О СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ


Эффективность проявления в учебном процессе важнейшей педагогической закономерности— единства обучения, воспитания и развития учащихся определяется умением учителя использовать объективные возможности содержания биологического образования и методов обучения. ЦК КПСС указывает на необходимость «добиваться органического единства учебного и воспитательного процессов, формирования у учащихся… научного мировоззрения, высоких морально-политических качеств, трудолюбия. Прививать учащейся молодежи интерес к политическим знаниям, всемерно развивать их общественную активность». Школе принадлежит большая роль в реализации сформулированных в этом постановлении задач. Все качества, определяющие моральный облик советского человека,— коммунистическая сознательность, любовь к труду, патриотизм, гуманность, интернационализм воспитываются под воздействием педагогов.

В целях более, успешного решения задач обучения, воспитания и развития учащихся существенной доработке подверглось содержание школьного биологического образования. В усовершенствованной программе оно разгружено от второстепенного материала, усложненных вопросов, приведено в соответствие с достижениями биологической науки, пересмотрена практическая часть программы — лабораторные работы, экскурсии, летние задания с учетом задач охраны природы. Усовершенствование программы позволит учителю направить усилия на усвоение школьниками основ биологической науки: знаний строения и функций биологических систем, закономерностей индивидуального развития организмов и исторического развития органического мира, ведущих экологических закономерностей и взаимоотношений человека с природой, путей использования законов живой природы в практике народного хозяйства.

В процессе усвоения основ наук учащиеся должны овладеть учебными умениями, что должно способствовать повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний и овладение учебными умениями — необходимое условие формирования их научного мировоззрения, атеистических взглядов, гигиенического, экологического, трудового и нравственного воспитания.

Усовершенствование программы по биологии, включение во многие темы всех курсов дополнительного материала по гигиене, экологии, вопросов политехнического характера —одно из важных условий успешного решения задач обучения, воспитания и развития учащихся. Действующая программа позволяет от темы к теме, от курса к курсу последовательно раскрывать экологические закономерности, систематизировать знания учащихся на разных этапах обучения, подводить школьников к широким обобщениям, к ясному пониманию проблемы взаимоотношения природы и общества, развивать у них знания о научных основах охраны природы, прививать бережное отношение к ней, привлекать к участию в природоохранительной деятельности.

В программе ставится задача гигиенического и полового воспитания учащихся. В содержании курса VIII класса усилены анатомо-физиологические основы гигиенического воспитания, в программу по общей биологии включен вопрос о вредном влиянии алкоголя и никотина на развитие организма человека.

Перед курсом биологии четко ставится задача формирования диалектико-материалистического мировоззрения и атеистического воспитания учащихся. Это значит, что в процессе обучения необходимо шире использовать биологические закономерности и теории для обоснования фактов, процессов и явлений живой природы, на основе теоретических знаний делать мировоззренческие выводы.

На более успешное решение задач обучения, воспитания и развития учащихся в процессе преподавания биологии ориентирует раздел программы «Основные требования к знаниям и умениям учащихся», в котором определен основной круг знаний, практических, интеллектуальных и общеучебных умений школьников по каждому классу.

Успешность решения сформулированных в усовершенствованной программе задач обучения, коммунистического воспитания во многом зависит от реализации межпредметных связей, которые указаны к темам курсов биологии. В процессе обучения необходимо привлекать тот\’ минимум усвоенных по другим предметам знаний, без которых невозможно проникнуть в сущность биологических явлений, сделать широкие обобщения и подвести учащихся к пониманию научной картины мира. Для того чтобы убедить школьников в материальном единстве природы, надо научить их связывать знания по отдельным дисциплинам в единую систему. Межпредметные связи, отражая объективные взаимосвязи в природе, представляют собой важнейшее условие для формирования знаний об окружающем мире в целом, для диалектико-материалистического понимания протекающих в нем процессов.

Таким образом, введение в школе усовершенствованной программы по биологии направлено на более успешное решение учебно-воспитательных задач. В то же время эффективность решения поставленных в усовершенствованной программе задач достижения высокого уровня знаний, коммунистического воспитания и развития познавательной самостоятельности учащихся в большей степени зависит от методов обучения, от определяемых ими видов учебной деятельности школьников.

Методы обучения как упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, выполняют в учебном процессе три взаимосвязанных функции — обучающую, развивающую и воспитывающую. В дидактике и теории воспитания разработаны различные системы методов, многие из которых используются учителем в школьной практике для достижения — целей усвоения учащимися знаний, осуществления их умственного развития, формирования коммунистических убеждений и высоких нравственных качеств личности.

Существуют различные классификации методов обучения (по источникам знаний, по дидактическим целям, по характеру познавательной деятельности учащихся и др.), из которых в методике биологии и в школьной практике наибольшее распространение получила система методов по источникам знаний: лекция, рассказ, беседа, наблюдение, эксперимент, практическая работа, демонстрация экранных пособий, работа с учебником. В теории воспитания выделяют методы убеждения (рациональная деятельность), упражнения (практическая деятельность), оценки (эмоциональная сфера). Эти методы используются совместно, они дополняют друг друга и органично включаются в методы обучения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт