X

Часть 5. Тренируем руку -развиваем навыки письма

В предисловии к этому разделу вы найдете информацию с практической точки зрения не менее важную, чем сами упражнения. Поэтому ознакомьтесь с ней прежде, чем приступите к занятиям с малышом.

Что необходимо знать о навыках письма? Овладение навыками письма — процесс длительный. Он начинается задолго до того, как ребенок садится за парту и осваивает прописи. Согласно физиологической норме, умение манипулировать предметами, совершая мелкие точные движения, формируется у маленького человечка только к 6—7 годам. Но до этого ему необходимо освоить множество иных двигательных навыков, чтобы не столкнуться с дополнительными трудностями при овладении письмом. Исключительно важно, чтобы эти базовые навыки были сформированы правильно. Помните, что исправление неправильно сформированного двигательного навыка требует много времени и усилий, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка.

Необходимо с самого начала научить ребенка:

  • правильно сидеть за столом,
  • правильно держать в руке карандаш (ручку, фломастер),
  • правильно обращаться с листом бумаги.

Во время занятий вы должны пристально наблюдать за действиями малыша и вовремя исправлять все допущенные им технические ошибки.

На что же необходимо обращать особое внимание?

 

1. Правильная посадка

Ребенок сидит за столом прямо; его голова (но не туловище) слегка наклонена вперед (но не набок!); ноги согнуты под прямым углом, обе стопы стоят на полу (всей поверхностью подошвы). Рука, не занятая рисованием или письмом, согнута в локте и лежит на столе параллельно краю (не на коленях!). Локоть рабочей руки постоянно лежит на столе (не свисает с него и не приподнимается над поверхностью).

Обучающие задачи:

  • учимся правильно держать карандаш (шариковую ручку);
  • учимся проводить прямые линии в заданном направлении.

Основное задание

Прочитайте ребенку задание: «Закончи рисунок: нарисуй тянущиеся от воздушных шариков ниточки таким образом, чтобы мальчик держал в левой руке 2 зеленых, 1 голубой и 1 синий шарик, а девочка несла в правой руке 1 желтый, 1 фиолетовый и 1 красный шарик».

Обязательно уточните, хорошо ли малыш понял и запомнил задание. Если необходимо, прочитайте его еще раз. Обратите внимание ребенка на то, что линии должны быть прямыми и непрерывными, а проводить их нужно в направлении от шарика к руке мальчика или девочки, то есть справа налево.

Вместе с ребенком проверьте, правильно ли выполнено упражнение, — сравните законченную картинку с текстом задания. Если необходимо, разберите и исправьте допущенные ошибки.

Дополнительные задания

Предложите ребенку определить, у кого из детей оказалось больше шаров, а затем сосчитать общее количество шариков.

Попросите малыша составить короткий рассказ по картинке: придумать детям имена, описать их внешность, рассказать, где они находятся и т. д.

Обучающие задачи:

  • учимся правильно держать карандаш (шариковую ручку);
  • учимся проводить прямые линии в заданном направлении;
  • учимся наносить штриховку по образцу.

Основное задание

Предложите ребенку закончить картинку:

—    провести до земли струи вытекающей из лейки воды, следуя направлению, заданному пунктиром;

—    заштриховать облако спиралями, землю — точками, крону дерева — мелкими дугами (как показано на образце).

Дополнительные задания

Попросите ребенка ответить, на какие растения вода из лейки попала, а на какие — нет.

Пусть малыш определит, чего на грядке больше — свеклы или моркови, а затем сосчитает, сколько всего корнеплодов изображено на картинке.

Обучающие задачи:

  • учимся правильно держать карандаш (шариковую ручку);
  • учимся проводить прямые и ломаные линии в заданном направлении;
  • учимся рисовать спиральные линии в заданном направлении.

Задание 1

Прочитайте ребенку задание: «С помощью карандаша пройди от начала до конца лабиринта по голубой дорожке, а затем вернись к его началу по желтой дорожке. При этом старайся не выходить за ограниченные контуром дорожки пределы и не отрывать карандаша от бумаги. Начало лабиринта обозначено стрелкой».

Спросите, запомнил ли он, в каком направлении нужно двигаться по каждой дорожке. Если нужно, повторите задание еще раз. Затем предложите выполнить практическую часть задания.

Проверьте, насколько успешно малыш справился с поставленной перед ним задачей. Попросите его описать пройденный маршрут, используя слова «вправо» («в правую сторону»), «влево» («в левую сторону»), «вверх», «вниз».

Задание 2

Прочитайте ребенку текст задания, не показывая рисунка: «С помощью карандаша пройди от начала до конца лабиринта по розовой дорожке, а затем вернись к его началу по желтой дорожке. Сделай это, не отрывая карандаша от бумаги и не выходя за ограниченные контуром пределы дорожек. Начало лабиринта помечено стрелкой».

Выясните, хорошо ли малыш понял и запомнил, что он должен сделать. Если необходимо, повторите текст задания еще раз. После этого переходите к его практической части.

Обязательно проверьте правильность выполнения упражнения.

Обучающие задачи:

  • учимся обводить рисунок по контуру (прямые, ломаные : и волнистые линии, окружности, дуги);
  • закрепляем представления о числах от 1 до 10 и цифрах;
  • учимся писать цифры.

Начните занятие с короткого рассказа о слоненке.

Далеко-далеко отсюда, в африканской саванне, живет маленький слоненок. Конечно, ростом он уже давно больше, чем ты, и даже больше, чем я. Но по слоновьим меркам он еще малыш — весит не больше полутонны. Да и возраст у слоненка совсем детский: сегодня ему исполняется три года.

У слоновьей семьи много друзей в разных концах света. Все они решили поздравить именинника и прислали для него подарки — фрукты и игрушки. Наверное, ты знаешь, что обычно посылки адресату доставляет почтальон. Но на машине, которая развозит почту, добраться до той долины, где живет семья слоненка, очень трудно. Поэтому пришлось снарядить целый грузовой самолет и сбросить коробки с подарками на парашютах. Сейчас ты увидишь это на картинке.

Покажите малышу картинку и попросите его сосчитать, сколько всего коробок с подарками получил слоненок (10).

Затем предложите определить, в каком порядке приземлятся парашюты, и написать на каждой коробке соответствующее число. (Пусть ребенок сначала потренируется — обведет по контуру цифры, расположенные в нижней части страницы.)

Дополнительные задания

Напомните ребенку, что, кроме подарков, имениннику обычно преподносят поздравительную открытку или отправляют телеграмму с добрыми пожеланиями. Предложите ему пофантазировать и придумать текст поздравления слоненку. Начните с составления «плана» — объясните малышу, что:

—    любое поздравление должно начинаться с обращения к тому, кому оно адресовано: «дорогой друг», «милая бабушка», «уважаемая Мария Петровна» и т. д.;

—    потом должно следовать само поздравление, непременно с указанием праздника или знаменательного события: «поздравляю с днем рождения», «поздравляю с Новым годом», «поздравляю с началом нового учебного года» и т. д.;

—    вслед за этим — добрые пожелания: «желаю крепкого здоровья», «желаю успехов в учебе» и т. д.;

—    заканчиваться поздравительный текст должен подписью того, кто его составил.

В качестве наглядного пособия вы можете использовать поздравительные

открытки из семейного архива.

Сделайте вместе с малышом открытку и помогите записать составленный им текст поздравления слоненку.

Предложите ребенку закончить рисунок на открытке — аккуратно обвести простым карандашом все пунктирные линии и раскрасить все предметы.

Поздравляем с Днем рождения!

Обучающие задачи:

  • учимся правильно держать карандаш (шариковую ручку);
  • учимся обводить по контуру прямые, ломаные и волнистые линии
  • спирали, дуги и петли различной конфигурации.

Предложите малышу рассмотреть иллюстрацию на следующей странице и рассказать, что на ней изображено: для чего предназначены эти шары (это новогодние украшения; елочные игрушки), из чего они сделаны (они сделаны из стекла; они стеклянные), какими свойствами обладают (они красивые, разноцветные, блестящие; они хрупкие, легко разбиваются).

Затем попросите завершить картинку — обвести рисунок на шарах и «вдеть ниточки» в петельки, за которые шары подвешивают на елку.

Обратите внимание ребенка на то, что он должен проводить линии, следуя в направлении, указанном стрелками. Желательно, чтобы, обводя пунктирную линию, малыш не отрывал карандаш от бумаги.

Дополнительные задания

Предложите малышу составить рассказ о новогоднем празднике. Если для выполнения практической части упражнения вам понадобилось несколько занятий, вы также можете предложить ребенку для обсуждения несколько новогодних тем, например:

—    Как мы украшаем квартиру (детский сад) к Новому году.

—    Как мы празднуем Новый год.

—    Как я поздравляю с Новым годом своих родных и друзей.

Попросите ребенка вспомнить, чем, кроме стеклянных шаров, можно украсить новогоднюю елку (игрушками другой формы, гирляндами, бусами, разноцветными лампочками, конфетами в нарядных фантиках). Предложите малышу придумать и нарисовать в альбоме несколько украшений, которые можно было бы повесить на елку.

Обучающие задачи:

  • учимся правильно держать карандаш (шариковую ручку);
  • учимся выполнять штриховку прямыми, волнистыми и ломаными линиями (по образцу).

Предложите ребенку внимательно рассмотреть иллюстрацию. Он должен заметить, что изображенные на ней игрушки заштрихованы только частично — меньше чем наполовину. Объясните, что он должен самостоятельно закончить рисунок, используя эти фрагменты штриховки как образец, а также «вдеть ниточки», на которых игрушки будут висеть, — то есть обвести их.

Обучающие задачи:

  • учимся правильно держать карандаш (шариковую ручку);
  • учимся обводить по контуру рисунок, состоящий из линий ; различной конфигурации;
  • учимся выполнять штриховку спиралями, мелкими волнистыми j линиями, петлями и др.;
  • учимся при помощи штриховки передавать фактуру предмета.

Основное задание

Начните занятие с короткого рассказа.

Однажды утром повстречались на узеньком бревенчатом мостике два упрямых барана. Каждый хотел перейти речку первым, и потому никто не уступал дорогу. Посмотри, уже наступил день и солнце поднялось высоко-высоко, а упрямцы так и стоят на том же месте. Вода в речке бежит, облака несутся по небу, а бараны три часа не двигаются с места. Наверное, так они простоят до конца нашего урока. А ты за это время сможешь завершить картинку — обвести по контуру все линии, которые не закончил художник, а заодно разрисовать колечками шубу каждого барана.

Дополнительное задание

Когда малыш справится с практической частью упражнения, предложите ему подумать и рассказать, чем же закончилась история про двух баранов. Вы можете помочь ребенку наводящими вопросами:

Может быть, кто-то из них все-таки уступил дорогу?

Может быть, бараны сбросили друг друга в воду?

Может быть, хозяева спохватились, пошли искать своих глупых баранов и увели их с моста?

admin:
Related Post