Глава четвертая. ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ. Первый раз в первый класс


Что же делать?

Мы рассказали последнюю историю не для того, чтобы посеять недоверие к педагогам. Стоит ли доказывать, что учитель (даже самый опытный)—не маг и не волшебник, он не застрахован от ошибок, как и все люди. Но чисто педагогические ошибки происходят главным образом тогда, когда нет должного контакта между родителями и школой.

Есть родители, которые во всех бедах склонны винить школу, учителей. «Мы воспитывали детей до семи лет,— рассуждают они, — а теперь это не наше дело». Чаще всего так рассуждают именно те родители, которые по-настоящему не занимались воспитанием и плохо подготовили своих детей к школе. Конечно, проще всего переложить свою вину на чужие плечи, но детям-то от этого не легче.

В современной семье воспитывается один-два, в редких случаях три-четыре ребенка, а у учителя около сорока таких детей, совершенно разных, совершенно незнакомых. И каждого он должен изучить досконально, к каждому должен найти сугубо индивидуальный подход. Кто, кроме родителей, может и должен помочь ему в этом?

Нервных, раздражительных, повышенно ранимых детей надо познакомить с будущим педагогом еще до начала школьных занятий. Это даст возможность учителю с первых же дней уделить этим детям особое внимание. Зная со слов родителей те или иные особенности ребенка, учитель быстрее подберет к нему ключи, предотвратит обострение или возобновление неврозов.

В качестве примера приведем случай, когда правильная тактика учителя помогла избавиться одному нашему пациенту от заикания. В отсутствие мальчика-заики педагог разъяснил его одноклассникам сущность этого заболевания, конечно, в доступной детям форме. Учитель обратился к классу за помощью. «Мы можем помочь нашему товарищу выздороветь, если будем действовать сообща», — сказал он. И класс откликнулся на просьбу учителя. Прекратились шуточки, передразнивания, обидные клички. Все словно перестали замечать, что мальчик заикается. Когда его вызывала к доске, стихали даже самые отчаянные шалуны. Судьба товарища стала делом всего класса. И результаты не замедлили сказаться.

При правильном педагогическом подходе можно добиться, что дети не будут «замечать» и нервных тиков. Взрослых порой поражает жестокость детей по отношению к ребятам, страдающим теми или иными физическими недостатками. Но жестокость детей чаще всего есть результат бедного воображения, недостаточно развитого у них умения почувствовать чужую боль как свою. И опытный педагог всегда может добиться понимания и правильного отношения детей к их больному товарищу.

Правильный педагогический подход должен быть и к непоседливым, чрезмерно подвижным детям. Учитель может назначить такого ученика к себе в помощники, что, конечно, будет импонировать ребенку. В течение урока педагог несколько раз обратится к малышу с просьбой помочь разложить картинки или другие учебные пособия, попросит стереть с доски или даже во время урока отправит в коридор намочить тряпку. Таким образом, чрезмерная двигательная активность ребенка будет направлена в нужное русло, станет полезной классу. Такая тактика учителя даст возможности чрезмерно подвижному ученику реализовать свою повышенную\’ двигательно-мускульную потребность, не нарушая общей дисциплины. Большую помощь может оказать врачу опытный педагог и при лечении школьных неврозов.

Таким образом первым важным фактором при воспитании нервных детей в школьном возрасте должен стать постоянный тесный контакт между родителями и школой. В семье должен восторжествовать «культ» учителя. Ни в коем случае нельзя при детях обсуждать, а тем более осуждать действия учителя, даже если он действительно неправ. Вы можете высказать свои претензии самому педагогу, в крайнем случае директору школы, но не высказывайте их при детях.

Если вы осуждаете при ребенке его школьного наставника, вы тем самым не только подрываете авторитет учителя, не только затрудняете ему работу, но и ставите под удар своего ребенка и в первую очередь его учебу. Представьте себе еще и такую возможность: несмотря на все критические замечания и осуждение, педагог все-таки сумел добиться симпатии, авторитета и даже любви у вашего ребенка, тогда все злые слова, брошенные в его сторону, вернутся, подобно бумерангу, к вам самим.

Некоторые родители, потеряв контакт с учителем, начинают добиваться перевода сына или дочери в другой класс или даже в другую школу. Надо сказать, что переход от учителя к учителю, из школы в школу не всегда проходит для ребенка безболезненно, иногда служит причиной нервной ошибки, так как в разных школах и у разных педагогов различные способы подхода к детям, у каждого учителя своя, сугубо индивидуальная манера преподавания. Ребенку, особенно со слабым типом высшей нервной деятельности, не всегда легко перестроиться, приспособиться к новому учителю. Поэтому по возможности необходимо избегать подобных переводов.

Вторым важным фактором при воспитании нервных детей является правильная организация учебы и отдыха ребенка. Здесь в первую очередь нужно учитывать то обстоятельство, что у всех нервных детей отмечается слабость и быстрая истощаемость центральной нервной системы. Поэтому все мероприятия должны быть направлены на укрепление нервной системы и предупреждение утомления.

Дополнительные занятия с ослабленными детьми сразу же после уроков, как правило, не приносят эффекта. Некоторые опытные педагоги назначают таким детям дополнительные занятия не после, а перед уроками, хотя в последнем случае имеется немало чисто организационных препятствий, связанных с очень ранним началом школьных занятий. Поэтому мы приветствуем высказанное в «Литературной газете» предложение видных советских ученых перенести начало первого урока на 45—60 минут.

И в домашних условиях не стоит заставлять детей сразу же после школы приниматься за домашние задания. Перерыв между школьными занятиями и приготовлением уроков должен составлять не менее трех-четырех часов. Желательно, чтобы часть этого времени ребенок провел на свежем воздухе, участвуя в подвижных играх. Для ослабленных детей рекомендуется и короткий дневной сон.

Лучше всего начинать приготовление уроков с 16—17 часов, потому что позднее активность нервных клеток снижается и ребенку труднее втянуться, в учебную деятельность. Выполнение домашнего задания должно перемежаться короткими перерывами. Для первоклассников перерывы нужно делать: при занятии арифметикой через каждые 5—7 минут, письмом — 8—12 минут, чтением — 15—20 минут; для учеников третьих—четвертых классов соответственно: 8—10 минут, 15—20 минут, 20—25 минут.

Обычно советуют начинать приготовление уроков с самых трудных или средних по тяжести предметов и заканчивать более легкими, Не всегда такая тактика правильна. Для детей со слабым типом высшей нервной деятельности — робких, нерешительных рекомендуется начинать как раз г наиболее легких предметов. Во-первых, такие дети постепенно втягиваются в учебную деятельность, а во-вторых, при выполнении легких предметов они быстрее справляются с заданием, что вызывает у них положительные эмоции, вселяет уверенность в свои силы. Именно в этом и состоит главная задача: дать ребенку возможность вкусить радость победы. И тогда он с большим интересом и уверенностью в себе приступит к приготовлению более трудных уроков.

Для всех детей, а тем более ослабленных, необходимо установить четкий режим дня. Продолжительность сна младших школьников должна быть не менее 11 —12 часов в сутки. Непосредственно перед сном не рекомендуется никаких возбуждающих нервную систему мероприятий: чтение страшных сказок или рассказов, просмотр телевизионных передач, не рекомендуются подвижные шумные игры. Лучше всего непосредственно перед сном погулять с малышом на свежем воздухе 15—20 минут. Кроме того, надо приучить ребенка ложиться спать и вставать в одно и то же время. При соблюдении этих правил сон ребенка будет более глубоким и обеспечит лучший отдых для нервных клеток. Необходимы для укрепления нервной системы и общего здоровья ребенка такие закаливающие процедуры, как утренняя гимнастика с влажным обтиранием и душем, катание на коньках, лыжах, летом купание, вообще любые подвижные и спортивные игры. Последнее время заметно увлечение детей телевидением. Для младших школьников ежедневная норма просмотра телевизионных передач (по исследованиям психологов) не должна превышать одного часа в день. Надо всячески уберегать детей младшего школьного возраста от недозированного потока информации, который обрушивается на их еще неокрепшую нервную систему.

Тактика воспитания детей, страдающих логоневрозами, собственно ничем не отличается от тактики воспитания в дошкольном возрасте. Нужно только учитывать, что у школьника-заики вдвое увеличивается нагрузка: к логопедическим занятиям присоединяются занятия в школе. Поэтому для таких детей необходимо еще более тщательно организовать режим дня, четкую смену учебы и отдыха, Водно-солевая диета для детей с ночным энурезом также принципиально ничем не отличается. Но необходимо очень тщательно следить за гигиеной больного ребенка. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы от него дурно пахло, так как это вызовет насмешки в школе и усугубит невроз.

Наибольшие трудности представляют, конечно, лечение Я воспитание детей, неусваивающих школьную программу, детей с астеническими состояниями и с задержкой темпа психического развития. Надо заметить, что нередко в разряд неуспевающих попадают и интеллектуально полноценные, но нервные дети. На этот счет имеется немало исторических примеров. Ньютон, Дж. Уатт, Свифт, Чарлз Дарвин, Морзе, Франклин, Байрон — считались в школе неспособными. Происходит это из-за того, что воспитатели порой не распознают вовремя действительную природу ребенка, не умеют за фасадом нервности разглядеть незаурядные способности.

Первое, что надо сделать — пробудить у неуспевающего ученика интерес к учению, сформировать такие мотивы, которые были бы понятны самому ребенку и вызывали у него желание учиться. Никакие нотации, нравоучения и наказания здесь не помогут.

У школьника с задержкой интеллектуального развития основой познавательной деятельности остается игра. Игру и надо сделать для таких детей первой ступенькой к обучению. Еще в прошлом веке известный немецкий ученый Ф. Фрабель разработал систему дидактических игр, помогающих в обучении. Сейчас таких систем немало. Они составлены с учетом индивидуальности различных по складу детей, в каждом отдельном случае подобрать необходимую систему вам поможет педагог. Мы остановимся здесь только на некоторых типичных упражнениях и играх.

Допустим, ребенку плохо дается арифметика. Начните с ним игру в магазин — с настоящими весами, яблоками, конфетами. В такой игре можно постепенно обучить ребенка считать, даже решать несложные задачи. Например, вы кладете на весы три яблока и спрашиваете: если мы добавим еще два яблока, сколько будет? Еще пример. Малыш помогает вам мыть посуду. Неожиданно вы ему предлагаете: «Ну-ка, давай посчитаем, сколько у нас тарелок? А теперь сколько блюдец? А сколько всего тарелок и блюдец?» Занятия арифметикой мол<но продолжить и во время прогулки: сколько деревьев, сколько скамеек, а если поставить еще две скамейки и т. д. Такие занятия будут интересны, а главное, не утомительны для малыша. Постепенно он привыкнет к арифметическим действиям и задачам и будет их решать уже и вне игры.

При затруднении в письме обычно рекомендуют проговаривание текста, даже при списывании его с учебника или доски. При затруднении в чтении известную помощь могут оказать кубики с буквами на плоскостях. Обучившись в игровой ситуации складывать из кубиков слова, малыш постепенно научится составлять из букв слова, т. е. читать их и без помощи кубиков.

Чрезмерно подвижного ребенка постепенно, исподволь можно приучить сдерживать себя. Например, вы читаете вслух интересную книгу и ставите условие, что ребенок будет сидеть не двигаясь, положив руки на стол. Как только он сделает какое-либо движение, вы прекращаете чтение, прерывая его даже на самом интересном. Такое же условие можно ставить при просмотре телевизионных передач, выключая телевизор при нарушении ребенком «договора». Интерес заставит малыша сдерживать себя, поможет ему развить умение сосредоточивать внимание, что в дальнейшем благоприятно скажется на его поведении в школе.

Если чрезмерно подвижных детей нужно занимать «тихими» играми, требующими сосредоточения и повышенного внимания, то чрезмерно замедленных, наоборот, надо вовлекать в игры подвижные, требующие проявления самостоятельности и активности. Нужно исподволь развивать у таких детей стремление к победе, к успеху. В развитии этого стремления бесспорную помощь могут оказать занятия спортом.

Совместными согласованными усилиями, родителей, врачей и педагогов можно выработать у нервных детей недостающие качества и купировать симптомы нервности.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт