X

Занятия по интересам

Это форма организации деятельности, призванная помочь детям найти любимое дело, побудить их к творчеству. Такие занятия проходят в обстановке необычности. Красочные афиши возвещают, что скоро для детей откроют двери «Домик Карандаша и Кисточки», «Комната Буратино», «Мастерская Винтика и Гвоздика», «Теремок» и «Музыкальный уголок». Количество, таких творческих комнат зависит от наличия помещения — учебных и игровых комнат, музыкального класса. Целесообразно объединить детей параллельных подготовительных классов, и тогда количество помещений удвоится.

Занятия в творческих комнатах одновременно проводят оба воспитателя или учителя,привлекаются библиотекарь и учитель музыки, а также, по возможности, родители детей и старшеклассники. За несколько дней до занятия педагоги рассказывают детям, что в «Домике Карандаша и Кисточки» можно нарисовать и сделать коллективное панно из засушенных листьев, в «Комнате Буратино» дети будут учить интересные стихи и в костюмах их инсценировать, в «Мастерской Винтика и Гвоздика» из конструкторов можно будет сделать ракету или «машину будущего», в «Музыкальном уголке» будет создан оркестр детских музыкальных инструментов, в «Теремке» можно научиться изготовлять из соломки, шишек и веточек поделки, научиться печь вафли. Некоторые дети сразу записываются у учителя в тот или иной уголок, другим надо дать время подумать, а некоторым и помочь выбрать себе занятие.

В день проведения занятия по интересам в группе царит атмосфера. Праздника. Работу для детей следует спланировать так,чтобы ее можно было выполнять примерно за 30 минут и дети могли увидеть результаты своего» труда, получили бы удовлетворение и радость. В конце занятия все детские работы собираются в одной комнате (или двух), где открывается «Свободная мастерская». Она действует между занятиями по интересам (которые снова будут организованы, допустим, через месяц), И в ней ребята, самостоятельно или под руководством взрослых, могут продолжить свою работу, сделать что-то новое. Здесь же собираются и те маленькие коллективы, которые образовались во время занятия в «Комнате Буратино» и в «Музыкальном уголке», чтобы еще раз повторить песню, стихи и пр. В течение года каждый ребенок должен попробовать свои силы во всех видах творчества.

Преимущество такой организации занятий состоит в том, что в одно время с каждым взрослым находится небольшое число младших школьников (10-14), поэтому каждый педагог имеет возможность больше уделить внимания детям, посоветовать, помочь, ободрить каждого в отдельности. Ребята, объединенные в небольшие группы, лучше узнают других ребят из своего и параллельного класса, привыкают к другим учителям и воспитателям. Главное в том, что обстановка занятий приближается к домашней и способствует раскрепощенности детей, их большей свободе в проявлении замыслов и выражении чувств.

Завершается данная работа в конце года праздником «Труда и красоты». На нем организуется выставка детских изделий и рисунков, исполняются танцы, песни, выступает оркестр, читаются и инсценируются выученные стихи и сказки. Важно: каждый ребенок показывает, чего он достиг во всех этих видах творческой деятельности.

Интересными для ребят и продуктивными в плане воспитательном могут стать такие обобщающие занятия, которые становятся итогом воспитательной работы не по одному, а сразу по нескольким ее направлениям. В таком качестве, например, выступает игра «Идем в концертный зал».

«Идем в концертный зад»

Цель — с одной стороны, закрепить навыки культурного поведения в общественных местах, с другой стороны, заложить основы слушательской культуры, воспитывать серьезного, вдумчивого, творческого слушателя, способного понимать, любить и ценить музыкальное искусство. Глубинная же идея в том, чтобы начать приучать детей к одной из важнейших форм духовной жизни человека к общению с искусством.

В предшествующие занятию дни осуществляется подготовка: воспитатель вводит детей в игровую ситуацию, рассказывает о правилах поведения в театрах, концертных залах, объясняет, почему нельзя опаздывать на концерт (а уж если это произойдет, то как надо вести себя в этом случае). Ребята заготавливают «билеты», проставляют на них места, выбирают дежурных по «залу», которые подготовят стулья и встретят посетителей, выбирают рабочих «сцены», в обязанности которых входит помочь воспитателю в работе с проигрывателем, магнитофоном, пластинками, повесить портреты композиторов. Эта предварительная работа не должна, носить будничный характер, надо всячески создавать атмосферу ожидания праздника — ведь в классе создается концертный зал, где ребята будут регулярно слушать музыку (пусть пока в записи), принимать артистов (старших-школьников, учителя музыки, учащихся музыкальных школ), а также будут выступать сами, а когда подрастут — то все вместе сходят в настоящий концертный зал.

В игре все происходит, как в жизни. Раздаются звонки, входят группами и поодиночке дети, предъявляют билетерам билеты, рассаживаются по местам, дежурные смотрят за порядком, помогают найти места. Некоторые дети играют роль «знакомых», они здороваются друг с другом, беседуют перед началом концерта. Воспитатель, играя вместе с детьми, помогает им справиться со своими ролями, поправляет, подсказывает, направляет в целом развитие игры. После третьего звонка он уже выступает в роли ведущего музыкального лектория.

Естественно, что на первом таком занятии необходимо заострить внимание на том, как надо себя вести, слушая музыку в концертном зале. Но, конечно, тоже в игровой форме,

напомнив в процессе самой игры о картинках, по которым дети изучали правила поведения (они должны быть повешены в вестибюле, в коридоре при входе в зал). После третьего звонка воспитатель говорит, что неожиданно к нему подошли зверята и куклы и тоже попросились на концерт.

Воспитатель: — Что будем делать? Разреши им вместе с нами послушать музыку?… Ведь они наши гости … А куда мы их посадим ?

Ребята (дежурные по залу) приносят скамеечки и стульчики и сажают кукол и зверят на первый ряд. После этого (без предварительного объяснения) звучит музыка — «Баба-Яга» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.

Воспитатель: — Понравилась вам музыка? … (ответы детей) … Мне кажется, что Зайчишка ничего в музыке не понял (подходит к игрушке и берет зайца на руки): он все время поворачивался то к плюшевому Мишке, то к кукле Наташе, а в самом конце музыки даже вскочил с места. Как вы думаете, он правильно вел себя? … А почему неправильно? …

Воспитателю следует направлять ответы детей таким образом, чтобы они как бы сами сделали вывод, что Зайчишка не только сам ничего не услышал, но мешал и кукле Наташе, и всем присутствующим в зале.

Воспитатель: — Вот мы Зайчишке и скажем, да и некоторым ребятам напомним, что музыку надо слушать серьезно, в тишине, а после звучания музыки тоже нельзя сразу разговаривать и шуметь, надо поразмышлять о том, что услышал, и не мешать другим разобраться в свои впечатлениях. Сейчас мы еще раз послушаем эту музыку и постараемся не повторять Зайкиных ошибок.

После второго прослушивания произведения следует похвалить и ребят и Зайчишку, потом назвать произведение и композитора, сочинившего музыку. В разговоре о музыке могут быть такие вопросы к детям:

Воспитатель: — Что может навести нас на щель, что в этой музыке воплощен образ Бабы-Яги, сказочный, фантастический? … Да, конечно, музыка была быстрая, отрывистая, «колючая», не мелодичная, не как в песнях. А какая Баба-Яга в сказках?… Какой у нее характер, какие она совершает поступки?… (нужно вспомнить сказки)… А вот теперь подумайте , могла ли музыка» рисующая Бабу-Ягу, быть нежной, ласковой, доброй?… Конечно, нет! Ведь Баба-Яга злая и вредная.

В следующий раз, когда дети снова соберутся в «концертном зале», можно уже в других формах напомнить им о правилах поведения в общественных местах и, главное, уделить больше внимания самой музыке и умению детей высказывать свое впечатление о ней, делиться своими мыслями с товарищами. Для «исполнения» можно взять музыку Р.Щумава («Альбом для юношества»), Майкапара («Бирюльки»), Гречанинова («Детский альбом»), пьесы Д.Б.Кабалевского и других композиторов.

При всей серьезности цели данной формы работы с детьми — воспитание творческого слушателя — она никак не должна превращаться в назидательно-поучающие беседы, а всегда оставаться увлекательной, ожидаемой детьми встречей с искусством. Основное — вызвать интерес к музыке, увлечь музыкой, вызвать эмоциональное удовлетворение от того, что ребенок слушает музыку вместе со своими товарищами в концертном зале, вместе с ними волнуется и радуется, и тем самым создать предпосылки к возникновению у него желания узнать о музыке еще больше.

«Народные напевы«

Уважение и любовь к своей стране, к своему народу начинается и с. восхищения незатейливыми, но прекрасными народными мелодиями, с любви к мудрым строкам сказок, к народным танцам и художественному творчеству. Внеурочное занятие «Народные напевы» как раз призвано помочь воспитателю обобщить на данном этапе работу по этой линии воспитания у детей патриотического чувства.

В каждой республике воспитатель может по типу данного занятия разработать аналогичное, посвященное творчеству своего народа. Вместе с тем предлагаемая ниже разработка занятия по мотивам русских сказок должна также остаться в плане воспитательной работы, так как даст возможность сравнить творчество русского народа с творчеством других народов нашей страны, выявить сходство и различие, особенности национальной культуры, и оно, несомненно, сыграет роль в воспитании интернационального чувства.

Подготовительная работа к занятию заключается в создании рисунков на темы народных сказок, в выучивании стихов, поговорок, пословиц, загадок, потешек, в приготовлении костюмов (в русском стиле) или их элементов — платочек, косыночка, расшитый воротник, поясок, кокошник и пр. Делается теремок (там будет сидеть сказочник), устраивается небольшая выставка народно-прикладного искусства — ложки, расписные коробочки, туески, полотенца, игрушки. Надо продумать, как посадить детей: можно сесть полукругом на. ковер перед теремком, можно в рядок, как на завалинке …

цель — расширить представление детей о народном творчестве, народных песнях, сказках. Через чувства, выраженные в народной музыке, дать представление о жизни родного народа, о богатстве его души, качествах характера.

Занятие начинается со звучания медленной мелодии русской народной песни (без слов, в оркестровом изложении). Под эту музыку воспитатель (или кто-то из старших ребят, кому можно поручить роль сказочника), одетый в русский костюм, величаво проходит в красочно расписанный теремок и открывает оконце. Он говорит, подражая сказителям, нараспев.

Сказочник: — Давно — давно это было… У доброго Деда-Мороза и красавицы Весны родилась дочь невиданной красоты. Назвали ее Снегурочкой. Хорошо жилось Снегурочке в Лесу: с зайчатам и бельчатами она день-деньской играла в прятки, нянчила медвежат, птицы пели ей свои песни, а когда Снегурочка отдыхала на лесной полянке, все цветочки танцевали вокруг нее, протягивая к ней разноцветные головки… И вот однажды Снегурочка встретила в лесу людей. Она спряталась и долго наблюдала, как они водят хороводы, слушала их песни, а когда они ушли, Снегурочка незаметно проводила их до опушки и с тех пор с нетерпением ждала, когда они придут снова … Со временем Снегурочка так сильно полюбила людские песни и танцы, что забыла свои лесные забавы и решила. пойти жить, к людям. Протяжные песни она любила, за их нежность, задумчивость, нравились ей и веселые, задорные плясовые наигрыши… Сейчас мы послушаем одну из песен.

Может быть ,ее слышала когда-то и Снегурочка …

Звучит «Во поле березка «стояла» (лучше без слов).

Дети наверное, ее узнают и захотят спеть.

Сказочник выходит из теремка.. Он обращает внимание ребят на расписные узоры вышивок, деревянных ложек, рассказывает о народных умельцах. Все эти узоры воплощались и в изгибах русских мелодий, в рисунках народных танцев-хороводов. Сказочник говорит и о хороводницах — эти девушки были лучшими затейницами и запевалами, они-то и придумывали разные движения хоровода, которые напоминали узоры. Из ребят выбирается хороводница ( поначалу ею может быть сам воспитатель). Исполняется русский хоровод под одну из народных песен, например, «А я по лугу», «Сеяли девушки яровой хмель», «Со вьюном я хожу», Если песня детям окажется знакомой, они могут подпевать.

Хоровод исполняется простым хороводным шагом. Он отличается от обычной ходьбы несколько большей плавностью и устремленностью. Девочки идут спокойно, сдержанно, опустив руки вдоль корпуса и не раскачивая ими; мальчики идут более размашистым шагом, раскачивая руками.

Фигуры хоровода, конечно, самые простые, могут быть такими:

  • а) хороводным шагом все ребята, идут друг за другом, постепенно образуя круг. Девочка стоит впереди мальчика. У нее в руках платочек.
  • б) движение по кругу, взявшись за руки.
  • в) девочки идут к центру, постепенно поднимая платочки, взмахивают ими в центре, поворачиваются и возвращаются к своим мальчикам. Дети при этом кланяются друг другу, При поклоне их руки опушены вдоль тела, кисти рук слегка повернуты ладонью вперед.
  • г) теперь в центр идут мальчики, и, подойдя к центру, делают два притопа, потом возвращаются к девочкам и опять общий поклон.
  • д) взявшись под руки (лицом друг к другу),пары кружатся. У мальчиков свободная рука на поясе, девочки величаво взмахивают платочками.

После окончания хоровода можно разделить детей на две группы и провести в игровой форме соревнование: кто больше знает загадок, поговорок, потешек.

Ярким констрастом к этому фрагменту занятия станет звучание русской народной песни «Светит месяц» или «Ах,вы, сени» в исполнении оркестра русских народных инструментов. Ребята узнают о народных инструментах и убеждаются, что звучание оркестра очень хорошо передает стихию русской пляски, радостного праздника, которым обычно заканчивалось народное гулянье. Здесь уместно показать детям иллюстрации к сказкам, в которых говорится о народном веселье. Сказочник-воспитатель может предложить детям движением рук изобразить «игру» на воображаемых музыкальных инструментах: «трень-брень» на балалайке, разводить меха гармошки, играть на дудочке; а также поиграть на настоящих ложках, погремушках, трещотках. Получается целый «оркестр». Не беда, что не у всех есть настоящие инструменты — самый лучший инструмент это наши руки. Ими можно исполнять музыку на любом «инструменте», и к тому же делать разные хлопки: открытыми ладонями, кулачками, шлепками. А ногами можно исполнять притопы. Звучит музыка,и дети включаются в ее «исполнение». Когда музыка заканчивается, все успокаиваются, рассаживаются, как в начале занятия. Сказочник идет в теремок.

Сказочник: — Понятно вам, ребята, за что Снегурочка так полюбила русские народные песни и пляски, музыку и сказки?., (ответы детей)… Конечно, за то, что в сказках всегда побеждают сильные, красивые, умные и добрые герои… А какие разнообразные русские песни: и печальные, и нежные, и протяжные, а то вдруг такие веселые и задорные, что ноги сами идут в пляс! А какие меткие и мудрые пословицы и поговорки, веселые потешки… Но настала пора нам с вами прощаться. Дома. вы обязательно расскажите, почему Снегурочка пошла жить к людям, за что она их полюбила.

Опять звучит плавная музыка. Сказочник закрывает оконце теремка, выходит и кланяется ребятам. Дети тоже отвечают ему русским поклоном.

admin: