумно сочетать с другими методами преподавания. Исследовательский метод может быть использован при соответствующем уровне знаний и развития учащихся. В VII классе, например, после изучения понятий сила тока, электрическое напряжение и электрическое сопротивление учащимся можно предложить провести исследование зависимости силы тока от напряжения и сопротивления. Зная сущность этих понятий, ученик может выдвинуть, гипотезу о характере зависимости, обосновать ее с точки зрения электронной теории и проверить экспериментально, то есть провести именно исследование, подобное научному. При неверном понимании исследовательского метода бывают случаи, что учащимся предлагают заинтересовывающую их, но невыполнимую задачу, к которой они еще не подготовлены.

Особенности методики преподавания физики на первой и второй ступенях ее изучения в средней школе. Возрастной психологией, психологией обучения и дидактикой разработаны и определены общие подходы к отбору содержания и методов обучения для учащихся разного возраста. Установлено, что для детей 1112-летнего возраста характерны такие признаки мышления, как все более нарастающая тенденция к причинному объяснению явлений, умение обосновывать свои суждения, делать более широкие обобщения. Психологи считают целесообразным начинать обучение естественнонаучным предметам, в том числе физике, с, этого возраста и излагать ее с определенной глубиной — объяснять причины явлений, анализировать их, делать посильные теоретические обобщения. На второй ступени обучения физике увеличивается глубина изложения материала, сложность изучаемых вопросов.

Особенности методики преподавания физики на разных ступенях определяются также задачами обучения, распределением материала между ними, общеобразовательной подготовкой учащихся.

Рассмотрим задачи, характерные для каждой ступени обучения, и связанные с ними приемы и методы преподавания.

Первая ступень. Одна из основных задач — подготовка учащихся к дальнейшему обучению физике. Внимание уделяется формированию основополагающих понятий, которые должны быть введены в самом начале курса физики и сформированы ко второй ступени. К ним относятся: вопросы строения вещества, скорость, масса, плотность, сила, сила тяжести и вес, энергия, количество теплоты, электрические величины (сила тока, напряжение, сопротивление). Закрепление и формирование этих понятий проводится особенно тщательно «длительное время. Так, например, в третьей и четвертой четвертях учебного года в VI классе следует повторять и контролировать знания понятий массы, плотности, силы; в VII классе -понятия количества теплоты, энергии, а также основные понятия, изученные в VI классе.

Ввиду того что учащиеся только приступают к систематическому изучению физики, очень важна задача создания и формирования познавательного интереса к предмету. Она определяет необходимость оптимального использования исторического и технического материала, примеров из жизненного опыта учащихся, из природы, мира животных и растений, который нужно включать в уроки, в содержание задач.

Относительно исторических сведений заметим, что в современном курсе физики (и во всей учебной литературе по физике) объем их ограничен, принято излагать физику не в хронологической последовательности ее развития, а в соответствии с современными воззрениями, ограничивая исторические сведения наиболее важными для становления науки и имеющими воспитательное значение. Однако в VI и. VII классах, исходя из задачи привития интереса к предмету, эти сведения должны применяться шире, чем на первой ступени. Например, можно рекомендовать излагать основные опыты в историческом описании, если суть их не изменилась (опыт Торричелли, опыт Эрстеда), знакомить учащихся с интересными историческими опытами (опыты Паскаля, Герике); включать сведения из истории физики в содержание задач, рефератов учащихся, использовать их как иллюстрирующие основной материал примеры.

В методике обучения могущественным средством создания интереса к предмету является демонстрационный лабораторный эксперимент. Поэтому на первой ступени особенно недопустима так называемая «меловая физика», необходимо полностью выполнять экспериментальную часть программы и разнообразить эксперимент. Можно рекомендовать разработанные в специальных исследованиях кратковременные самостоятельные экспериментальные работы учащихся, дополняющие список фронтальных работ, экспериментальные задачи. Усиление лабораторного эксперимента необходимо также для выработки у учащихся простейших экспериментальных умений, как одного из элементов подготовки к дальнейшему обучению.

Для повышения интереса к уроку, а также в связи с особенностями внимания детей данного возраста, рекомендуется разнообразить приемы и методы проведения урока, менять их в течение урока 2—3 раза. Опыт преподавания показывает, что даже при демонстрации кинофильма внимание учащихся рассеивается через 15—20 минут, поэтому целесообразна смена приема проведения урока. Методика преподавания физики создает для этого большие возможности — можно чередовать опрос, объяснение, демонстрационный эксперимент, решение задач, работу с дидактическими материалами и т. д.

Важно разнообразить и отдельные приемы обучения; так, при решении задач по физике следует подбирать не только обычные расчетные задачи, но и качественные задачи; особый интерес у учащихся этого возраста вызывают экспериментальные задачи, задачи по рисункам (имеются в виду задачи, в которых данные извлекаются из рисунка или фотографии).

Учитывая возраст учащихся и степень их общеобразовательной подготовки, следует, конечно, обеспечивать доступность изложения материала. Это достигается высоким качеством объяснения явлений, усилением приемов активизации. Преимущественная форма преподавания урок-беседа. На этой ступени не следует увлекаться решением большого числа задач, особенно расчетных, рекомендуется ограничиться задачами, данными в стабильном учебнике, их достаточно для тренировки, закрепления и контроля знаний учащихся. В основном следует решать с учащимися задачи в одно-дна действия и преимущественно прямые, то есть такие, в которых требуется определить величину по прямой формуле, не производя ее сложных преобразований.

Вторая ступень. В VIII—X классах преимущественная форма ведения занятия урок-лекция. Внимание учащихся в этом возрасте более сосредоточенно, что позволяет осуществить такой переход, усилить элементы абстрактного объяснения. В отношении экспериментального метода характерно усиление сложности и степени самостоятельности лабораторных работ: высшей ступенью являются работы физического практикума. Эти работы представляют собой небольшие исследования, проведение которых требует знания целого раздела или темы учебного предмета, комбинированных вычислений (например, работы по проверке закона сохранения импульса или механической энергии в VIII классе, определения электроемкости конденсатора в IX классе, длины световой волны в X классе).

Самостоятельная работа учащихся обогащается такими формами, как семинарские занятия, подготовка докладов по сравнительно крупным вопросам программы, сопровождаемых подготовленным также самостоятельно экспериментом (демонстрациями, значениями экспериментально определенных величин), самостоятельное изучение некоторых вопросов программы по учебной и научной литературе.

Остановимся несколько подробнее на методике проведения уроков, контроле знаний учащихся, внеклассной работе на первой и второй ступенях обучения физике.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт