Глава четвертая. ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ. Первый раз в первый класс


Опять двойка

Двоечники, неуспевающие ученики, не усваивающие школьную программу дети — сколько огорчений и забот приносят они родителям и педагогам, сколько сил и времени отнимают у них! В чем же причина? Почему появляются неуспевающие ученики? Что делать, если ребенок не усваивает школьную программу? Все эти вопросы чрезвычайно актуальны, особенно сейчас, когда начальная школа перешла на новую, более сложную и трудоемкую программу обучения.

Когда учитель начинает первый урок, все дети для него равны и одинаковы — все в новенькой, отглаженной форме, у всех новые портфели, наборы чистых тетрадей и учебников. Все равные.

Но вот проходит первый день, второй, третий и уже выясняется: одни дети на лету

схватывают объяснения, легко выводят в тетради первые палочки, крючочки, кружочки, другим письмо дается с трудом — палочки разъезжаются, кру; жочки не могут свести концы с концами, а есть дети, которым ничего не удается, даже строчку они удержать не могут, соскальзывают, пишут вкривь и вкось, не поймешь что. Дальше — больше. Все уже начинают читать несложные тексты, а отдельные ребята не , могут еще соединить две буквы в слог. Все решают первые арифметические задачи, а для некоторых еще недоступно понятие о числе, считают они чисто механически и если попросить их посчитать в обратном порядке, например, от 10 до 0, то они даже не могут осмыслить данное им задание. Так появляются неуспевающие ученики.

Причины неусвоения школьной программы разнообразны и сугубо индивидуальны. Причиной может служить уже описанная нами задержка темпа психо-физического развития.

Среди других причин — астенические состояния, вызванные либо хроническими заболеваниями, либо остаточными явлениями черепно-мозговой травмы.

Иногда неусвоение школьной программы вызвано локальным (т. е. частичным) поражением коры головного мозга. Эти дети при нормальном интеллекте не могут, например, освоить письмо (аграфия), или чтение (алексия), или счет (акалькулия). Тугоухость и слабое зрение также могут послужить причиной неуспевания в школе.

Сразу оговоримся: мы здесь совершенно не касаемся вопроса об умственно отсталых детях. При выявлении таких детей медико-педагогические комиссии направляют их в специальные вспомогательные школы.

Несмотря на многообразные причины отставания в учебе, всех двоечников можно условно разбить на две группы: чрезмерно подвижных и чрезмерно замедленных.

Чрезмерно подвижные дети крайне отвлекаемы, неусидчивы, беспокойны. Они не могут надолго сосредоточить внимание, любой самый незначительный посторонний раздражитель их отвлекает. Задребезжали стекла от проехавшей мимо машины, скрипнула парта в противоположном конце класса, кто-то заглянул в дверь — мгновенно их внимание переключается на этот раздражитель, они теряют нить объяснения учителя, а при ответах нить своего рассказа. Когда педагог обращается к ним, они часто, не дослушав вопрос до конца и не осмыслив его, сразу же начинают отвечать или задают встречный вопрос. Из-за своей отвлекаемости они не могут охватить целиком прочитанный рассказ или условия арифметической . задачи, поэтому не улавливают главный смысл рассказа или задачи. Такие дети не могут спокойно сидеть за партой, крутятся, вертятся, порой пересаживаются с парты на парту, мешают другим детям, дергают девочек за косички, тыкают пером в спины сидящих впереди учеников, затевают игры с учебными пособиями, Пытаются вовлечь в эти игры своих соседей. Обычно (опять же из-за повышенной отвлекаемости) не доводят начатое дело до конца. Тетради у них недописаны, грязны, рисунки недорисованы. В дальнейшем, если с такими детьми не проводить коррекционной работы, из них формируются хронические двоечники, драчуны, забияки, срывщики уроков.

У чрезмерно замедленных детей, наоборот, в отношении дисциплины как будто все хорошо. За партой они сидят — не шелохнутся, во время объяснения глядят в глаза учителю, вроде бы выполняют все его указания. На переменах также ведут себя спокойно, не принимают участия в общих подвижных играх и шалостях, обычно стоят в стороне. Однако в учении они также не блещут успехами, как и чрезмерно подвижные. Объяснения учителя проходят мимо их ушей, не воспринимаются ими. Такие дети крайне инертны, безынициативны, вялы и на первый взгляд равнодушны к школьным занятиям. Обычно их пытаются «подстегивать», обвиняют в ленности, иногда наказывают, но безуспешно, потому что дело не в ленности и равнодушии, а в слабости и истощаемости центральной нервной системы. Даже легкое умственное напряжение вызывает переутомление нервных клеток и детям становятся недоступными премудрости школьного материала.

Впрочем, и у чрезмерно подвижных детей поведение также обусловлено слабостью центральной нервной системы, только у них страдают в первую очередь процессы торможения, тогда как у инертных детей ослаблены процессы возбуждения.

Во всех случаях неуспевающие ученики должны быть тщательно обследованы как в педагогическом, так и в медицинском плане.

Прежде чем перейти к описанию школьных неврозов, приведем рассказ, в основу которого положена действительная история болезни из практики одной детской клиники Москвы. Некоторым читателям данный пример может показаться нетипичным. Но это не совсем так. Хотя внешнее оформление подобной невротической реакции на самом деле встречается не. так уж часто, однако механизм ее развития выражен здесь наиболее ярко. Кроме того, в этом случае, как в фокусе, собрались многие типичные ошибки воспитания, приводящие и неврозам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт