Глава четвертая. ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ. Первый раз в первый класс


Школьные нервозы

Невроз у Фаттыха развился по истерическому механизму условной желательности. Об этом механизме мы подробно говорили в предыдущей главе.

Истерические реакции могут быть и другого характера: у некоторых детей «отнимаются» ноги, у других — перед уходом в школу развивается неукротимая рвота, у третьих— непрекращающийся кашель. Бывают случаи мнимой слепоты и глухоты. Мы наблюдали одного мальчика, у которого по утрам, перед школой резко повышалась температура вплоть до 38°, причем через несколько часов она резко падала и становилась нормальной. И что самое удивительное— в воскресные дни никакого повышения температуры не отмечалось. Родители обошли с мальчиком всех специалистов, которые признали его абсолютно здоровым. У мальчика, так же как и у Фаттыха, был невроз.

Данную группу неврозов принято называть школьными. Механизм их развития, как мы уже говорили, истерический. Подвержены этим неврозам, как правило, избалованные, капризные дети, которых школа лишает всех тех привилегий и преимуществ, которыми они пользовались дома. У таких детей в результате неправильного воспитания, как выражаются психологи, искусственно завышен «уровень притязаний». Захваленные родителями они долго не могут приспособиться к заурядному положению в ребячьем коллективе.

Очень трудно освоиться со школьным укладом и тем детям, которых родители держали, как говорится, в ежовых рукавицах, строго наказывали за малейший проступок. Такие дети робки, пугливы, безынициативны. Они не могут постоять за себя, и в детском коллективе нередко превращаются в объекты насмешек и шуток. У них отбирают тетради, прячут портфели, щипают, толкают, дают обидные клички. Все это, без сомнения, травмирует и без того ослабленную психику, приводит к неврозам.

Школьные неврозы могут возникать и в результате других ошибок или неблагоприятных обстоятельств. У одной нашей пациентки перед каждой контрольной работой развивалась неукротимая рвота. Невроз возник по механизму патологически упрочившейся условной связи. Перед одной из контрольных утром у девочки наблюдалась рвота, которая крайне перепугала мать. Был вызван врач, девочка уложена в постель, она пропустила занятия, пропустила трудную контрольную. В дальнейшем рвота стала наблюдаться перед каждой контрольной, и даже тогда, когда девочка была уверена в своих силах.

У другой нашей пациентки пропал голос после одного из школьных вечеров, где сна пела. Девочка была некрасива, косоглаза с множеством веснушек на лице. Но она обладала удивительно красивым и звонким голосом, у нее был \’исключительный музыкальный слух. Во время исполнения песни кто-то из мальчишек небрежно заметил: «Смотрите, косая, а как поет!». Девочка услышала это замечание, убежала со сцены, долго безутешно плакала. В результате у нее «пропал» голос. После длительного лечения речь восстановилась, но петь девочка с тех пор категорически отказывалась.

В раннем школьном возрасте в результате переутомления может развиться и такой сугубо «взрослый» невроз — неврастения. На прием к врачу привели девочку, третьеклассницу. Она жаловалась на вялость, слабость, сильные головные боли, отсутствие аппетита, а главное, бессонницу. Девятилетняя девочка не могла спать без снотворных, по и такой лекарственный сон не приносил чувства отдыха, утром опять беспокоили головные боли: словно обручем стягивало голову. Наша маленькая пациентка стала плаксивой, раздражительной, нетерпеливой, похудела, побледнела, стала плохо учиться. Если раньше она схватывала все на лету, то теперь ей нужно было несколько раз прочесть заданный на дом урок, чтобы хоть немного что-то понять.

«Читаю, — жаловалась она, — и вдруг замечаю, что не помню, не знаю, не понимаю, что

читаю». Девочка с первого класса была круглой отличницей, гордилась этим. Кроме этого, она занималась в музыкальной школе, опять-таки на отлично, посещала кружок иностранных языков, так как родители собирались отдать ее в специальную школу. У девочки буквально не было свободного времени, а если и выдавался свободный час, то она его проводила у телевизора. Такая интенсивная умственная нагрузка оказалась для девочки непосильной.

Неврастения может возникнуть также в результате временного ослабления центральной нервной системы, наступившего после инфекционной болезни—кори, скарлатины, гриппа или после черепно-мозговой травмы (сотрясения мозга).

В раннем школьном возрасте у детей со слабым типом высшей нервной деятельности — мнительных, внушаемых, впечатлительных могут развиваться и так называемые ипохондрические жалобы. Дети начинают жаловаться на боли в сердце, на «печень», на «почки» или вдруг заявляют, что у них столбняк. Такие неврозы обычно являются следствием частых разговоров взрослых о различных страшных болезнях. Помните, как возникла «дядюшкина» болезнь у Фаттыха Нариманова («Ночной звонок»).

Приучая детей к опрятности и чистоте, некоторые родители чрезмерно запугивают их инфекционными заболеваниями. Бывает, что в присутствии заболевшего ребенка родители ведут разговоры о возможных осложнениях. Подобные запугивания и разговоры об осложнениях также иногда являются причиной ипохондрических неврозов.

Выше мы говорили о специфических неврозах, характерных для школьников. Однако в раннем школьном возрасте могут возникать и такие неврозы, как тики, ночной энурез, ночные страхи, заикание. Причиной их может послужить как испуг, так и неблагоприятная ситуация в семье. Еще не снимается в этом возрасте «проблема второго ребенка». Неврозы у младших школьников могут возникать как реакция протеста на повторный брак, на появление в семье мачехи или отца.

Невротические реакции могут иногда возникать и в результате чисто педагогических ошибок. Одного из наших пациентов, мальчика со слабым типом высшей нервной деятельности, учительница назначила старостой класса только потому, что он был отличником. По складу характера этот мальчик никак не мог быть заводилой, вожаком ребят. Дети его не слушались, не выполняли его поручений, а однажды даже сорвали классное собрание, разбежались по домам, а всю ответственность дружно взвалили на него. Дело усугублялось еще тем, что среди ребят уже самостоятельно выявился вожак, которого учительница уязвила своим выбором. И он иногда нарочно делал так, чтобы у старосты ничего не получалось. В результате наш пациент стал хуже учиться, у него расстроился сон, появились ночные страхи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт