Глава пятая. ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ


О непослушании детей.

Отчего оно происходит? Опыт непослушания накапливается у детей постепенно и при своем становлении постоянно и неуклонно подкрепляется неправильной тактикой родителей. Например, ребенок плачет до тех пор, пока его не возьмут на руки, не приступает к еде, пока ему не расскажут сказку, отказывается выполнять требование матери, пока она не пообещает купить желаемую игрушку. Непослушание возникает в результате постоянных уступок, в результате, не знающей никаких разумных границ, родительской любви. Недаром одним из синонимов непослушания является слово избалованность.

Что же, могут спросить нас, вообще не нужно показывать своей любви к детям, лишить их ласки и нежности, разговаривать с ними только в холодном и строгом тоне? Вот как ответил на этот вопрос А. С. Макаренко: «Можно быть как угодно ласковым с ребенком, шутить с ним, играть, но когда возникнет надобность, надо уметь распорядиться коротко, один раз, распорядиться с таким видом и в таком тоне, чтобы ни у вас, ни у ребенка не было сомнений в правильности распоряжения, в неизбежности его выполнения». Распоряжение должно быть понятным и посильным для ребенка, оно не должно противоречить ни здравому смыслу, ни предыдущим распоряжениям, ни распоряжениям других родственников. Очень плохо, когда один из родителей требует одно, другой — другое, иногда противоположное. Вот ребенок и приноравливается не слушаться ни того, ни другого. Распоряжение не должно отдаваться со злостью или раздражением, но и не должно превращаться в уговаривание.

Требования родителей к ребенку должны быть конкретны и определенны. Бесполезно абстрактно приказывать, например, «убрать» в комнате. В силу того, что у детей только к девяти-десяти годам формируется абстрактное мышление, они такого приказания просто не осмыслят по-настоящему. Нужно вполне определенно и конкретно объяснить, а если нужно, то и показать, что они должны сделать и как.

Требования родителей не должны страдать непостоянством. Если вы приучаете ребенка убирать за собой постель или мыть после еды посуду, то он должен делать это всегда, каждый день, а не от случая к случаю. Иначе один раз он схитрит и не выполнит вашего требования, в другой раз открыто откажется выполнять.

Тесно с вопросом о непослушании соприкасается проблема наказания. Можно ли наказывать ребенка? Если можно, то как? С ростом общей культуры все меньше остается сторонников так называемой «ременной педагогики». Физическое наказание, в первую очередь, признание духовной слабости воспитателя, признание полной педагогической беспомощности.

«Наказание, — пишет А. С. Макаренко, — очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности… Цель наказания не в том, чтобы унизить маленького человека, а в том, чтобы вызвать в нем переживание сделанной ошибки».

Даже переход родителей на сухой, официальный тон в обращении с провинившимся ребенком—достаточно суровое и действенное, по А. С. Макаренко, средство наказания.

Из других видов и форм наказания можно назвать: задержку удовольствия или развлечения, запрещение выхода к товарищам, отсрочку обещанной покупки.

В любом случае наказание должно быть обосновано и соответствовать тяжести проступка. Необоснованные, грубые наказания часто становятся причиной отсутствия контакта между родителями и детьми, не менее часто они ведут к детской нервности, к неврозам. Нередко нервная сшибка наступает у детей, родители которых крайне несдержанны в эмоциональном отношении. Нельзя, — говорит А. П. Чехов,— делать детей игрушкой своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топотать па них ногами.

Много споров вызывает и такой вопрос: с какими задатками, кем рождается ребенок — диким зверем или кротким невинным ангелом. Если «диким зверем», то все задачи воспитания сведутся к тому, чтобы обуздать животные инстинкты. Если «невинным ангелом», то достаточно, по-видимому, отгородить ребенка от вредных влияний, изолировать от «суровой» действительности — и все будет в порядке.

Не правы ни те, ни другие. Все качества человека как хорошие, так и дурные\’ не даются с рождения, все они вырабатываются в процессе жизни, в процессе воспитания. Врожденным бывает только тип нервной системы, темперамент, да и он, по последним исследованиям советских ученых, может изменяться в зависимости от внешних условий. Многие родители жалуются на нехватку времени для воспитания. В самом деле, большинство родителей в наше время работают, многие, кроме основной работы, ведут большую общественную деятельность, свободного времени остается мало. Но и этого времени при разумном его использовании оказывается достаточно для успешного воспитания детей.

Вот, что пишет по этому поводу видный русский педагог, учитель К. Д. Ушинского, П. Г. Редкий: «Если вы подарите вашим детям хоть по нескольку минут в день на осмотр комнат, где вы живете; если изредка побеседуете с ними в сумерки; если по воскресным и праздничным дням возьмете их иногда с собой на прогулки городские или загородные и, спрятав свою мнимую ученость, приметесь сами снова учиться с ними вместе, то в продолжении тех лет, пока дети ваши останутся при вас, вы накопите для них значительный капитал знания и развития, который принесет огромные проценты, а сверх того, вы сами для себя извлечете отсюда и удовольствие, и пользу».

Еще несколько слов о внедомашней жизни ребенка. Дело в том, что вне дома — в школе, во дворе, на улице ребенок может быть несколько иным, чем в семье. Домашний деспот, кумир семьи может занимать в ребячьем коллективе далеко не первое место, быть незаметным, заурядным, трусливым. Подобные диспропорции почти всегда ведут к нервности, к невротическим реакциям. Поэтому родители обязаны знать: что представляют из себя их дети во внедомашней обстановке, чтобы вовремя заметить и но мере возможности ликвидировать возникающие «диспропорции».

Великий древнегреческий философ Платон писал, что нет ничего божественней воспитания, что только через воспитание человек делается настоящим человеком. От нас самих зависит, какими вырастут наши дети. «Плохое воспитание,— по словам А. С. Макаренко,— это наше будущее горе, это — наши слезы, это — наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Поэтому вопросы правильного воспитания, профилактика детских нервных заболеваний и устранения причин детской нервности имеют большое значение, являются одним из важнейших факторов в борьбе за построение коммунистического общества.

Нынешние дети — будущие строители коммунизма, будущие творцы истории. Им жить в обществе, которое поставило целью воспитать нашу молодежь не только всесторонне образованной и духовно красивой, по и здоровой, закаленной. Решение этих больших задач немыслимо без объединенных усилий школы, семьи и общественности.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт