Глава четвертая. ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ. Первый раз в первый класс


Несколько слов о подростках

В одиннадцать лет начинается новый возрастной период. Дети превращаются в подростков. Подростковый возраст — наиболее трудный в жизни ребенка, хотя, как мы убедились, легких периодов вообще не бывает. Почему наиболее трудный? Потому что в этом возрасте протекает самый затяжной и самый выраженный физиологический криз, называемый в медицинском и педагогическом обиходе пубертатным.

Пубертатный криз характеризуется резким эндокринным сдвигом, бурной деятельностью коры надпочечников и половых желез. :»

Гормоны коры надпочечников способствуют развитию вторичных половых признаков: формирование, соответственно полу, строения тела, ломка голоса, непроизвольные выделения семенной жидкости по ночам — у мальчиков, развитие грудных желез, появление менструаций — у девочек.

По теории Г. Селье, кора надпочечников играет решающую роль в реакции стресса, т. е. в реакции восстановления нарушенного равновесия организма, реакции преодоления вредного воздействия «чрезвычайных раздражителей», нередко опасных для жизни.

Стресс мобилизует все защитные ресурсы организма, вызывает напряжение всех органов и тканей. Осуществляется эта мобилизация за счет работающих на полную мощность желез коры надпочечников. У подростков же усиленная секреция желез коры надпочечников фактически постоянна, таким образом, они как бы все время находятся в состоянии стресса. Этим, в частности, объясняется крайне неустойчивая у подростков вегетатика: резкие колебания артериального давления, неприятные ощущения в различных частях тела, снижение аппетита, потливость, вялость, (непереносимость духоты, частые смены настроения и т. д.

Повышенная деятельность половых желез также вызывает дисгармонию в развитии подростков. С одной стороны, половых гормонов вырабатывается больше, чем у взрослых людей. С другой стороны, несамостоятельность, скованность родительскими запретами и школьной дисциплиной ведет к пассивному образу жизни. Подросток практически не может реализовать вовне свои огромные энергетические возможности. И его энергия выливается то в упрямство и непослушание, то в грубость и раздражение, то в неадекватные поступки и хулиганские выходки.

Период подростковой «ошалелости» обычно сбивает с толку родителей. Перестают помогать испытанные методы воспитания, наказания не приносят никакого эффекта, разговора по душам не получается. Подросток становится недоступен, у него начинается своя личная жизнь, появляются свои «тайны».

В пубертатном возрасте заканчивает развитие вторая сигнальная система, оформляется темперамент, происходит становление характера, короче формируется личность. Подростки отличаются повышенным вниманием к своей формирующейся личности, к своему «Я». В этот период впервые появляется самоанализ, начинается самокопание, подросток предпринимает отчаянные попытки разобраться, «кто он есть», чем его «Я» отличается от других. Самооценки в этом возрасте крайне неустойчивы, порой резко меняются под влиянием различных внешних факторов: получил пятерку— и он гений, будущее мировое светило, двойка — и гений превращается в бездарность, никчемного «психа».

Душевная жизнь подростка крайне противоречива. С одной стороны, повышенная ранимость, резкая реакция на любое неосторожное замечание или отрицательное мнение окружающих. С другой стороны, максимализм, беспощадность и холодность по отношению к другим людям. Это самые строгие судьи родителей, учителей и всех взрослых. Подростки в этом отношении склонны к широким обобщениям, суждения их категоричны и безоговорочны. Если хоть однажды взрослый человек показал себя с плохой стороны, подросток его презирает, отвергает «раз и навсегда».

И родителям необходимо быть очень осторожными и внимательными, чтобы не подорвать доверие у своего сына или дочери. Нужно в корне изменить характер внутрисемейных взаимоотношений. Признание старшими прав личности подростка, отношение с ним на равных способствует ликвидации конфликта, приводит к доверительному отношению в семье, дает взрослым возможность контроля и влияния па поступки подростка. Ведь в отроческом возрасте ребенок крайне нуждается в добром, умном и все понимающем советчике. Если . он не находит такого советчика дома, он ищет его на стороне. И порой находит далеко не лучшего.

Многие исследователи говорят о сходстве первого и третьего физиологических кризов. Как в том, так и в другом у ребенка возникает масса вопросов — мучительных и неразрешимых. И тому, и другому кризу свойственна реакции упрямства, и тот и другой характеризуется богатой эмоциональной жизнью. Это сходство необходимо учитывать в том плане, что отрицательные формы поведения, невротические реакции, которые выявились у ребенка во время первого физиологического криза, при сходных условиях имеют тенденцию повторяться в пубертате, только более бурно и тяжело.

Сейчас много говорят и пишут об акселерации. Что это такое? Прежде всего, акселерация

— это ускоренное физическое развитие современных детей. Факт ускоренного развития доказывается даже статистически. Средний вес и рост рождающихся заметно выше, чем несколько десятилетий назад. Также отмечается большой средний вес и рост на всех последующих этапах развития. «Помолодели» и многие заболевания. Так, хорея в прошлом возникала не ранее 11 — 12 лет, сейчас она нередко встречается уже у восьмидевяти летних детей. Значительно раньше начинается у современных детей, особенно у девочек, развитие вторичных половых признаков.

В чем причина акселерации? Окончательный ответ на этот вопрос наука нам еще не дала. Одни считают ее причиной улучшение магериально-бытовых условий и питания детей, другие связывают акселерацию с таким фактором, как урбанизация современной жизни, увеличение потока информации. Так или иначе акселерация существует. Хорошо это или плохо? Как она сказывается на детях, к чему приводит? В целом, конечно, акселерация положительное явление. Помимо физического, обычно отмечается и более раннее интеллектуальное развитие, что крайне необходимо при том огромном потоке информации («взрыве информации»), которую приходится перерабатывать и усваивать современным подросткам. Но, к сожалению, у акселерации немало и издержек. Дело в том, что раннее физическое развитие современных детей не влечет за собой ускорения нравственного и социального созревания, в социальном плане подростки еще долго остаются инфантильными. Таким образом, акселерация обеспечивает не столько раннее общее созревание, сколько усиливает дисгармонию между физическим и социальным развитием, утяжеляет течение пубертатного криза.

Особенно эта дисгармония сказывается в сексуальной сфере. У детей теперь значительно раньше появляется интерес к противоположному полу, значительно раньше появляется половое влечение. Такая ситуация (при недосмотре и при неправильной тактике родителей) может привести к ранней половой жизни или к онанизму. С другой стороны, дисгармония между психическим и физическим развитием способствует заметному увеличению невротических реакций в пубертатном возрасте.

В этот период нередко отмечаются такие «взрослые» неврозы, как истерия, неврастения, психастения. Есть и специфические неврозы: так называемые пубертатные реакции и патологическое развитие личности. Мы уже говорили о механизме реакции протеста (оппозиции), и имитации. Сейчас мы расскажем вкратце о формах проявления этих реакций у подростков.

Неврозы, возникающие в результате трансформации патологических влечений-(повышенной сексуальности, расторможение «кочевого» инстинкта). Эти невротические

реакции характеризуются антисоциальным поведением подростков — воровство, бродяжничество, садистские наклонности.

Реакция эмоционально-аффективной неуравновешенности. Она характеризуется вспышками гнева, агрессией, нередко под влиянием незначительных нервных факторов, например, обидного замечания в адрес подростка. Иногда агрессия направлена на самого себя. В таких случаях аффективная вспышка заканчивается попыткой самоубийства. Анархически-протестное поведение. Подросток становится нетерпим по отношению к окружающим людям, нигилистически настроен ко всему человеческому обществу. Подросток вступает в различные дурные компании, начинает мстить людям — поджигает дома, бьет стекла, обрывает провода и т. д.

Болезненная реакция на свою внешность или ее оценку окружающими. У подростков (чаще у девочек) появляется сверхценная идея о своей мнимой уродливости или полноте. Чтобы похудеть, некоторые подростки совершенно отказываются от еды, иногда доходя до состояния физического истощения.

В тех случаях, когда под влиянием неблагоприятных условий болезненные реакции как бы поддерживаются извне, они могут закрепляться надолго, иногда на всю жизнь, переходя из реакции в патологическое развитие личности.

Пубертатный криз — серьезное испытание для растущего детского организма, особенно его нервно-психической и интеллектуальной сферы. Очень часто в пламени криза сгорают «маленькие гении», поражавшие в семи-девятилетнем возрасте своими математическими, музыкальными или поэтическими способностями. Также, как волшебный голос у иных маленьких певцов, способности их исчезают после полового созревания. Это обстоятельство необходимо иметь в виду и не захваливать детей, проявляющих в раннем детстве ту или иную одаренность, ибо к 17—18 годам от нее может ничего не остаться, кроме необоснованных претензий и завышенного «уровня притязаний» обанкротившегося вундеркинда.

Мы очень коротко и схематично остановились на подростковом периоде, потому что проблема подростков настолько велика и значительна, что требует особого, обстоятельного разговора и выходит за рамки этой книжки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт