Глава пятая. ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ


В своих беседах выдающийся советский педагог Л. С. Макаренко говорил о следующих главных ошибках, которые допускают родители при воспитании детей: злоупотребление уговорами, злоупотребление разъяснительными беседами, лаской, приказом, поощрениями, наказаниями, уступчивостью, твердостью. Каждое из этих качеств само по себе не содержит при умеренном использовании ничего дурного. Ведь из этого высказывания никак не следует, например, что ребенка нужно вообще лишить ласки или вообще прекратить с ним разъяснительные беседы, или никогда и ни в чем не уступать. Нет, только в крайнем своем проявлении все эти качества становятся отрицательными, становятся ошибками воспитания.

Мы в этой книге сделали попытку проанализировать причины детской нервности, раскрыть пути возникновения основных детских нервных заболеваний, показать на конкретных примерах, как отдельные ошибки воспитания сказываются на нервнопсихическом здоровье ребенка. Но мы совершенно не пытались абсолютизировать те или иные рекомендации, не стремились дать готовых рецептов на все случаи жизни.

Ведь из того, что у некоторых наших пациентов неврозы возникли после посещения цирка, зоопарка или детского утренника, никак не вытекает вывод, что необходимо лишить вообще всех детей радости знакомства с обитателями зоопарка, брызжущего через край веселья детских утренников, захватывающего зрелища цирковых представлений. Кстати, у нас есть пример и того, как ребенка лишили всех этих удовольствий, упрятали от неожиданностей и опасностей реальной жизни за крепкими стенами собственной усадьбы и что из этого получилось. Вспомните о Фаттыхе Нариманове из рассказа «Ночной звонок».

Воспитание детей—большое искусство, искусство, требующее не трафарета, а сугубо индивидуального подхода к каждому конкретному ребенку. Помните, как в рассказе «мямля» посещение цирка оказалось совершенно безвредным для Вити и послужило причиной развития невроза у его сводного брата. Но ведь и у Кости могло бы не возник путь невротической реакции, если бы отец, зная его индивидуальные особенности, объяснил заранее, что акробаты застрахованы от случайного падения, что опасность для их жизни совершенно исключена.

Но если невозможно дать готовых схем воспитания, общих для всех детей методик, если у разных детей — различные причины развития невротических реакций, если одна и та же ситуация может привести к совершенно противоположным результатам, то, естественно, напрашивается вопрос: нужно ли вообще обременять родителей педагогическими и медицинскими сведениями. Не лучше ли ориентировать их на собственную интуицию и рекомендовать им доверять прежде всего собственному здравому смыслу?

Этот вопрос далеко не праздный. «В книге всемирно известного американского ученого Бенджамина Спока «Ребенок и уход за ним» можно, например, прочитать: «Главное, что нужно ребенку, — ваша любовь и забота. И это гораздо ценнее, чем теоретические знания». И еще: «…Хорошие, любящие родители, интуитивно выбирают самые правильные решения… Будьте естественны и не бойтесь ошибок». Но ведь ошибка ошибке рознь. Некоторые из них ведут к печальным и, увы, необратимым последствиям.

И можно ли всегда полагаться только на интуицию и так называемый здравый смысл? Ведь каждый день над нами всходит и заходит солнце, «однако ж прав упрямый Галилей». Интуиция — одно из самых счастливых свойств человеческого разума, но что от даст современному человеку, не имеющему теоретических знаний. Многие великие открытия и в наше время, и в прошлые века были сделаны благодаря интуиции. Ньютону упало на голову яблоко — и он открыл закон всемирного тяготения. Дж. Уатт увидел, как подпрыгивает под паром крышка чайника—и изобрел паровой двигатель. В обоих случаях решающее значение сыграла интуиция. Но так же в обоих случаях ученым потребовались специальные знания, чтобы ах интуитивные догадки превратились во всемирный закон пли великое изобретение.

Так и при воспитании. Знание причин детских нервных заболеваний, несомненно, поможет избежать ошибок, которые приводят к срыву высшей нервной деятельности, а знание основных проявлений неврозов позволит вовремя распознать первые признаки болезни. И тут уже в полную власть вступает интуиция, потому что от родителей требуется не буквальное следование педагогическим и медицинским указаниям, а творческое их применение и претворение в жизнь в каждом конкретном случае.

Только интуиция, базирующаяся на знании теории, может привести и приводит к желаемым результатам, собственно, и Бенджамин Спок всей своей прекрасной книгой убедительно опроверг проскользнувшее у него сомнение относительно важности теоретических знаний при воспитании детей.

В этой главе мы коснемся нескольких вопросов, волнующих воспитателей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт