ВОПРОСЫ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИИ С УЧЕТОМ ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УЧЕБНОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ


Первая группа умений — специальные (или частные) умения— формируется у учащихся в процессе изучения конкретных учебных предметов. Она выделена по направленности на компоненты предметного содержания образования, на материал обучения, т. к, специфика содержания учебного предмета существенно влияет на способы деятельности, способы оперирования с ним. Так, для предметов естественнонаучного цикла характерны умения наблюдения фактов живой и неживой природы и подтверждение экспериментальным путем основных законов каждой научной дисциплины. Для предметов языкового цикла характерны методы лингвистического, анализа и коммуникативные умения. Предметам гуманитарного цикла присущи

особые методы анализа научных источников (исторических и художественных) и умения их объективного восприятия и личностной оценки. Для усвоения этой группы предметов характерна обусловленность учебной деятельности учащихся высокими гражданскими мотивами, перенос ее в сферу самосознания, на личность обучающегося. Такая суммарная характеристика специальных умений, естественно, не может быть исчерпывающей. Каждый учебный предмет, а в иных случаях отдельные его темы и разделы требуют овладения особыми умениями.

Так, на уроках биологии школьники обучаются умениям устанавливать филогенетические связи различных групп растений и животных, объяснять факты приспособленности растений и животных к окружающей среде, устанавливать связь строения и функций органов, объяснять естественнонаучные причины многообразия и исторического развития животного мира, обосновывать происхождение человека от животных предков и др. Овладение этими умениями играет большую роль в формировании основ диалектико-материалистического мировоззрения школьников, в воспитании убеждений учащихся в несостоятельности религиозных взглядов на происхождение жизни, растений, животных, человека.

Наиболее специфическими для усвоения литературы являются умения восприятия, анализа и оценки литературного произведения. Школьники учатся выделять различные компоненты текста произведения, воссоздавать в процессе чтения образы, созданные словом писателя, осознавать смысловой вес и оценочную функцию художественного слова, согласно авторским намерениям сопоставлять и противопоставлять образы текста, объяснять смысл этих образов и выражать личностное отношение к ним, истолковывать субъективно-авторское отношение к изображенному, идейное содержание и объективное, жизненное значение всего произведения.

Именно в этих умениях находит свое отражение эмоционально-образная природа художественного познания. Усвоение этих умений неразрывно связано с развитием творческого воображения, образного мышления, эстетического чувства учащихся. Только на основе целенаправленного руководства учебной деятельностью школьников и возможно полноценное овладение ими произведением искусства слова и умениями его анализа и оценки. Другое дело, что само руководство учебной работой должно исходить из особенностей этой деятельности: учитывать единство ее эмоционально-воссоздающей и мыслительно-эвристической сторон, ее обусловленность неповторимыми особенностями художественного произведения и поэтому неизбежную вариативность умственных действий и операций, тесную связь тех из них, которые готовят школьников к постижению идейного смысла образов, и тех, в которых и совершается. творческий акт его осознания и эмоционального переживания.

Ясно, что чем ярче учащийся представляет картины и образы, рисуемые писателем, чем эмоциональнее реагирует на художественное слово, тем быстрее и глубже начинает использовать теоретико-литературные сведения для анализа литературного произведения. Методически ошибочным представляется усвоение и применение этих сведений до того, как школьники приобрели достаточный читательский опыт, знание самой литературы. В этом случае всегда существует опасность, что школьники потеряют интерес к чтению, к осмыслению тех живых впечатлений, которые они получают в процессе восприятия художественной книги. Зато, когда усвоение теоретических понятий тесно связано со знанием самой литературы, они углубляют методы ее анализа, становятся критериями оценки литературного произведения. Особую роль играют такие методологические понятия, изучаемые в старших классах, как понятия партийности, народности, классовости искусства, как понятия о единстве содержания и формы, об эстетических отношениях искусства и действительности. Углубляя и обобщая знания о литературе, направляя анализ и оценку литературных произведений, эти понятия ложатся в основу мировоззрения школьников, их отношения к действительности.

В живом процессе восприятия и анализа литературного произведения обогащается речь школьников. Впечатления от прочитанного, понимание смысла образов, отношение к ним выражается в речи, которую совершенствует художественное слово произведения. Овладение же необходимым лексическим запасом в области морали, эстетики, философии, в свою очередь, обогащает восприятие, анализ и оценку литературного творения.

Вторая группа умений — умения рационального учебного труда. Эти умения являются общезначимыми для учебного познания. Сущность этих умений исследователи видят в самоорганизации, саморегуляции познания, то есть рассматривают как умения управлять своей психической деятельностью. Вместе с тем умения учебного труда могут быть охарактеризованы и по другому признаку — по направленности их на разнообразные источники обучения (научную и художественную литературу, учебные тексты, справочники и таблицы, карты и схемы, макеты и муляжи и т. д.) Общим для учебной деятельности с этими источниками знаний являются умения организовать свою работу с ними; пользоваться знанием формы этих источников (естественного и условного языка, составных частей и их назначения и др.) для анализа их содержания, применять содержание этих источников для решения различного рода познавательных задач, оформлять результаты работы с различными источниками знаний. Включение этого признака помогает охарактеризовать эту группу умений более широко, в единстве практической и теоретической, внешней и внутренней учебной деятельности. Поэтому И. И. Кулибаба, систематизируя эти умения, назвал их умениями рационального учебного труда.

Как уже говорилось, источники знаний, которыми школьники пользуются на уроках, чрезвычайно разнообразны. Это и специфические для каждого предмета источники, и общенаучные, характерные для всех предметов. На уроках биологии школьники обучаются проводить наблюдения за растениями и животными, уметь пользоваться определительными таблицами, рациональными способами работы с гербариями, чучелами, влажными препаратами и другими натуральными объектами. На уроках литературы школьники овладевают необходимыми способами деятельности с художественным текстом и литературно-критической статьей, воспоминаниями о писателе и его высказываниями о своем творчестве. Все эти источники требуют в работе с ними особого подхода и вместе с тем наиболее точных, экономных способов наблюдения, осмысления, анализа.

Однако общими для уроков биологии и литературы, как и для уроков по другим предметам, являются общенаучные источники знаний, и прежде всего — учебная книга. Овладение рациональными способами работы с учебником помогает более успешному усвоению знаний.

Общими для всех предметов можно считать также умения эффективно организовывать свою учебную работу: целенаправленно планировать ее ход, контролировать, корректировать и оформлять ее результаты.

Умения третьей группы — интеллектуальные умения — представляют собой ядро учебной деятельности. Они являются наиболее общими, объединяют все школьные предметы. Однако при усвоении каждой из учебных дисциплин эти умения приобретают специфический характер, отражая своеобразие ее содержания и особенности познания. Так, на уроках биологии школьники обучаются проводить анализ строения растений, животных, клеток, тканей и органов человека. Они мысленно расчленяют растения на существенные части и описывают в определенной последовательности и соподчинении, выделяют у растений и животных таксономические признаки различных систематических категорий, признаки приспособленности к среде обитания. При описании систем органов человека выявляют морфологические, функциональные и регуляторные связи между органами и т. п. Овладевая синтезом, ученики устанавливают взаимосвязи между организмами клетки, органами растений, животных и человека, организмами в сообществах и т. д.

Умением сравнивать школьники овладевают при выяснении морфологических, экологических и таксономических особенностей растений и животных, при сопоставлении растений и животных разных или одного уровня организации, сравнивая ткани человека, форменные элементы крови, кровеносные сосуды, виды рефлексов и т. д.

Аналитико-синтетическая деятельность учащихся с произведением искусства имеет свои существенные особенности. Ее основа — это образное мышление, неразрывно связанное с творческим воображением и нравственным и эстетическим чувством. Единство этих процессов и определяет своеобразие умений восприятия, анализа и оценки литературного произведения, которые формируются у учащихся в процессе обучения литературе.

При этом аналитическая деятельность школьников протекает в неразрывной связи с синтетической, конкретизация неотделима от обобщения, установление причинно-следственных связей — от предвидения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт