ВОПРОСЫ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИИ С УЧЕТОМ ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УЧЕБНОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ


В учебный процесс современной школы все шире внедряются методы, активизирующие познавательную деятельность школьников, стимулирующие развитие их умственных сил и способностей. Применение этих методов в обучении призвано совершенствовать навыки самообразования, обеспечивать подготовку учащегося к учебной и трудовой деятельности после окончания школы.

Эффективность применения разнообразных методов и приемов обучения выявляется в процессе контроля знаний, который осуществляется как учителем, так и администрацией школы.

Цели проверки знаний, которая проводится учителем, целиком определяются конкретными задачами процесса обучения. С помощью проверки и оценки учитель и учащиеся подводят промежуточные и конечные итоги учебной работы, корректируют и совершенствуют его результаты. Цели внутришкольного контроля шире и значительней. Действительно, перед учителем-предметником — ученик, овладевающий основами одной научной дисциплины. Перед директором, завучем — ученик, воспитываемый всей системой школьного обучения. В поле зрения учителя, как правило, — результаты овладения школьниками знаниями и умениями, специфическими для изучаемого предмета. В поле зрения коллектива учителей — результаты овладения школьниками учебной деятельностью в целом. Учитель оказывает воспитательные воздействия на ученика средствами одного предмета, руководитель наблюдает за всесторонним развитием личности школьника, с помощью учительского коллектива направляет и корректирует этот процесс.

Вместе с тем наблюдения показывают, что эти важные цели внутришкольного контроля знаний не всегда принимаются во внимание, недостаточно реализуются в практике работы школы. Очень часто задания для проверки знаний в рамках внутришкольного контроля дублируют задания учителя, результаты их выполнения анализируются односторонне, достоинства и недостатки учебных достижений школьников по разным предметам не сопоставляются, да и сама проверка оказывает малое влияние на последующее обучение. Действенность внутришкольного контроля знаний и умений была бы гораздо выше, если бы он исходил из общих целей обучения, которые объединяют различные школьные предметы, был направлен на проверку усвоения тех компонентов познавательной деятельности, которыми школьники овладевают в процессе обучения всем школьным научным дисциплинам. В советской педагогике процессы образования и развития рассматриваются как средство коммунистического воспитания личности, направлены на формирование высоких духовных мотивов учения, на воспитание активной жизненной позиции учащегося.

Если в зарубежной, в частности американской, школе господствующая в педагогике модель научения на первый план выдвигает формирование внешних поведенческих реакций, то в советской школе усвоение учащимися опыта деятельности рассматривается наравне и в единстве с предметным содержанием научных дисциплин. Важнейшим аспектом этого содержания являются мировоззренческие понятия и идеи, дающие представление об объективной картине мира, диалектических законах развития природы, общества и самого познания, а также об основах коммунистической нравственности. Поэтому учебная деятельность школьников становится, по выражению А. Н. Леонтьева, «одной из форм присвоения действительности и ее изменения», формой овладения методами познания.

В типовых программах по всем школьным предметам, на основе которых составлены усовершенствованные программы для школ всех союзных республик, требования к знаниям, умениям и навыкам стали важнейшей частью характеристики основных планируемых результатов обучения. Требования включают в себя, во-первых, описание того, что должен знать учащийся в итоге изучения каждой школьной научной дисциплины, в конце каждого года обучения. Сюда отнесены основные факты, понятия разной степени обобщенности, закономерности, идеи, концепции, принципы, законы, теории, художественные явления и образы, лингвистические категории, методы науки и др. В требованиях охарактеризованы, во-вторых, основные умения и навыки, способы деятельности со знаниями, которыми должны овладеть учащиеся. Существенный компонент требований — характеристика качества учебной подготовки школьников, уровня овладения ими и знаниями, и умениями. Разработка этой стороны требований особенно сложна и трудоемка, требует длительных экспериментальных исследований, проверки практикой преподавания. Сейчас предполагаемое качество знаний школьника описано в усовершенствованных программах в указаниях к проверке и оценке знаний. В них кратко характеризуются уровни знаний учащихся, нормы оценок.

Цель настоящей статьи — охарактеризовать задания для внутришкольного контроля знаний, которые составлены с учетом единых требований к учебной деятельности школьников. Возможности применения таких заданий показаны на материале предметов естественно-математического (биология) и гуманитарного (литература) циклов.

В дидактике и методиках обучения учебная деятельность понимается как основные умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся. «Умения,—по словам Н. Д. Левитова,— успешное выполнение действия или деятельности с выбором и применением правильных приемов работы и с учетом определенных условий». В психологической и дидактической литературе сегодня еще нет исчерпывающей классификации умений, достаточно полно представляющей учебную деятельность школьников. Умения выделяются по разным основаниям, каждое из которых характеризует учебную деятельность с различных сторон.

Требования к учебной подготовке школьников, охарактеризованные в типовых программах, включают в себя три основные группы умений:

  1. специальные умения,
  2. умения рационального учебного труда,
  3. интеллектуальные умения. Эти группы умений были выделены И. И. Кулибабой. Сходную классификацию мы находим в работах Т. И. Шамовой.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт