X

Часть 2. Развиваем интеллект, учимся рассуждать

Во второй части нашей книги собраны упражнения, направленные на развитие логического, ассоциативно-образного и пространственного мышления. Однако, ознакомившись со всеми заданиями, вы непременно заметите, что основное внимание мы сосредоточили на развитии логического мышления. Это вполне естественно, ведь умение последовательно мыслить, рассуждать и делать логически обоснованные выводы, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и сопоставлять необходимо для успешного овладения многими учебными дисциплинами. Не имея этих навыков, очень тяжело научиться читать и писать, освоить математику, запомнить последовательность исторических событий… Даже для того, чтобы разучить небольшое стихотворение или составить пересказ прозаического отрывка, недостаточно только хорошей памяти — нужны навыки логического мышления. А основы ясного мышления закладываются именно в раннем возрасте. И оттого, сколько внимания вы уделите развитию мыслительных способностей малыша сейчас, во многом зависят его успехи в будущем.

Большинство предложенных в разделе упражнений — это логические задачи, разные по форме и содержанию, но непременно занимательные. Обратите внимание: каждый раз ребенку нужно не просто выполнить практическую часть задания (например, нарисовать в пустых ячейках таблицы недостающие фигуры или обвести на картинке «лишние» предметы), он обязательно должен объяснить, почему считает свое решение верным. Скорее всего, на первых занятиях это будет получаться не очень хорошо. Проявите терпение, но в то же время будьте настойчивы. Вас не должно удовлетворять только то, что малыш «все правильно показал и нарисовал», — этого мало. Невозможно научиться логически мыслить, не освоив соответствующих речевых навыков. Помогите малышу найти правильные формулировки — объясните ему, что значит «рассуждать и делать выводы». Помните, что занятия в игровой форме — это серьезная работа, которая должна приносить определенные плоды.

А теперь — за дело! Самое время приступить к практическим занятиям.

Обучающие задачи:

  • учимся находить закономерность в расположении предметов;
  • учимся выстраивать простые логические цепочки.

Предложите ребенку рассмотреть картинки, представляющие собой простые логические цепочки. Попросите его рассказать, какие предметы изображены на каждом рисунке.

Выясните, заметил ли малыш, что в расположении предметов существует определенный порядок. Например, на первом рисунке цветок всегда оказывается после гриба, яблоко — после цветка, а гриб — после яблока.

На последнем рисунке важно обратить внимание малыша не только на последовательность расположения предметов («сначала домик, за ним солнышко, а после солнышка тучка»), но также на то, что они размещены на разных уровнях: солнышко и тучка — выше линии («в небе»), а домик — непосредственно на линии («на земле»).

Убедившись в том, что ваш маленький ученик понял, по какому правилу составлены цепочки, предложите ему закончить каждую картинку — то есть нарисовать предметы, соблюдая выявленную последовательность, так, чтобы заполнить каждую строчку до конца.

Следите за тем, чтобы малыш старался изобразить предметы похожими на образец не только формой, но и размером.

Обучающие задачи:

  • учимся находить закономерность в расположении предметов;
  • учимся выстраивать простые логические цепочки.

Предложите малышу рассмотреть рисунки и раскрасить их. Прежде чем ребенок приступит к выполнению практической части упражнения, подробно разберите с ним суть задания и выясните, видит ли малыш закономерность в последовательности цветов и цветовых сочетаний на рисунке.

Упражнение

Обучающие задачи:

  • учимся находить закономерность в расположении предметов;
  • учимся выстраивать простые логические цепочки.

Предложите малышу рассмотреть картинки и дорисовать недостающие на них предметы. Разберите с ребенком задание, обратите его внимание на то, что предметы должны быть расположены в определенной последовательности.

Обучающие задачи:

  • учимся находить закономерность в расположении предметов;
  • учимся выстраивать простые логические цепочки;
  • учимся рассуждать и делать выводы.

Задание 1

Предложите своему маленькому ученику внимательно рассмотреть таблицу и постараться объяснить, какую закономерность в расположении предметов он видит, а затем рассказать, что должно быть изображено в ячейках, где стоит знак вопроса.

Если у малыша возникнут затруднения, дайте ему подсказку — предложите сравнить то, что изображено в верхней строке и крайней левой колонке таблицы, с рисунками на пересечении строчек и колонок. Ему необходимо понять, что:

  1. во второй строке таблицы на всех рисунках будет изображено яблоко, в третьей — слива, в четвертой — груша;
  2. на всех рисунках во второй колонке плод должен быть изображен с листочком, направленным в левую сторону, в третьей колонке — с листочком, повернутым вправо, а на рисунках в последней (четвертой) колонке плод не должен иметь листочка, но должен быть «положен» на тарелку.

Задание 2

Рассмотрите вместе с ребенком таблицу. Пусть он назовет все геометрические фигуры, изображенные в ее верхней строке, и все цвета, которые есть в левой колонке. Затем предложите малышу подумать и сказать, место каких фигур в таблице занимают вопросительные знаки. Если малыш успешно справился с предыдущим заданием, ему не составит труда быстро решить эту логическую задачу.

После того как ребенок устно решит задачу, предложите ему самостоятельно дорисовать недостающие геометрические фигуры.

Задания 2 и 3 аналогичны предыдущему: малышу нужно найти среди предметов в левой рамке все, что попало туда «случайно», а затем дополнить группу подходящими предметами из рамки справа.

Однако на этот раз в рамке слева находится несколько «ненужных» предметов, и ребенок должен это обнаружить, а также объяснить, почему одни предметы из рамки можно объединить в группу, а другие — нет. Суть пояснений должна быть такой: «Предметы, образующие группу, связывает то, что все они являются музыкальными инструментами. Они предназначены для исполнения музыки. У «ненужных» предметов предназначение совершенно разное: с помощью одного поливают грядки, другим измеряют температуру, третьим отвинчивают гайки. Поэтому объединить в группу их нельзя».

Обучающие задачи:

  • учимся объединять предметы в группы, исходя из наличия или отсутствия у них определенных признаков;
  • учимся рассуждать и делать выводы.

Спросите малыша, какие он знает средства передвижения. А какие летательные аппараты ему известны? Предложите рассмотреть рисунок.

Основное задание

Пусть малыш покажет и назовет здесь все, что можно отнести к летательным аппаратам. Попросите его объяснить, на какие признаки он обращает внимание, решая, можно ли отнести предмет к этой группе. Если ребенку трудно самостоятельно сделать выбор, задайте наводящие вопросы.

Все ли предметы на этом рисунке могут подняться в воздух?

Все ли предметы из тех, что могут летать, являются летательными аппаратами?

Какие из них могут поднять и перевезти человека или какой-то груз, а какие — нет?

Почему нельзя назвать летательными аппаратами бумажный самолетик, воздушные шарики и воздушного змея?

Спросите, какие летательные аппараты существуют на самом деле, а какие являются сказочными или фантастическими (ковер-самолет, летающая тарелка). Предложите малышу вспомнить, в каких сказках обыкновенные воздушные шарики превращались в летательный аппарат («Винни-Пух и все, все, все» А. А. Милна, «Три толстяка» Ю. Олеши) и чем закончился полет.

Выясните, знает ли малыш, для чего предназначены различные летательные аппараты, попросите назвать наиболее яркий признак каждого из них, например:

  • —    пассажирский самолет нужен для того, чтобы перевозить людей на дальние расстояния; один из его ярких признаков — множество иллюминаторов по борту;
  • —    вертолет нужен, чтобы перевозить людей и грузы в такие места, где не сможет приземлиться самолет, главные отличительные признаки вертолета — два винта (большой на крыше, маленький на хвосте), вертикальный взлет;
  • —    космическая ракета нужна для того, чтобы «возить» людей и грузы в космос, иначе ее называют космическим кораблем и т. д.

Спросите, кто управляет различными летательными аппаратами (самолетами и вертолетами — летчики; космическими кораблями — космонавты; летающими тарелками — инопланетяне; ковром-самолетом — сказочные волшебники; ступой — Баба-яга). Возможно, вам придется познакомить ребенка с новыми для него словами: пилот, экипаж, астронавт (так называют космонавтов в Америке), авиатор (так называли летчиков сто лет назад, когда появились самые первые самолеты — аэропланы).

Дополнительное задание

Предложите малышу еще раз внимательно рассмотреть на картинке все, что не может летать, и ответить на вопрос, почему художник, желая сбить нас с толку, выбрал для картинки именно такие лишние предметы. Что в их облике или других свойствах напомнило ему летательные аппараты?

Подсказка для родителей

У вентилятора есть пропеллер — так же, как у вертолета и аэроплана. Вытянутый корпус подводной лодки напоминает формой фюзеляж самолета. Круглое окошко автоматической стиральной машины похоже на иллюминатор пассажирского самолета или космического корабля. Работающий пылесос шумит почти так же громко, как взлетающий реактивный самолет; к тому же он немного напоминает сказочного дракона, а сказочный дракон умеет летать.

Обучающие задачи:

  • учимся устанавливать логические и ассоциативные связи между : словами;
  • учимся находить лишнее слово в цепочке.

Предложите ребенку внимательно прослушать слова, назвать лишнее (или лишние) и объяснить свой выбор.

Задание 1

Ромашка, василек, ландыш, заяц, колокольчик, роза, одуванчик. (Лишнее слово — «заяц». Это название животного, а все остальные слова являются названиями цветов.)

Задание 2

Туфли, босоножки, сапоги, лапти, пижама, ботинки, кроссовки, валенки, очки. (Лишние слова — «пижама» и «очки». Они не являются обувью.)

Задание 3

Человек, собака, жук, олень, камень, обезьяна, цифра, лягушка. (Лишние слова — «камень» и «цифра». Это не названия живых существ.)

Задание 4

Ветер, дождь, светофор, снег, засуха, метель, гроза, город, наводнение, радуга. (Лишние слова — «светофор» и «город». Это не названия природных явлений.)

Задание 5

Самолет, птица, воздушный шар, поезд, пчела, бабочка, вертолет, ведро. (Лишние слова — «поезд» и «ведро». Эти предметы не могут летать.)

Задание 6

Сугроб, сани, варежки, велосипед, лыжи, мороз, шуба, стрекоза, снегопад. (Лишние слова — «велосипед» и «стрекоза». Они никак не связаны с темой «Зима».)

Задание 7

Вперед, налево, медленно, назад, вокруг, вверх, направо, вниз, громко. (Лишние слова — «медленно» и «громко». Они не указывают направления.)

Вы можете самостоятельно составлять различные словесные цепочки, в которых малыш будет находить лишние слова. Это может стать для него увлекательной и полезной интеллектуальной игрой. Однако помните, что ребенку должно быть хорошо известно значение всех предлагаемых вами слов, иначе он просто не сможет справиться с заданием.

Обучающие задачи:

  • учимся находить несоответствия и нелепости в сюжете картинок.

Предложите ребенку рассмотреть две картинки на тему «Лето в деревне», нарисованные нерадивым художником, найти и перечислить все существующие на них нелепицы, а затем подсказать художнику, какие изменения он должен внести в свою работу.

Обучающие задачи:

  • учимся восстанавливать последовательность событий — определять, «что было сначала, а что потом».

Предложите своему маленькому мыслителю рассмотреть шесть картинок и определить, в каком порядке происходили изображенные на них события. Пусть ребенок расскажет, что происходит на картинках, обозначит порядок фрагментов цифрами (их нужно написать в кружочках в нижней части каждого рисунка) и объяснит, почему последовательность должна быть именно такой.

Обучающие задачи:

  • учимся сравнивать и сопоставлять размеры похожих предметов;
  • учимся рассуждать и делать выводы.

Основное задание

Прикройте верхнюю часть иллюстрации листом бумаги и предложите малышу взглянуть на нижнюю часть картинки. Знает ли он, что здесь изображено?

Если ребенок не знает, что такое собачья будка (конура), задайте ему наводящие вопросы.

Может ли человек жить в таком странном домике?

Может ли дикий зверь (не в сказке) построить для себя такое жилище?

Для кого или для чего человек может построить такую будку?

Откройте верхнюю часть рисунка и предложите определить, какой собаке принадлежит каждая конура, и провести стрелки от собак к их жилищам. Спросите, на какой признак малыш обратит внимание в первую очередь, чтобы решить поставленную задачу.

Дополнительное задание

Попросите ребенка дать каждой собаке кличку, которая будет соответствовать ее характеру. Объясните, что собачье имя должно отражать качества, которыми обладает пес. Поэтому такие обычные имена, как Чарли, Дэзи, Барбос, Мухтар, Шарик, не подходят, так как не дают представления о том, как собака себя ведет, как относится к людям и другим животным. Зато могут подойти имена Непоседа, Пират, Хитрец, Смелый, Забияка и т. д.

Обучающие задачи:

  • учимся рассуждать и делать выводы;
  • учимся находить нужный предмет методом исключения.

Предложите ребенку рассмотреть рисунок, где изображены портреты трех замечательных огородников и овощи, которые они выращивают.

Если ваш ребенок уже освоил первые навыки чтения, он должен самостоятельно познакомиться с огородниками и «представить» их вам — то есть прочитать вслух имена под портретами. Если же малыш пока не умеет читать, вам необходимо не только сказать ему, как зовут каждого персонажа, но и убедиться в том, что ребенок эту информацию твердо запомнил, — иначе он не сможет выполнить задание.

Основное задание

Малышу предстоит решить логическую задачу:

Ты только что познакомился с тремя великими огородниками. Все они выращивают прекрасные плоды: один — гигантские тыквы, другой — чудесные сахарные арбузы, третий — великолепные помидоры. Выясни, что растет на поле у каждого, если

Федор выращивает не тыквы и не помидоры,

Антон выращивает не арбузы и не тыквы,

Степан выращивает не помидоры и не арбузы.

Попросите ребенка соединить портрет каждого огородника с выращенными им плодами непрерывными прямыми линиями. Обязательно проверьте правильность выполнения упражнения и попросите объяснить, как он рассуждал, чтобы прийти к нужному выводу.

Дополнительные задания

Предложите ребенку еще раз взглянуть на картинку, чтобы более внимательно рассмотреть и запомнить внешний облик каждого огородника. Затем закройте книгу и попросите ответить на вопросы.

У кого из огородников есть усы?

Кто из них носит соломенную шляпу?

У кого из них лысая голова?

У кого нос самый большой? У кого самый тонкий? У кого самый короткий?

Откройте книгу и проверьте, правильно ли ребенок ответил на вопросы.

Предложите ребенку подобрать как можно больше слов, с помощью которых можно передать, насколько хороши плоды, которые выращивают Федор, Антон и Степан. Подскажите, что некоторые из них уже прозвучали в условии задачи (прекрасные, гигантские, чудесные, великолепные). Хорошо, если ребенок самостоятельно найдет еще несколько эпитетов, например: вкусные, сочные, огромные, полезные, аппетитные.

Выясните, знает ли ребенок, какими еще словами можно назвать огородников. Знакомы ли ему слова «крестьянин», «фермер», «овощевод». Спросите, какое понятие в парах «огородник — крестьянин» и «огородник — фермер» кажется ему более обобщенным. Если ребенок затруднится с ответом или ошибется, объясните ему, что фермер и крестьянин могут заниматься не только выращиванием овощей, но также разводить сельскохозяйственных животных, растить хлеб, выращивать фрукты. Таким образом, понятия «фермер» и «крестьянин» являются более обобщенными по сравнению с понятием «огородник».

admin:
Related Post