О ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ


При таком подходе в курсе физики были отражены следующие научные положения: заколы сохранения (массы, энергии, импульса), законы динамики Ньютона, атомно-молекулярное строение вещества, молекулярно-кинетическая и электронная теории, учение об электромагнитном поле, электромагнитная природа света, волновая и квантовая оптика, теория относительности, физика атомного ядра.

Современный курс физики построен по определенной логической схеме: механика, вещество и его структура, физические поля и излучение, взаимодействие вещества и поля. Таким образом, материал расположен в основном в соответствии с усложнением форм движения материи.

Материал курса распределен на две ступени. Введенное в нашей стране всеобщее обязательное среднее образование позволяет распределить учебный материал так, что некоторые разделы изучаются только на второй ступени обучения («Акустика», «Оптика»). По учебному плану школы на изучение физики на первой ступени отведено 166 учебных часов, на второй ступени 392. На первой ступени проводится подготовка учащихся к обучению физике, как и другим предметам на второй ступени, в связи с этим усилено внимание развитию мышления учащихся. В современной программе эта задача решается благодаря изучению вопросов строения вещества. Основные положения молекулярно-кинетической теории рассматриваются в самом начале VI класса, то есть в начале систематического курса физики, и затем используются для иллюстрации и объяснения явлений, изучаемых в разделах механики и теплоты; точно так же понятия об электроне и строении атома введены в первой теме раздела электричества и используются для объяснения электрических явлений. Такое построение курса физики первой ступени, отвечая идее генерализации учебного материала, позволяет привести содержание его в соответствие с современными научными воззрениями (так как изучаемые явления получают современное объяснение на основе знаний о строении вещества), создает дополнительные возможности формирования у учащихся уже на этой ступени обучения диалектико-материалистического мировоззрения. Знания о строении вещества, могут служить основой для рассмотрения в дальнейшем таких категорий и понятий, как относительная и абсолютная истина, познаваемость явлений природы, причинность явлений, соотношение теории и эксперимента. Кроме того, эти знания служат важным в методологическом отношении примером развития физики, борьбы идей. Предложенная программой и учебником система формирования знаний о строении вещества направлена на развитие мышления учащихся, а именно — умений самостоятельно объяснить явления на основе теоретических знаний.

Стержневые линии развития учебного материала определены и для курса физики второй ступени. В VIII классе это законы Динамики (законы Ньютона) и решение .основной задачи механики: нахождение по начальным условиям, в которых находится материальная точка, и силам, действующим на нее, ее координаты и скорости в любой момент времени.

В разделе молекулярной физики курса IX класса на основе молекулярно-кинетической теории делается вывод основного уравнения кинетической теории газов, из него выводится уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева—Клайперона), а газовые законы рассматриваются как частные случаи последнего уравнения.

В X классе в одном разделе изучают колебания и волны разной физической природы, исходя из того, что эти процессы описываются одинаковыми уравнениями.

На второй ступени обучения полнее раскрывается роль физических теорий, усиливается метод дедукции в изложении учебного материала. Методика преподавания физики рекомендует строить изучение основных физических теорий по схеме, предложенной профессором В. Г. Разумовским: исходные экспериментальные факты — абстрактная модель (гипотеза) — следствия из гипотезы — их экспериментальные, практические подтверждения — теория. Эта схема позволяет показать учащимся эвристическую роль теории, значение обобщенных знаний, возможность предвидеть следствия, получать новые знания, объяснять явления, предвидеть их ход, управлять ими в соответствии с потребностями общества.

Например, при изучении электронной теории проводимости металлов в основу изучения кладется опытный факт — хорошая электропроводность металлов; исходя из него строится абстрактная физическая модель металла — ионная решетка, заполненная электронным газом; это представление позволяет предположить, что в движущемся проводнике после его резкой остановки электроны будут продолжать двигаться по инерции; специальный эксперимент подтвердил это предположение и позволил получить данные для подтверждения гипотезы (а именно было показано, что носителем тока в металле является электрон) и превращения ее в теорию.

Для современного курса физики характерен также высокий научный уровень изложения материала, соответствие трактовки и методики введения понятий, явлений, законов современным научным воззрениям. Так, понятие массы вводится теперь до понятия силы, на основании опытов по взаимодействию тел. В этом случае масса определяется путем сравнения скоростей, полученных покоящимися телами при их взаимодействии (VI класс), или сравнения ускорений этих тел (VIII класс). Сила трактуется как причина изменения скорости тела (VI класс) или причина ускорения (VIII класс). Разграничены понятия силы тяжести и веса тела, показано, что они имеют разную природу — первая есть сила тяготения, вторая — сила упругости — и приложены к разным телам.

Уточнены определения целого ряда других понятий; в соответствии с принятым ГОСТом осуществлен переход на использование Международной системы единиц физических величин («Си»), приняты соответствующие ГОСТу обозначения величин, обновлены числовые данные и т. д.

В реализации принципа политехнизма в обучении физике характерно усиление внимания к освещению основных направлений развития народного хозяйства и основных технических применений науки, а также к профориентации учащихся.

Отрицается изложение физики в соответствии с хронологией ее развития. Принцип историзма сохраняет свое значение в формировании мировоззрения и коммунистическом воспитании школьников — при освещении истории физики предпочтение отдается материалу, раскрывающему борьбу идей, способствующую патриотическому и интернациональному воспитанию учащихся.

Научно-методические идеи современного курса физики средней школы отражены в программах и учебниках. Характеризуя материал курса и методику его преподавания, качество отдельных уроков и знаний учащихся, нужно исходить из следующих основных положений:

  • наибольшее внимание в учебном процессе уделяется основному материалу, задача состоит в том, чтобы основные знания, определенные в качестве генеральных, были усвоены учащимися наиболее глубоко и прочно. Их более тщательно объясняют и закрепляют; рекомендуется повторять их и в процессе объяснения и в процессе опроса до конца изучения темы и до конца года, в отличие от вспомогательного материала, знания которого можно контролировать менее длительно;
  • одной из целей генерализации знаний является развитие мышления учащихся и развитие умений самостоятельно пополнять знания, поэтому следует использовать все возможности, представленные программой и учебником, для объяснения изучаемых явлений с применением основных знаний, например: уделить достаточное внимание объяснению свойств тел, давления газа, закона Паскаля и т. д. с точки зрения знаний о строении вещества в VI классе, общему методу применения законов механики к решению частных задач в VIII классе, общему описанию колебаний и волн различной физической природы в X классе и т. п.;
  • усиление внимания к развитию мышления учащихся отразилось не только на отборе содержания материала и методике его преподавания, но и на методике контроля знаний. При оценке знаний учитывается не только полнота ответа, но и уровень знаний. По принятой в лаборатории обучения физике НИИ СиМО АПН СССР классификации знания оцениваются по трем уровням. За 1-й принимаются репродуктивные знания, то есть такие, при которых учащийся может повторить основные положения, рассмотренные на уроке, — содержание опыта, формулу, единицы измерения, определение понятия и т. п. На 2-м уровне учащийся должен уметь применить знания основных положений для объяснения явления, данного в знакомой или относительно несложной ситуации, и на 3-м уровне должен объяснить явления в незнакомой или относительно сложной ситуации. Приведем примеры задач, предлагаемых учащимся для выявления уровней и>х знаний (VIII класс):

«В чем состоит 2-й закон Ньютона? Дайте словесную формулировку и запишите формулу» (1-й уровень). «Что нужно знать, чтобы определить положение тела в любой момент времени: а) в равномерном движении, б) в неравномерном движении?» (2-й уровень). «В шахту равноускоренно опускается бадья, масса которой 280 кг, В первые 10с она проходит 35 м. Чему равен вес бадьи при ее равноускоренном спуске? (3-й уровень).

При устном опросе также желательно подобрать вопросы, выявляющие все уровни знаний. Например, если ученик, отвечая по теме «Диффузия» (VI класс) показал знание опыта по наблюдению диффузии (1-й уровень), то следует выяснить, знает ли он этот материал более глубоко, можно ли поставить ему более высокую оценку, а для этого можно задать ему такие, например, вопросы: «Как объяснить диффузию в жидкости с точки зрения движения молекул?» (2-й уровень) и «В каком помещении — теплом или холодном — быстрее отстоятся сливки из молока?» (3-й уровень);

  • в связи с требованием осуществлять обучение физике на достаточно высоком научном уровне следует обращать внимание на точность формулировок, соблюдение принятой в программе и учебниках и разъясненной в методических пособиях трактовки каждого понятия и явления. Это относится как к проведению урока, объяснению материала учителем, так и к ответам учащихся. К нарушению принятой логической структуры курса, трактовки понятий может привести превышение программы, его нельзя допускать также и потому, что современный курс физики достаточно насыщен материалом.

Особенности современного курса физики, актуализация задач развития мышления учащихся способствуют совершенствованию формирования диалектико-материалистического мировоззрения, связи с жизнью, техникой, практикой коммунистического строительства, подготовке к труду и дальнейшему обучению. Новые идеи способствуют решению этих задач.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт