ВОПРОСЫ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИИ С УЧЕТОМ ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УЧЕБНОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ


Понимание особой роли умений рационального учебного труда и интеллектуальных умений для общего и умственного развития учащихся требует существенной перестройки практики внутришкольного контроля. Среди заданий, направленных на проверку усвоения результатов обучения по каждому учебному предмету, во внутришкольном контроле большое место должны занять задания, выявляющие уровень развития учащихся и их способность самостоятельно пополнять свои знания.

Включение таких заданий в административную проверку дает возможность не только судить об уровне учебной подготовки школьников, но и о направленности всего учебного процесса на достижение развивающего эффекта обучения. Тем самым средствами внутришкольного контроля в еще большей мере можно будет способствовать решению задачи, поставленной на XXV съезде КПСС перед советской школой: «…прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической, информации».

Опыт массовой проверки знаний показывает, что задания подобного рода помогают оценить овладение учащимися общими для разных предметов умениями учиться, направляют внимание учителей на систематическую работу по их формированию.

Покажем возможность использования заданий, направленных на проверку сформированности умений работать с книгой, на внутришкольном контроле знаний, умений и навыков учащихся. Ведь именно учебник, последовательно раскрывающий содержание программы, и является основным источником, из которого школьники в процессе обучения приобретают разно-

образные знания. Не случайно сформированность умений пользоваться учебником — одно из доказательств выполнения поставленной перед школой задачи — научить учеников учиться. Эти умения являются важнейшей составной частью содержания обучения и включены в требования к знаниям и умениям в усовершенствованных программах по многим предметам.

Обучение умениям этого типа начинается еще в начальной школе. Задача, стоящая перед администрацией, — выявить, как происходит развитие этих умений на последующих этапах обучения. В средних классах важно проверить, могут ли школьники быстро и экономно ориентироваться в учебнике, работать с его текстом и иллюстрациями, оформлять результаты своей работы в виде таблиц и схем. При подготовке проверочных вопросов и заданий важно учитывать, в каких конкретно действиях должно проявляться овладение умениями работать с книгой на каждом из этапов обучения тому или иному предмету. Так, пятиклассники на уроках ботаники должны определить, сколько глав содержится в учебнике (параграфов в главе), определить с помощью оглавления номера страниц, на которых излагается необходимый для работы учебный материал, определить, пользуясь оглавлением, основное содержание главы учебника: прочитать текст и рассказать, о чем в нем идет речь, выделить в тексте главные мысли; разделить содержание текста на смысловые части, озаглавить их и составить план текста, пересказать содержание параграфа по плану найти в тексте сведения, необходимые для ответа на вопрос, найти на рисунке необходимые объекты, классифицировать их (например, найти органы растений, определить тип корневой системы, участки корня, форму листьев, тип соцветия, плодов), использовать условные обозначения, принятые на рисунке (цифровые и др.), сравнить объекты, изображенные на рисунке, и т. п.

На характер этих действий немаловажное влияние оказывают возможности каждого учебника и даже его составных частей.

Так, структура учебника ботаники позволяет научить школьников использовать только такую составную часть его аппарата ориентировки, как оглавление. На уроках зоологии школьники имеют возможность познакомиться с принципами работы с указателями терминов, имеющихся в учебнике, справочными материалами, строкой над текстом страницы — колонтитулом, научиться использовать шрифтовые обозначения, принятые в учебнике по этому предмету.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт