МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ ХИМИИ


Чаще всего в этих случаях используется метод проблемного рассказа или эвристической беседы.

Учитель сам излагает материал тогда, когда нужно раскрыть перед учащимися исторический путь решения научного вопроса, показать борьбу разных идей, подчеркнуть роль ученых, подвести к выводам мировоззренческого характера. Например, говоря о получении веществ с нужными свойствами, учителя проводят мысль о том, что на первых этапах развития науки исследователи «учились у природы», разгадывая свойства и строение природных материалов, затем, поняв закономерности, нашли способы получения новых веществ. Об этом идет речь при изучении минеральных удобрений в IX классе, каучука, искусственных и синтетических волокон в X классе и в других случаях. Учащиеся лучше осознают важную задачу химии — заменить природные материалы искусственными в промышленно-технических областях. На таких уроках всегда обращается внимание на решения КПСС в области химизации народного хозяйства нашей страны.

В обучении химии наряду с раскрытием крупных научных проблем нередко можно и сравнительно частный вопрос обсудить как исследовательскую задачу. Такие возможности постоянно ищут и находят передовые учителя, чтобы успешнее развивать у учащихся химическое мышление. Такая работа, как правило, требует применения разнообразных методов — беседа по поводу результатов эксперимента, выполнение заданий в процессе самостоятельной работы с использованием различных средств наглядности, в том числе и экранных пособий. Рассмотрим ряд примеров.

VII класс. Урок на тему «Реакция замещения». На этом уроке учащиеся должны разобраться в атомно-молекулярной сущности неизвестного им типа химических реакций, понять их отличие от изученных ранее типов: разложения и соединения. Какое противоречие может быть положено в основу проблемного построения учебного процесса на этом уроке? Чаще всего учителя используют противоречие между имеющимися теоретическими представлениями и новыми фактами.

Учащиеся пока знают два случая химических превращений: соединение и разложение веществ. Таковы их теоретические знания по этому вопросу. Во вводной части урока учитель организует повторение изученных типов реакций. Поскольку признаки понятий «реакция разложения» и «реакция соединения» наиболее отчетливо проявляются при их сопоставлении, то для повторения и закрепления их лучше всего предложить учащимся самостоятельно проанализировать ряд химических уравнений и сгруппировать их по сходным существенным признакам изученных типов реакций. Учитель так и поступает, организуя самостоятельную работу.

Задание.

Расставьте, если нужно, коэффициенты в приведенных схемах реакций и укажите, какие из них относятся к реакциям разложения, какие — к реакциям соединения:

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ ХИМИИ

(Задание имеет 2 аналогичных варианта.)

При обсуждении результатов работы учитель задает вопросы, чтобы повторить и другие важные понятия: химический элемент, простое вещество, сложное вещество. Учащиеся не только должны воспроизвести определение этих понятий, но и привести примеры, используя указанные в задании вещества.

Очень важным для успеха урока является то, чтобы учащиеся различали химический элемент в соединении и химический элемент в свободном состоянии (в составе простого вещества). Поскольку в основе проблемы урока будет опыт, в котором важным «действующим лицом» будет медь, то целесообразно повторить различие названных понятий на примере веществ, содержащих медь. Поэтому учитель демонстрирует медную фольгу и медный купорос, предлагая учащимся разобраться, в каком случае медь — простое вещество, а где медь находится в составе сложного вещества в виде атомов, связанных с атомами других элементов. Обращается внимание на характерный красноватый цвет металлической меди и на голубой цвет растворов и кристаллов соединений меди.

На этом подготовка учащихся к восприятию проблемы заканчивается. Теперь учитель предлагает проделать лабораторный опыт, чтобы познакомиться с примером еще одной интересной реакции и на основании ее признаков решить, к какому типу реакций ее можно отнести. Учащиеся выполняют опыт, в процессе которого железный предмет (гвоздь, кнопка и т. п.), опущенный в голубой раствор хлорида меди, покрывается красным налетом меди, а голубая окраска раствора постепенно исчезает, раствор желтеет.

Учитель проводит беседу по обсуждению результатов наблюдений. Данные опыта не позволяют подвести эту реакцию под известные теоретические представления о разложении и соединении веществ. Действительно, состав взятых веществ известен: Fe и СuСl2. Известно также, что получилось простое вещество — медь. Значит, о реакции соединения не может быть речи. Тогда, может быть, реакция разложения? Если так, то, кроме меди, должен бы выделиться хлор. Учитель показывает газ хлор, заранее собранный в закрытую колбу, и предложение отвергается, поскольку такой газ в этой реакции не выделяется. Учащиеся видят противоречие, осознают недостаточность своих теоретических знаний, решение проблемной задачи: к какому типу может быть отнесена данная реакция и каковы ее существенные признаки — теперь вызывает познавательный интерес учащихся. Обсуждается путь решения: выяснение состава другого вещества, которое получается в реакции одновременно с легко обнаруженной медью, а затем анализ атомно-молекулярной сущности реакции.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт