МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ ХИМИИ


Второй этап (VIII класс) знаменует существенный шаг в овладении теорией. Учащиеся усваивают сущность и значение периодического закона и системы химических элементов Д. И. Менделеева, вникают в вопросы строения вещества, химической связи, электронной природы окислительно-восстановительных реакций, то есть вооружаются такими знаниями, которые являются в значительной степени обобщенными и могут служить методом последующего изучения (объяснения, прогнозирования) свойств элементов, веществ, сущности химических превращений. В конце курса VIII класса освещаются закономерности химических реакций. Это усиливает теоретическую базу для объяснения условий и направлений химических процессов, а следовательно, позволяет глубоко раскрыть общие научные принципы важнейших химических производств.

Курс химии IX класса дополняет и развивает знания учащихся о строении и свойствах неорганических веществ, так как знакомит с поведением веществ в водных растворах. Общее представление о связи между составом и свойствами соединений, полученное учащимися еще в VII классе, теперь раскрывается на основе учения о химической связи. Объяснение как метод обучения приобретает еще больший вес. Последующее изучение подгрупп элементов (неметаллов и металлов) открывает особенно широкий простор для применения теоретических знаний, для дедуктивных построений при изложении материала и в процессе экспериментального исследования свойств веществ.

Курс органической химии в X классе рассматривает систему соединений на основе их химического строения. Здесь значительно углубляются знания учащихся о строении веществ молекулярного типа. В качестве аргументов при объяснении и предсказании свойств веществ учащиеся используют не только знание строения атомов, виды химической связи, но и представления о пространственной ориентации атомов в молекулах; не только знание общих закономерностей течения химических реакций, но и понимание механизмов их осуществления. Таким образом, идея о зависимости свойств веществ от строения наполняется богатым и глубоким содержанием на завершающем этапе обучения.

На основании сказанного можно прийти к выводу, что содержание учебного материала курса химии требует совершенствования методов обучения прежде всего в направлении все большего приобщения учащихся к методам познания и мышления в химии, которые характеризуются постоянной опорой на теорию при объяснении поведения веществ в химических процессах, при прогнозировании условий и результатов тех или иных превращений, постоянном соотнесении наблюдаемых в химических опытах изменений с явлениями микромира и установлении между ними причинно-следственных связей. В свете этой главной, обусловленной содержанием тенденции совершенствования методов обучения химии можно лучше понять роль и оценить эффективность каждого отдельного метода на уроке и всей их системы в опыте учителя.

В настоящее время в методике обучения химии, как и вообще в педагогике, особое внимание обращается на эффективность методов: на то, какое воздействие они оказывают на учащихся; как управляют процессом учения и развивают химическое мышление, какого характера (воспроизводящего или поискового) познавательную деятельность школьников вызывают, насколько стимулируют их к работе, воспитывают и т. д. Именно содержание методов, а не одно внешнее благополучие, создаваемое разнообразием видов деятельности на уроке и применением всевозможных средств обучения, является фактором, определяющим успех современного урока химии. Поэтому характерной чертой совершенствования методов можно считать усиление их активизирующего, развивающего влияния на учащихся. Развитие методов в этих направлениях ведет к ещё большему их соответствию целям и содержанию обучения Химий в школе. В опыте хороших учителей важная роль отводится проблемному построению процесса обучения, существенным элементом которого являются самостоятельные работы учащихся.

Проблемное построение учебного процесса на уроках химии. Логика учебного материала по химии создает объективную основу для организации поисковой деятельности учащихся на уроках. Однако, чтобы ее стимулировать, важно не только назвать задачу урока или поставить вопрос, а прежде всего обеспечить понимание того, почему возникла такая задача, вызвать интерес к ней и. внутреннюю потребность найти ответ. Методику современного урока и отличает ясная направленность всех действий учителя и учащихся с первых минут урока на решение определенной учебной проблемы.

Обучение строится так, что интерес к вопросу, который будет изучаться, зарождается еще на предыдущем уроке, когда учащиеся, получив новое знание, высказывают догадки о том, какие следствия можно вывести и что объяснить на его основе. Предложенное нм домашнее задание частично показывает, в каком направлении нужно сосредоточить свои усилия, какие знания нужно восстановить в памяти, какими умениями вооружиться, чтобы быть готовыми к разрешению возникающих вопросов. Проверка такого домашнего задания во вводной части нового урока подчиняется цели успешного решения учебной проблемы, а не только, как это нередко бывает, контроля за работой учащихся. Все другие вопросы, которые обсуждаются в первой части урока, и ответы, за которые учитель выставляет отметки, также преследуют ясно осознаваемую учащимися цель лучшей подготовки к решению главной задачи. Здесь особенно важно припомнить такие факты и теоретические положения, при соотнесении которых возникает противоречие.

В методике химии выявлено несколько наиболее типичных случаев противоречий в содержании учебного материала, которые могут стать основой проблемных ситуаций на уроке. Вот наиболее часто используемые:

  1. между имеющимися у учащихся теоретическими представлениями и новыми фактами;
  2. между известными фактами и новыми теоретическими знаниями;
  3. между возможными различными следствиями из теории;
  4. между различными фактами, с которыми знакомятся учащиеся.

Всем учителям известно, что содержание курса химии богато материалом, отражающим научные проблемы и результаты их разрешения. Однако, если на уроке проблема сразу называется учителем и он же сообщает о том, как она решалась в науке, то проблемная ситуация не создается. Научная проблема может стать учебной в том случае, если в процессе организованной учителем работы на уроке учащиеся сами обнаружат противоречие, которое вызовет у них познавательный интерес. Например, так раскрывается перед учащимися физическая сущность периодического закона в VIII классе на основе показа фантов расположения некоторых элементов в периодической таблице вопреки положению о возрастании атомных масс. Проблемно обсуждается вопрос о поисках связывания атмосферного азота и производстве аммиака в IX классе. На уроках в X классе учащиеся знакомятся с гипотезой о гибридизации электронов при образовании молекул в процессе решения проблемы, возникшей из противоречия знаний о наличии всего двух, неспаренных электронов в атоме углерода и факта о его четырехвалентности.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт