Обучающие задачи:
- учимся правильно держать карандаш (шариковую ручку);
- учимся обводить по контуру рисунок, состоящий из прямых, ; ломаных и волнистых линий, дуг и петель.
Напомните малышу, что ему необходимо постараться:
- — обвести контур сплошной (непрерывной) линией, не отрывая карандаш от бумаги, от начала до конца каждой линии;
- — вести карандаш в одном направлении (не вести линию с двух сторон);
- — не отступать от контура (пунктира или сплошной линии).
Кроме того, вам нужно проследить за тем, чтобы во время выполнения упражнения ребенок не поворачивал картинку и сам не перемещался вокруг нее.
Задание 1
Предложите ребенку завершить рисунок «Лето в лесу».
Прежде чем малыш возьмется за выполнение практической части задания, попросите его рассказать, что изображено на картинке. (Приступая к работе, ребенок должен видеть перед собой не набор пунктирных линий, а целостный рисунок!) Уточните, какие детали картинки указывают на то, что перед вами именно летний сюжет (яркое солнце, небо без облаков, бабочки, птицы, грибы, непоникшая трава).
Когда малыш справится с практической частью упражнения, задайте ему дополнительный вопрос — предложите пофантазировать и рассказать, что заставило зайчика спрятаться под елкой. Помогите составить интересный рассказ при помощи наводящих вопросов:
Может быть, зайчишка спрятался, потому что где-то поблизости бродит волк? Или осторожного зверька напугали люди, собирающие в лесу грибы? А может быть, он пришел в гости к знакомой белке, которая живет как раз на этой елке? Или просто укрылся в тени ветвей от полуденной жары?
Задание 2
Основное задание
Предложите малышу завершить рисунок «Цветы».
Дополнительное задание
Выясните, знает ли малыш названия цветов, изображенных на рисунке. Спросите, какие еще цветы ему известны. Попросите перечислить отдельно полевые и садовые цветы (ромашка, незабудка, одуванчик и т. д. — роза, лилия, пион, гладиолус, бархатцы, анютины глазки и т. д.), а затем рассказать, какие из них имеют травянистые стебли, а какие — растут на кустарнике (например, роза, шиповник, сирень, черемуха, жасмин).
Обучающие задачи:
- закрепляем умение правильно держать карандаш;
- учимся рисовать геометрические фигуры по контуру.
Предложите ребенку обвести по контуру все, что изображено в рамках, соблюдая направление, указанное стрелками, и стараясь не отрывать карандаш от бумаги.
Обучающие задачи:
- закрепляем умение правильно держать карандаш (шариковую ручку);
- учимся ориентироваться в пространстве листа;
- учимся рисовать симметричные предметы по образцу ! (при помощи контура).
Предложите ребенку внимательно рассмотреть иллюстрации. Узнал ли он, что на них изображено? (Вероятнее всего, узнать знакомые предметы будет не трудно.) Спросите, что в иллюстрации показалось странным. (Каждая картинка разделена на две равные половины — одна нарисована ярко и хорошо видна, а другая лишь обозначена бледным контуром.)
Предложите малышу обвести незаконченные половинки картинок по контуру.
Когда ребенок закончит обводить контур, предложите ему еще раз внимательно рассмотреть каждую картинку и сравнить детали, из которых состоят их левые и правые половинки (их форму, количество, расположение относительно друг друга, направление линий). Малыш должен прийти к выводу, что левая и правая части каждой картинки состоят из одинаковых деталей, но расположены они зеркально («наоборот»): то, что на одной половинке находится слева, на второй половинке располагается справа.
Обучающие задачи:
- закрепляем умение правильно держать карандаш (шариковую ручку);
- учимся ориентироваться в пространстве листа;
- учимся рисовать симметричные предметы по образцу (без помощи контура).
Задание 1
Дайте малышу рассмотреть иллюстрацию и выясните, узнает ли он предметы и живые существа, которые на ней изображены. Попросите рассказать, какие детали помогли ему прийти к правильному выводу. Затем предложите ребенку закончить рисунки так, чтобы правая половина каждой картинки стала точно такой же, как левая.
Обратите внимание ребенка на то, что необходимо постараться как можно точнее воспроизвести не только крупные, но и мелкие детали рисунка — передать их форму, правильно расположить, не ошибиться в их количестве.
Задание 2
Предложите ребенку рассмотреть рисунки, рассказать, что на них изображено, а затем закончить начатую художником работу так, чтобы левая половина каждой картинки стала точно такой же, как правая.
Обучающие задачи:
- закрепляем умение правильно держать карандаш;
- знакомимся с бумагой в клетку;
- учимся ориентироваться в пространстве листа;
- учимся рисовать по клеткам линии и простые фигуры.
Для выполнения следующих четырех упражнений ребенку понадобится тетрадь в клетку.
Начните цикл занятий, объединенных темой «Рисуем по клеточкам», с рассказа о тетради в клетку. Малыш должен узнать, что ни один школьник не может без нее обойтись. Предложите малышу внимательно рассмотреть тетрадный лист и попробовать описать его своими словами. Хорошо, если ребенок самостоятельно скажет, что вся бумага покрыта «маленькими квадратиками». Объясните, что эти квадраты называются клетками, у каждой есть четыре ребра и столько же углов. Покажите, как в клеточки ровными рядами вписывают цифры и буквы.
Затем предложите ребенку внимательно рассмотреть иллюстрацию и рассказать, что он видит. Убедившись в том, что малыш понимает, как нарисованы линии/ фигуры на образце (в каком направлении проведены, сколько клеточек при этом задействовано), предложите нарисовать точно такие же в тетрадке.
На следующих занятиях малышу следует потренироваться — обвести фигуры в рамках по контуру и только после этого приступать к самостоятельному копированию в тетрадь.
Обучающие задачи:
- закрепляем умение правильно держать карандаш;
- закрепляем умение работать на клетчатой бумаге;
- учимся ориентироваться в пространстве листа;
- учимся рисовать по клеткам простые и сложные узоры (по образцу).
Предложите ребенку внимательно рассмотреть и описать узор, представленный на иллюстрации. Малыш должен самостоятельно определить: откуда начат узор (из левой части листа!); в каком направлении проведена каждая линия; через сколько клеток проходит каждая линия;
какие линии проходят по ребру клетки, а какие — описывают дугу (петлю) внутри клетки.
Выполнять это задание удобнее всего с указкой в руках.
Затем приступайте к практической части урока, во время которой ребенок должен нарисовать в своей тетради такой же узор, как на рассмотренном образце.
Обучающие задачи:
- закрепляем умение правильно держать карандаш;
- учимся ориентироваться в пространстве листа;
- учимся рисовать по клеткам простые и сложные узоры (писать графический диктант).
Занятие 1
В начале занятия вы должны объяснить ребенку, что ему предстоит выполнить совершенно новое задание — написать графический диктант, поэтому необходимо быть очень содранным: внимательно слушать, запоминать и точно следовать каждому указанию.
Суть задания состоит в том, что ребенок должен под вашу диктовку выстроить по клеточкам узор или рисунок: вы называете направление и количество клеток — малыш проводит соответствующую линию. Начинать каждый графический диктант следует с указания точки, от которой ребенок будет вести свой рисунок.
В начале каждого занятия желательно проводить простую короткую разминку, которая поможет сосредоточиться и настроиться на рабочий лад и вам и малышу. Например:
Отступи на 2 клеточки вправо от левого края листа и на 3 клеточки вниз от верхней кромки. Поставь точку. Приготовься к диктанту. Начинаем: одна клеточка вверх — одна клеточка вправо — одна клеточка вниз — одна клеточка вправо — две клеточки вверх — одна клеточка вправо — две клеточки вниз — одна клеточка вправо — одна клеточка вверх — одна клеточка вправо — одна клеточка вниз — одна клеточка вправо и т. д.
Готовый рисунок должен выглядеть так:
Убедившись в том, что малыш успешно справился с заданием разминки, можно приступать к основному упражнению.